Образец тестовых заданий по отдельным темам дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения………………………………………………………….4 2. Темы и их краткое содержание…………………………………………….5 3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе……………….………………………...………….…7 4. Список рекомендуемой литературы………………………………..……...14 5. Перечень информационных ресурсов …………………………….………17 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы ........……..17
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль): «Уголовно-правовая». Методические указания и задания к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе по дисциплине «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» предназначены для работы студентов на семинарских занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе литературных источников и нормативных актов, приобретения практических результатов при квалификации правонарушений, а также выполнения контрольной работы для студентов очной и заочной форм обучения. Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении дисциплин: «Конституционное право», «Уголовный процесс», «Уголовное право». Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих дисциплин: Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений, Проблемы доказательств в уголовном процессе, Прокурорский надзор.. Дисциплина «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» изучает нормативную основу и теоретические аспекты процессуального статуса подсудимого и защитника как участников уголовного судопроизводства, а также принципы деятельности адвокатов, осуществляющих защиту по уголовным делам. Целью изучения дисциплины «Права подсудимого и участие защитника в уголовном процессе» является: получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, обязательных для освоения профессиональных компетенций, необходимых для осуществления таких видов профессиональной деятельности, как правоприменительная и правоохранительная по разработке и реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка. В ходе изучения дисциплины обучающийся должен решать следующие задачи: − изучение и усвоение норм процессуального права, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан, законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства; − изучение и усвоение теоретических знаний по уголовному процессу в части содержания процессуального статуса подсудимого и защитника; − формирование умения обосновывать и принимать в пределах должностных обязанностей решения и совершать действия, связанные с реализацией правовых норм; − формирование умения правильно составлять и оформлять юридические документы; − формирование умения использовать полученные при изучении юридических дисциплин знания в профессиональной деятельности; − владение навыками принятия мер, направленных на защиту прав человека и гражданина; − владение юридической терминологией; − владение навыками работы с правовыми актами; − владение навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; − владение навыками разрешения правовых проблем и коллизий; − владение навыками по эффективному применению в профессиональной деятельности полученных в процессе изучения юридических дисциплин знаний 2. ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Тема 1. Подсудимый как участник уголовного процесса, его процессуальное положение 1. Подсудимый по делам публичного, частно-публичного и частного обвинения. 2. Общая характеристика прав подсудимого, предусмотренных ст. 47 УПК РФ. 3. Понятие и содержание права подсудимого на защиту. 4. Права подсудимого в судебном разбирательстве первой инстанции. 5. Права подсудимого в апелляционном, кассационном и надзорном производстве. Права подсудимого при особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. 6. Содержание обязанностей подсудимого. Тема 2. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности РФ 1. Принципы деятельности адвокатуры. 2. Организация, принципы деятельности и полномочия адвокатской палаты субъекта РФ и ее органов адвокатского самоуправления. 3. Организация, принципы деятельности и полномочия федеральной палаты адвокатов РФ и ее органов адвокатского самоуправления. 4. Порядок выборов и компетенция президента Федеральной адвокатской палаты и адвокатской палаты субъекта РФ. 5. Формы адвокатских образований: порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности. Тема3 Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката 1. Условия и порядок приобретения статуса адвоката. 2. Основания и порядок приостановления статуса адвоката. 3. Основания и порядок прекращения статуса адвоката. Тема 4 Защитник как участник уголовного процесса 1. Правовая природа и содержание права на защиту. 2. Понятие защитника, лица, допускаемые в качестве защитников. 3. Порядок назначения, приглашения и замены защитника, оплата его труда. Случаи обязательного участия защитника. Отказ от защитника. 4. Общая характеристика полномочий и обязанностей защитника. Гарантии независимости и ответственность защитников. Тема 5 Этика адвоката и адвокатская тайна 1. Понятие и содержание адвокатской этики. 2. Понятие адвокатской тайны. 3. Обязанности адвоката по обеспечению сохранности доверенных сведений. Тема 6 Основы адвокатского расследования 1. Понятие и правовая природа адвокатского расследования. 2. Нормативная основа и принципы ведения адвокатского расследования. 3. Деятельность защитника в процессе доказывания. Тема 7. Тактика ведения защиты в предварительном расследовании и судебном разбирательстве 1. Процессуальная деятельность адвоката на стадии возбуждения уголовного дела и в связи с задержанием лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления и применением к нему мер пресечения. 2. Заключение соглашения об оказании юридической помощи и проведение консультаций с подозреваемым, обвиняемым. 3. Понятие и виды позиций защиты по уголовным делам, принципы их формирования и обоснования. 4. Участие защитника в процессуальной процедуре предъявления обвинения и ознакомления с материалами оконченного расследования. 5. Участие защитника в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. 6. Основы ораторского искусства адвоката. Принципы построения, структура и содержание защитительной речи. Тема 8. Участие адвоката в апелляционном, кассационном и надзорном производстве 1. Ознакомление с материалами дела. Анализ обжалуемого судебного решения, подготовка апелляционной, кассационной и надзорной жалобы. 2. Участие адвоката в заседании суда апелляционной инстанции. 3. Участие адвоката в кассационном производстве. 4. Участие адвоката в судебном разбирательстве надзорной инстанции. Тема 9. Особенности деятельности адвоката в суде с участием присяжных заседателей 1. Порядок подачи обвиняемым ходатайства о рассмотрении уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей. 2. Участие адвоката в формировании коллегии присяжных заседателей. 3. Деятельность адвоката в судебном следствии по убеждению присяжных заседателей в правильности и справедливости избранной позиции защиты и завоевание их доверия. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения. Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются: - работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными. Решение задач осуществляется на семинарских занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет. Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: - конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); - подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; - решение задач. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проводиться в письменной, устной или смешанной форме. Для студентов заочной формы обучения, а также заочной формы обучения с применением ДОТ результатом внеаудиторной самостоятельной работы является предоставление контрольной работы. · Контрольная работа является одной из составляющих учебной деятельности студента по овладению знаниями в уголовного права. Цель контрольной работы – закрепить знания, накопленные в результате изучения дисциплины, приобрести навык самостоятельной работы и умение применять теорию в решении конкретных задач. Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы: 1. закрепление полученных ранее теоретических знаний; 2. выработка навыков самостоятельной работы; 3. выяснение подготовленности студента к семинарским занятиям. Контрольная работа должна включать: титульный лист, оглавление, ответы на вопросы, практическое задание, список использованной литературы. Задание контрольной работы студенты получают у преподавателя во время установочной или основной сессии. Контрольная работа должна быть представлена на проверку преподавателю на семинарских занятиях в период сессии. Защита контрольной работы проводится в форме собеседования, либо в интерактивной форме для студентов, обучающихся по образовательной программе с применением дистанционных образовательных технологий. Задание может выполняться студентом в период сессии в аудитории под руководством преподавателя.
3.1. Вопросы для самоподготовки по темам дисциплины 1. Общая характеристика процессуального положения подсудимого (ст. 47 УПК РФ). 2. Подсудимый по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения, особенности его процессуального статуса. 3.Правовая основа, содержание и значение права на защиту 4. Характеристика прав подсудимого в судебном следствии при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции. 5. Право подсудимого на участие в прениях сторон и на последнее слово. 6. Характеристика прав подсудимого в апелляционном производстве. 7. Характеристика прав подсудимого в кассационном производстве. 8. Характеристика прав подсудимого в надзорном производстве. 9. Права подсудимого при особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. 10. Особенности процессуального статуса подсудимого при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 11. Особенности процессуального статуса подсудимого при производстве о применении принудительных мер медицинского характера. 12. Особенности процессуального статуса подсудимого при производстве в отношении отдельных категорий лиц. 13. Содержание обязанностей подсудимого. 14. Принципы деятельности адвокатуры в РФ. 15. Организация, принципы деятельности и полномочия адвокатской палаты субъекта РФ. 16. Организация, принципы деятельности и полномочия Федеральной палаты адвокатов РФ. 17. Организация и общая характеристика полномочий собрания (конференции) адвокатов и совета адвокатской палаты. 18. Организация и общая характеристика полномочий ревизионной и квалификационной комиссия. 19. Всероссийский съезд адвокатов, собрание (конференция) адвокатов, совет федеральной палаты адвокатов: организация и полномочия. 20. Порядок выборов и компетенция президента Федеральной адвокатской палаты и адвокатской палаты субъекта РФ. 21. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности адвокатского кабинета. 22. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности коллегии адвокатов. 23. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности адвокатского бюро. 24. Порядок образования, реорганизации и ликвидации, принципы деятельности юридической консультации. 25. Условия приобретения статуса адвоката. 26. Порядок допуска и сдачи квалификационного экзамена и присвоения статуса адвоката. 27.Основания и порядок приостановления статуса адвоката. 28. Основания и порядок прекращения статуса адвоката. 29. Понятие защитника, лица, допускаемые в качестве защитников и момент допуска защитника к участию в уголовном деле. 30. Порядок назначения, приглашения и замены защитника, оплата его труда. Случаи обязательного участия защитника и отказ от защитника. 31. Общая характеристика полномочий и обязанностей защитника в уголовном судопроизводстве. 32. Порядок привлечения адвоката. К корпоративной, гражданско-правовой, административной, уголовной, ответственности. 33. Гарантии независимости защитников. 34. Понятие и содержание адвокатской этики. 35. Понятие адвокатской тайны. Обязанности адвоката по обеспечению сохранности доверенных сведений. 36. Понятие и признаки адвокатского расследования. 37. Нормативная основа и принципы ведения адвокатского расследования. Участие защитника в процессе доказывания по уголовным делам. 38.Участие адвоката в судебном разбирательстве при рассмотрении вопросов об избрании мер пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу. 39. Заключение соглашения об оказании юридической помощи, его структура и содержание. 40. Участие защитника в процессуальной процедуре предъявления обвинения и ознакомления с материалами оконченного расследования. 41. Принципы и условия проведения консультаций с подозреваемым, обвиняемым. 42.Понятие и виды позиций защиты по уголовным делам, принципы их формирования и обоснования. 43. Участие защитника в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. 44. Участие адвоката в заседании суда апелляционной инстанции. 45. Участие адвоката в заседании суда кассационной инстанции. 46. Участие адвоката в заседании суда надзорной инстанции 47. Особенности участия адвоката в рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей. 3.2. Ситуационные задачи для занятий семинарского типа При выполнении практической части задания необходимо формулировать четкий и полный ответ в соответствии с вопросами, поставленными в задаче. Решение задачи в обязательном порядке аргументируется со ссылкой на статьи нормативного источника.
Тема 1 Подсудимый как участник уголовного процесса, его процессуальное положение Задача 1. Рассматривая уголовное дело, суд приступил к оглашению материалов предварительного следствия. Были зачитаны показания обвиняемого Швецова, в которых он частично признавал себя виновным в совершении преступления. На суде Швецов категорически заявил, что таких показаний не давал. В допросе обвиняемого на предварительном следствии участвовала защитник Стретельчикова. Она подписала протокол допроса и не высказала каких-либо возражений по поводу неправильности записей показаний. Стретельчикова защищала подсудимого и в ходе судебного разбирательства. Имеется ли у суда возможность выяснить у защитника: -обстоятельства допроса ее подзащитного на предварительном следствии и содержания данных им показаний; -подтверждает ли она, что своей подписью удостоверила правильность фиксации показаний обвиняемого. Задача № 2 12.12 в 20.30 Шафранов был задержан при сбыте наркотических средств в особо крупном размере. Следователь посчитал необходимым заключить под стражу подозреваемого и вынес постановление с ходатайством об избрании указанной меры пресечения. Есть ли в данном случае основания для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу? Если есть, то укажите их. Задача № 3 По делу об убийстве следователь решил провести проверку показаний обвиняемых на месте. На место происшествия выехали следователь и два оперативных работника полиции, туда же были доставлены трое обвиняемых. Следователь представил обвиняемым всех участников следственного действия, спросил, нет ли отводов, заявлений и ходатайств, разъяснил обвиняемым их права, и попросил рассказать по очереди, как происходило убийство. На следующий день обвиняемых доставили в кабинет следователя, где им была показана видеозапись проверки показаний и предъявлен для ознакомления и подписи протокол следственного действия. Допущены ли нарушения УПК РФ при производстве проверки показаний на месте, если да, то поясните их.
Правильно ли разъяснения следователя?
Тема 5. Адвокатская этика и адвокатская тайна
Задача № 1 В ходе судебного разбирательства защитник неоднократно грубо нарушал порядок в зале судебного заседания. После ряда предупреждений , сделанных в адрес защитника, судья принял решение о наложении на него денежного взыскания в размере одной тысячи рублей. Правомерно ли решение судьи? Как должен был поступить судья?
Задача № 2 В юридическую консультацию к адвокату Стоцкому обратился Захаров, который рассказал о своей причастности к серии квартирных краж, совершаемых его знакомым, по договоренности с которым об обстоятельствах, рассказанных им адвокату во время Захаров хранил у себя дома и перепродавал похищенные вещи. Можно ли допрашивать Стоцкого в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному по факту совершенных краж? Можно ли допрашивать Захарова в качестве свидетеля консультации?
Тема 6. Участие защитника на стадиях досудебного производства Задача № 1 Несовершеннолетний Тищенко привлечен в качестве обвиняемого. При предъявлении ему обвинения присутствует приглашенный следователь в качестве защитника адвокат Белов. Однако Тищенко заявил, что он не желает, чтобы в деле участвовал адвокат, так как ни в чем не виновен и суд его непременно оправдает. Беседовать с адвокатом обвиняемый отказался. Какое решение надлежит принять следователю в приведенной ситуации? Тема 7. Тактика ведения защиты в судебном производстве Задача № 1 По уголовному делу обвинению Р. в совершении убийства в процессе предварительного следствия проводился следственный эксперимент, в котором принимает участие эксперт ЭКУ ГУВД области и судебно-медицинский эксперт. эти же люди впоследствии проводили криминалистическую и судебно-медицинскую экспертизы. В процессе судебного заседания защитник подсудимого заявил суду ходатайство об отводе экспертов. Обосновано ли ходатайство об отводе защитника? Тема 8 . Участие адвоката в апелляционном, кассационном и надзорном производстве Задача № 1 В кассационной жалобе защитник осужденного просил отменить приговор, поскольку дело было рассмотрено незаконным составом суда : преступление было совершено в Центральном районе, а уголовное дело рассматривалось в суде Железнодорожного района . Обоснованы ли доводы защитника? Какое решение следует принять суду кассационной инстанции по поступившей жалобе? Тема 9. Особенности деятельности адвоката в суде с участием присяжных заседателей Задача № 1 В апелляционной жалобе защитник осужденного просил отменить приговор, поскольку он постановлен на основании обвинительного вердикта присяжных заседателей, который не подтверждается доказательствами, рассмотренными в судебном заседании. Какое решение по данной жалобе защитника должен принять суд апелляционной инстанции?
Образец тестовых заданий по отдельным темам дисциплины
Тема 1 Подсудимый как участник уголовного процесса, его процессуальное положение Тестовое задание 1. Вопрос о виновности или невиновности подсудимого решается на стадии: а). возбуждения уголовного дела б). судебного разбирательства в). предварительного следствия Тестовое задание 2. В ходе предварительного расследования ходатайство подозреваемого (обвиняемого) должно быть разрешено не позднее - а) . 10 суток с момента его заявления б). 5 суток с момента его заявления в). 3 суток с момента его заявления Тестовое задание 3. Процессуальный документ, в котором следователь фиксирует результаты действий, направленных на собирание доказательств, называется: а). постановлением б). протоколом следственного действия в). актом процессуального действия Тестовое задание 4. Протокол о задержании должен быть составлен с момента доставления лица в орган дознания в срок не более - а). часа б). 3 часов в). 12 часов
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |