Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские основы логопедии



2019-11-21 364 Обсуждений (0)
Философские основы логопедии 0.00 из 5.00 0 оценок




В конце 19начале 20 века получила развитие в философии и психологии «Теория сознания»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  КОНЦЕПЦИИ СОЗНАНИЯ 18 – 19 века

Знаменательно, что именно в восемнадцатом столетии, в Век Разума, произошло второе рождение древних и эзотерических методов врачевания, вхождения в трансовые и измененные состояния сознания, оказавшихся теперь в центре всеобщего внимания.

Особый вклад в развитие концепции сознания связан с нетрадиционными и новаторскими для своего времени психотерапевтическими методами к.18-к.19 вв.

Франц-Антон Месмер, практикующий гипноз («животный магнетизм») психотерапевт 18-го века одним из первых осмелился сделать сознание и психику объектом непосредственного экспериментального исследования.

(Л.Шерток, Р.де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.1991. сс217-228, 121, 214, 231-232)

Согласно Месмеру, психические и психосоматические заболевания вызываются неравномерным распределением в организме так называемого «флюида»; воздействуя на больного и вызывая конвульсивные кризы, гипнотизер («магнетизер») добивается гармоничного перераспределения флюида, что и ведет к излечению. Месмер, кроме того, открыл и тщательно исследовал так называемые состояния сомнамбулизма у своих пациентов. Он отмечает, что, выходя из гипнотического транса, пациент удивительным образом теряет память о том, что с ним за это время произошло. В самом же состоянии сомнамбулизма пациент оказывается способным говорить, ходить, совершать те или иные поступки. Отсюда и название этого странного и до сих пор малоизученного психологического явления - «магнетический сомнамбулизм» (в отличии от естественного сомнамбулизма, спонтанно возникающего у некоторых людей). Однако сам Месмер был в большей мере ориентирован на физиологическое объяснение наблюдаемых им явлений и поэтому не уделил должного внимания их психологической разработке. Однако его последователи пошли дальше в вопросах экспериментального изучения необычных явлений сознания.

Среди открытых и исследованных ими психических феноменов можно выделить следующие: амнезия, ясновидение, ярко выраженное перевоплощение в другое лицо, улучшение способности к запоминанию, обострение чувств, многообразные формы галлюцинаций, способность излечивать себя и других и др.

В различные периоды 19-го века исследователи попеременно сосредоточивали свой научный интерес то на наблюдениях, то на терапии, выводя теоретические следствия из обеих форм своей деятельности. До 1889-го года в основном преобладал интерес к тому, - как на бодрствующее сознание воздействуют бессознательные влияния

-  в центре внимания оказались личностные изменения и их объяснение ослаблением внимания (понимаемым как особого рода диссоциация)

- после открытия случаев чрезвычайно редкого и своеобразного психического заболевания, получившего название «множественная личность», с особым вниманием начинают изучаться феномены раздвоения личности.

 Интересно заметить, что среди психиатров того времени эта тема стала средоточием всеобщего интереса, почти манией. Казалось возможным полностью свести этот феномен к объяснению через состояние ослабления внимания, это состояние исследовалось крупнейшими учеными того времени. В результате психологи пришли к выводу, что у разных людей при самых различных условиях нормальное единство сознания распадается: возникают отдельные обособленные, автономные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью и даже нравственными установками.

Новые психологические знания о тонком и сложном механизме раздвоения личности дает изучения феномена внушения, переносящего сознание пациента в его прошлое. Прежде всего было установлено, что все те воспоминания о прошлом, которые кажутся нам забытыми навсегда, поскольку мы не можем вызвать их по нашему желанию, продолжают жить в глубинах нашего сознания.

«Нет абсолютной границы между тем, что

хранится в нашей памяти, и тем, что присутствует

в нашем сознании в данный момент.

За границами этого нашего сознания

есть и воспоминания, и восприятия, и

размышления: то, что мы знаем о себе , -

это лишь небольшая часть того, что мы

собой представляем на самом деле»

Там же, с.216

Законы ассоциации идей, которые вслед за английскими психологами столь часто и порой неверно использовались для объяснения всей совокупности психических явлений, оказываются в данном случае недостаточными. Дело в том, что они не способны объяснить нам, какие конкретные скрытые от сознания психические механизмы не позволяют хранящимся в психике воспоминаниям оживать по ассоциации с новыми впечатлениями.

Французский психолог этого времени Бине заключал отсюда, что какое-нибудь событие детства, о котором человек больше не вспоминает, но которое может быть восстановлено путем обращенного в прошлое внушения, и в обычной жизни не раз могло бы всплыть на поверхность сознания - ведь с тех пор произошло множество сходных событий. Однако, поскольку сходные сигналы остались без ответа, механизм ассоциации идей явно для этого недостаточен и тем самым не объясняет развитие и функционирование нашей психической жизни. Наши идеи связаны не этими тонкими нитями, а чем-то другим. Под действием более глубоких причин, которые ускользают от сознания, наши идеи, восприятия, воспоминания и вообще любые состояния нашего сознания складываются в самодостаточные независимые целостности. Находясь внутри одной из них, трудно вызвать какую-либо идею, если она относится к другой целостности, - таков вывод, к которому приходит Бине. Лишь спустя какое-то время - нередко благодаря специальной тренировке и внушению - эти разрозненные элементы, по Бине, организуются в новые личностные структуры, то есть, другими словами, искомое единство сознания укрепляется



2019-11-21 364 Обсуждений (0)
Философские основы логопедии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские основы логопедии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)