Технология активных методов обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках ОРКСЭ
Путь ребенка в культуру религии – это путь путешественника. Поэтому необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя. Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных методов обучения. В процессе работы над темой урока возможно использование таких методов как метод моральных дилемм и дискуссий, эвристический и исследовательский методы. Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе (тема «Заповеди»). Проблемное обучение, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения — он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можем задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод (обобщение). Этот метод применим на уроках, связанных с темами добродетели, милосердии, т.е. золотыми правилами нравственности. Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по темам курса. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными («Россия – родина моя», «Всюду добрые люди вокруг…» «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» и др. Создание проектов способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. 6. Работа с текстами учебника способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.). Приложение. Упражнение «Расшифруй слово». Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например: Задание. Для тех, кто хочет знать больше. Даётся текст известных коротких молитв на церковнославянском языке. Задание: Попробуй прочитать текст.Какие буквы церковнославянского алфавита отличаются от русских? каждый человек.
Работа с притчами Данные методы используют многие коллеги при изучении курса ОРКСЭ, поэтому не буду останавливаться на характеристике каждого из них, а поделюсь своим опытом преподавания курса ОРКСЭ в нашем образовательном учреждении, особое внимание, уделив модулю «Основы мировых религиозных культур», при этом задействую также опыт своих коллег. Главным в преподавании данного модуля, на наш взгляд, является не знаниевый компонент. Безусловно, мы уделяем достаточное внимание изучению новых понятий, терминологии, но прежде всего, все усилия мы направляем на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Девиз изучения ОРКСЭ в нашем учреждении: Главное - вместе! В начале учебного года с целью создания условий для изучения ОРКСЭ и формирования представления о Родине совместно с учителями, родителями и обучающимися на параллели мы проводим праздничный урок «Россия - наша Родина». Для поддержания интереса к изучаемому курсу, воспитания нравственности, уважения к родителям, семье в течение учебного года проводим праздники «Проводы зимы», «Рождественские колядки», «Твори добро», «Семейные посиделки», «В гостях у Марьи». Активное участие в организации и проведении праздников принимают родители обучающихся. Групповая работа Обучающиеся приходят на урок из разных классов, поэтому педагогу следует познакомить их, сплотить. С этой целью часто используем на уроках групповую работу. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. При групповой организации учебной деятельности младших школьников применяем игровые методики, включаем элементы состязательности. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга. Ценно для нас то, что мы прибегли к помощи пятиклассников, которые с удовольствием становятся консультантами на уроках, помогают педагогу, группам, обучающимся. Часто используемые нами формы и приемы работы в рамках данной технологии:
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Проектирование Большое внимание при изучении курса уделяем проектированию, особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Темы проектов:
Коллективные проекты:
Надо отметить, что активно включаются в работу над проектами и родители обучающихся. Каждый обучающийся за защиту проекта получает благодарность.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |