Тема 1. Понятие, задачи, принципы и система уголовного права.
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Методические указания и задания к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе для обучающихся
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция направленность (профиль): Уголовно-правовая
Новосибирск 2018
Методические указания и задания к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» для обучающихся направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция/ [сост. С.А. Достовалов, к.ю.н., доцент, О..В. Шмыгина, старший преподаватель]; ЧОУ ВО Центросоюза СибУПК. – Новосибирск, 2018. –24с.
Рецензент Шеслер А.В., док-р. юрид. наук, профессор
Методические указания и задания утверждены и рекомендованы к использованию в образовательном процессе кафедрой уголовного права, процесса и криминалистики, протокол № 10 от 22 июня 2018 г.
© Сибирский университет потребительской кооперации, 2018 СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения…………………………………………………………....4 2. Темы и их краткое содержание………………………………………….…..5 3. Методические указания и задания к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе…………………………………………...……..….…8 4. Список рекомендуемой литературы………………………………..……...22 5. Перечень информационных ресурсов …………………………….………24 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы …………..24 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дисциплина относится к вариативной части дисциплин учебного плана направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция, направленность (профиль): «Уголовно-правовая». Методические указания и задания к занятиям семинарского типа и самостоятельной работе по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предназначены для работы студентов на семинарских занятиях, самостоятельного изучения дисциплины на основе литературных источников и нормативных актов, приобретения практических результатов при квалификации преступлений, а также выполнения контрольной работы для студентов очной и заочной форм обучения, очно-заочной (с применением дистанционных технологий) форм обучения. Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин: «История отечественного государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Административное право», «Теория государства и права», «Уголовное право» Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих дисциплин: Криминалистика, Криминалистическое исследование документов, Прокурорский надзор, Уголовный процесс и др. Основная цель дисциплины - является получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, обязательных для освоения профессиональных компетенций, необходимых для осуществления таких видов профессиональной деятельности, как правоприменительная и правоохранительная по разработке и реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка. В ходе изучения дисциплины обучающийся должен решать следующие задачи: − изучение и усвоение содержания и особенностей профессиональной этики в юридической деятельности; профессиональных обязанностей; высоких профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к юристу; − изучение и усвоение основ действующего уголовно-исполнительного законодательства, основных положений, категорий и институтов права, обеспечивающих законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства; − изучение и усвоение понятия уголовно-исполнительной политики и ее основных направлений; основ коррупционной политики; − формирование умения применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях; разрешать правовые вопросы на основе профессиональных и морально-этических требований; − формирование умения в условиях меняющегося уголовно-исполнительного законодательства применять полученные теоретические знания, приспосабливая их к новой обстановке; − формирование умения оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере коррупционной политики; анализировать юридические факты; применять нормы уголовно-исполнительного права в практической деятельности; − формирование умения выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения; − владение навыками применения норм этики и морали в общении с осужденными в соответствии с нормами этикета; − владение юридической терминологией. В методической разработке предложены вопросы для самоподготовки, задачи и методические указания по их выполнению. Выполнение предложенных заданий позволит сориентировать студентов на решение практических задач и рассмотрение конкретных правовых ситуаций. Для юриста-профессионала очень важно суметь применить теорию на практике. Разрешение смоделированных либо взятых непосредственно из судебной практики случаев поможет студенту в освоении правил квалификации, даст более полное представление об изучаемом предмете.
ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Тема 1. Понятие уголовно – исполнительного права. Принципы, источники уголовно – исполнительного права 1. Понятие уголовно-исполнительного права России. Задачи и функции уголовно-исполнительного права России. Место уголовно-исполнительного права в системе наук. 2. Принципы уголовно-исполнительного права и их содержание. 3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ. 4. Система курса уголовно-исполнительного права.
Тема 2. Правовое положение осужденных. Учреждения и органы, исполняющие наказание 1. Характеристика лиц, отбывающих наказания. 2. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих наказания. 3. Основные права и обязанности лиц, отбывающих наказание. 4. Понятие уголовно-исполнительной системы и ее задачи. 5. Система и структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. 6. Контроль за деятельностью и соблюдением законов учреждениями и органами, исполняющими наказания, виды контроля. 7. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказание, с органами, ведущими борьбу с преступностью и с общественными объединениями и организациями.
Тема 3. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества 1. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа. 2. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. 4. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ. 5. Условия исполнения и отбывания наказания и исчисление срока обязательных работ. 6. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы. Ответственность осужденных к обязательным работам и злостное уклонение от отбывания обязательных работ. 7. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. 8. Условия отбывания исправительных работ. 9. Нарушения порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ. 10. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ. 11. Условия отбывания принудительных работ
Тема 4. Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы и ареста. Правовое регулирование исполнения смертной казни 1. Места отбывания ареста. 2. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста. 3. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы. 4. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы. 5. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни. 6. Правовое положение осужденного к смертной казни. 7. Порядок исполнения смертной казни
Тема 5. Порядок и условия исполнения наказания в отношении военнослужащих: ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части 1. Наказания, применяемые к осуждённым военнослужащим, их характеристика. 2. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. 3. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ареста. 4. Правовое регулирование исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
Тема 6. Особенности отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях различных видов 1. Порядок и условия исполнения наказания в исправительной колонии общего режима. 2. Порядок и условия исполнения наказания в исправительной колонии строгого режима. 3. Порядок и условия исполнения наказания в исправительной колонии особого режима. 4. Общая характеристика воспитательных колоний и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы.
Тема7. Основные средства исправления осужденных 1. Цели применения уголовного наказания. Различие формулирования целей в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. 2. Почему цель исправления на стадии исполнения (отбывания) наказания выходит на первое место? 3. Средства исправления осужденных и их закрепление в законе. 4. Термин «режим» и его использование в Уголовно-исполнительном кодексе. 5. Режим как средство исправления. Функции режима как средства исправления. Требования к данному средству. 6. Формы и методы воспитательной работы. 7. Регулирование воспитательной работы в УИК и других нормативных документах. 8. Характер труда осужденных. 9. Виды наказаний, связанные с обязательным привлечением к труду. 10. Юридические основания привлечения осужденных к труду. 11. Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных.
Тема 8. Правовое регулирование оснований освобождения осужденных от отбывания наказания 1. Основания освобождения от отбывания наказания. 2. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения. 3. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания. 4. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. 5. Порядок обращения с ходатайством о помиловании. 6. Отсрочка отбывания наказания осужденным. 7. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания. 8. Правовое положение лиц, отбывших наказание.
Тема 9. Правовое регулирование порядка и условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления 1. Социально-правовое назначение и основания содержания под стражей. 2. Содержание правового статуса подозреваемых и обвиняемых. 3. Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью: - систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине проводится на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию (перечень заданий приведен ниже). Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия для обучающихся очной и заочной форм обучения. Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются: - работа с литературой и другими источниками информации, в том числе электронными. Решение задач осуществляется на семинарских занятиях в соответствии с графиком учебного процесса. Для подготовки к семинарскому занятию обучающиеся должны изучить соответствующую главу основного учебного пособия, рекомендованную специальную литературу и нормативные акты. Кроме того, необходим самостоятельный поиск и подбор литературы, включая монографии и журнальные публикации, информацию из сети Интернет. Практическая задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть поставлены вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения задачи должны быть известны всем обучающимся. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть: - конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, нормативно-правовой документацией; - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); - подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; - решение задач. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проводиться в письменной, устной или смешанной форме. Для студентов заочной формы обучения, а также заочной формы обучения с применением ДОТ результатом внеаудиторной самостоятельной работы является предоставление контрольной работы. Цель контрольной работы – закрепить знания, накопленные в результате изучения дисциплины, приобрести навык самостоятельной работы и умение применять теорию в решении конкретных задач. Задачи, стоящие перед студентом при подготовке и написании контрольной работы: 1. закрепление полученных ранее теоретических знаний; 2. выработка навыков самостоятельной работы; 3. выяснение подготовленности студента к семинарским занятиям. Контрольная работа должна включать: титульный лист, оглавление, ответы на вопросы, практическое задание, список использованной литературы. Задание контрольной работы студенты получают у преподавателя во время установочной или основной сессии. Контрольная работа должна быть представлена на проверку преподавателю на семинарских занятиях в период сессии. Защита контрольной работы проводится в форме собеседования, либо в интерактивной форме для студентов, обучающихся по образовательной программе с применением дистанционных образовательных технологий. Задание может выполняться студентом в период сессии в аудитории под руководством преподавателя.
Вопросы для самоподготовки по темам дисциплины 1. Понятие уголовно-исполнительного права России. Задачи и функции уголовно-исполнительного права России. Место уголовно-исполнительного права в системе наук. 2. Принципы уголовно-исполнительного права и их содержание. 3. Уголовно-исполнительное законодательство РФ. 4. Система курса уголовно-исполнительного права. 5. Характеристика лиц, отбывающих наказания. 6. Понятие и содержание правового положения лиц, отбывающих наказания. 7. Основные права и обязанности лиц, отбывающих наказание. 8. Понятие уголовно-исполнительной системы и ее задачи. 9. Система и структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. 10. Контроль за деятельностью и соблюдением законов учреждениями и органами, исполняющими наказания, виды контроля. 11. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказание, с органами, ведущими борьбу с преступностью и с общественными объединениями и организациями. 12. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа. 13. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 14. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. 15. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ. 16. Условия исполнения и отбывания наказания и исчисление срока обязательных работ. 17. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы. Ответственность осужденных к обязательным работам и злостное уклонение от отбывания обязательных работ. 18. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ. 19. Условия отбывания исправительных работ. 20. Нарушения порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ. 21. Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ. 22. Условия отбывания принудительных работ 23. Места отбывания ареста. 24. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста. 25. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы. 26. Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы. 27. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни. 28. Правовое положение осужденного к смертной казни. 29. Порядок исполнения смертной казни 30. Наказания, применяемые к осуждённым военнослужащим, их характеристика. 31. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения по военной службе. 32. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ареста. 33. Правовое регулирование исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. 34. Порядок и условия исполнения наказания в исправительной колонии общего режима. 35. Порядок и условия исполнения наказания в исправительной колонии строгого режима. 36. Порядок и условия исполнения наказания в исправительной колонии особого режима. 37. Общая характеристика воспитательных колоний и условия отбывания в них наказания в виде лишения свободы. 38. Цели применения уголовного наказания. Различие формулирования целей в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве. 39. Почему цель исправления на стадии исполнения (отбывания) наказания выходит на первое место? 40. Средства исправления осужденных и их закрепление в законе. 41. Термин «режим» и его использование в Уголовно-исполнительном кодексе. 42. Режим как средство исправления. Функции режима как средства исправления. Требования к данному средству. 43. Формы и методы воспитательной работы. 44. Регулирование воспитательной работы в УИК и других нормативных документах. 45. Характер труда осужденных. 46. Виды наказаний, связанные с обязательным привлечением к труду. 47. Юридические основания привлечения осужденных к труду. 48. Общеобразовательное и профессиональное обучение осужденных. 49. Основания освобождения от отбывания наказания. 50. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения. 51. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания. 52. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. 53. Порядок обращения с ходатайством о помиловании. 54. Отсрочка отбывания наказания осужденным. 55. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания. 56. Правовое положение лиц, отбывших наказание. 57. Социально-правовое назначение и основания содержания под стражей. 58. Содержание правового статуса подозреваемых и обвиняемых. 59. Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. 3.2. Ситуационные задачи для занятий семинарского типа
При выполнении практической части задания необходимо формулировать четкий и полный ответ в соответствии с вопросами, поставленными в задаче. Решение задачи в обязательном порядке аргументируется со ссылкой на статьи нормативного источника.
Тема 1. Понятие, задачи, принципы и система уголовного права.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |