Критерии оценки контрольной работы
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Камышинский индустриально-педагогический колледж Имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева» (ГБПОУ «КИПК им.А.П.Маресьева»)
Русский язык и культура речи Методические указания по выполнению контрольной работы
специальность 44.02.01 Дошкольное образование 39.02.01 Социальная работа
Форма обучения заочная
Составители: Ольга Васильевна Филяй, преподаватель ГБПОУ «КИПК им. А.П. Маресьева», Дарья Николаевна Шиленко, преподаватель ГБПОУ «КИПК им. А.П.
Камышин, 2018 Оглавление Пояснительная записка …………………………………………………………………………3 Общие требования к выполнению контрольной работы ………………………………….…4 Критерии оценки контрольной работы ……………………………………………………..…5 Список использованных источников …………………………………………………………..6 Вариант № 1 ……………………………………………………………………………………..7 Вариант № 2 ……………………………………………………………………………………..8 Вариант № 3 ……………………………………………………………………………………..9 Вариант № 4 …………………………………………………………………………………...10 Вариант № 5 ……………………………………………………………………………………11 Вариант № 6 ……………………………………………………………………………………12 Вариант № 7 ……………………………………………………………………………………13 Вариант № 8 ……………………………………………………………………………………14 Вариант № 9 ……………………………………………………………………………………15 Вариант № 0 ……………………………………………………………………………………16
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве вариативной части цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Данные контрольно-измерительные материалы составлены в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», предназначенной для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и 39.02.01 Социальная работа. Контрольная работа представляет собой комплекс заданий, ориентированных на обучение студентов русскому языку как средству общения, на формирование и развитие коммуникативной компетенции. Выполнение заданий способствует проверке уровня сформированности данных умений. Универсальный характер заданий рассчитан на подготовку студентов СПО. Это достигается благодаря тщательному отбору и конструированию содержания, применению лексико-тематических средств. Структура варианта включает в себя несколько заданий, содержание и отбор которых определяется предметом изучения данной дисциплины. По своему содержанию контрольная работа полностью соотносится с целями обучения русскому языку и культуре речи в ссузах. В соответствии со сказанным она содержит задания, проверяющие: 1) теоретическую подготовку по курсу; 2) речеведческие знания; 3) владение нормами литературного языка; 4)знания основных орфографических и пунктуационных норм. Все задания вариативны, и их выполнение связано с самостоятельной работой (репродукция текстов с разной целевой установкой; редактирование текстов, выявление и исправление языковых ошибок; анализ текстов, представляющих разные функциональные разновидности языка). Эти задания посильны для большинства студентов. В случае затруднений они могут обращаться к справочной литературе.
Общие рекомендации к выполнению контрольной работы Написание контрольной работы предполагает организацию самостоятельной учебной деятельности студента по представленным дисциплинам, изучению вопросов с использованием литературы, учитывая принцип научности при раскрытии сути вопроса. Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями: · содержать не менее пяти листов рукописного текста, оформленного в тетради в клетку; · текст должен быть написан через строчку; · на титульном листе располагаются: исходные данные образовательного учреждения, название учебной дисциплины, вариант контрольной работы, курс, учебная группа, ФИО студента, ФИО преподавателя; · вариант контрольной работы выбирается согласно номеру студенческого билета; · работа должна быть выполнена аккуратным почерком, не допускаются зачеркивания, исправления, использования корректора. При написании контрольной работы студенту рекомендуется пользоваться предложенной литературой, а также использовать и другие дополнительные источники. Преподаватель имеет право не принять работу, если она не соответствует предъявляемым требованиям.
Критерии оценки контрольной работы Результаты оценки контрольной работы студента определяется отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»: · «Отлично» – теоретическое содержание психологических курсов освоено полностью, сформированы необходимые практические навыки работы с освоенным материалом. Ответ полный, правильный, глубоко раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязи явлений, дана их конкретизация примерами. Ответ с опорой на ранее приобретенные знания. · «Хорошо» – теоретическое содержание курса дисциплины психология освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно полно, на некоторые вопросы даны ответы с ошибками, студент частично иллюстрирует примерами психологические явления. · «Удовлетворительно – теоретическое содержание дисциплины освоено частично, нечетко определяются понятия и закономерности, затруднения в объяснении взаимосвязей, непоследовательное изложение материала, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы. · «Неудовлетворительно» – теоретическое содержание не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, ответы на вопросы содержат грубые ошибки.
Список использованных источников
1. Русский язык и культура речи. /Под ред. В. Максимова. - М., Гардарики, 2013. 2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2014. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2013. 4. Словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова. (Любое издание). 5. Словарь иностранных слов. (Любое издание). 6. Баранов, М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. – М., 2012. – 199 с. 7. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 382 с. – (среднее профессиональное образование). 8. Власенков, А.И. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2014. – 103 с. 9. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 368 с. – (профессиональное образование). КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА I Вариант 1. Дайте толкование терминов: язык, устная речь. 2. Запишите 3 пословицы со словом речь. 3. Поставьте ударение: баловать, избалованный, бензопровод, блокирование, верование, гербовый, давнишний, договор, завидно, еретик, исподволь, каталог, корысть, мышление, намерение, ходатайствовать. 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: а ( к, кк ) уратный , а ( п , пп ) ликация , безм*тежный, б* (л, лл) етень , га (л, лл) *рея , д*з*ртир , д*ректива , ижд*венец , и (м, мм) итация , и (с, сс) ку (с, сс) ный , комп*тенция , пр*тендент , л*ц*мерный , п*р*ферия , м*ц*нат. 5. Запишите лексическое значение слов: амбиция, беллетристика, виртуальный , депортация , имидж , корифей , мизантроп , форум , элита , эскорт. 6. В каком случае значение слова определено неверно: 1 ) диссидент – предприниматель , 2) инновация – нововведение , 3) консенсус – согласие по спорному вопросу , 4) кредо – мировоззрение , 5) форум – собрание. 7. Образуйте от полного прилагательного краткие формы (каков? какова? каково? каковы?) Поставьте ударение : быстрый , ясный , робкий , актуальный. 8. Е или Ё ? белесый, афера, околесица , никчемный , крестный отец , бытие , тапер , гренадер , решетчатый , акушер , маневры. 9. [ чн ] или [ шн ] ? Ильинична, яблочный , горчичный , булочная , игрушечный , яичница , скворечник. 10. Твердо или мягко произносится согласный перед Е ? Модель , стенд , свитер , депутат , шинель , штепсель , термос , тема , тембр , критерии , бутерброд. 11. Поставьте существительные в И.п. множественного числа: автор , адрес , директор , 12. редактор , договор , паспорт , штемпель , снайпер , торт , слесарь , токарь , трактор . 13. Поставьте существительные в Род.п. множественного числа : селение , поместье , подмастерье , грузины , турки , узбеки , сапоги , чулки , носки , метры , граммы , мандарины. 14. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры – очертания : 1) Омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4) синонимы . 15. Найдите ошибки (нарушение норм), исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок , пару носок , пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу , потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 16. Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей , рядом запишите исправленный вариант (10). 17. Приведите примеры тавтологии (1 – 5). 18. Приведите примеры плеоназма (1 – 5). 19. Составьте предложения так, чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия, туристский – туристический , подпись – роспись , одеть – надеть , представить – предоставить. 20. Составьте связный текст, содержащий максимальное количество слов, имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 21. Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА II Вариант 1. Дайте толкование терминов речь, письменная речь. 2. Запишите 3 пословицы со словом язык. 3. Поставьте в словах ударение: втридорога, гарантированный, значимый, досуг, исповедание, коклюш, мизерный, статуя, цемент, эксперт, нефтепровод, оптовый , ракушка, туфля, характерный ( типичный ). 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: а ( н, нн ) улировать, а ( с, сс ) ортимент, в*т*ран , д*градация , иди ( л , лл ) ия , и ( л , лл ) юзия , кан*нада , н*мерация , пр*т*ндент , проп*ганда , к*бернетика , пл*гиат , пр*стиж. 5. Запишите лексическое значение слов: агентство, брифинг , вернисаж , гротеск , декларация , иерархия , кодекс , легитимный , мониторинг , периферия , прайс – лист . 6. В каком случае значение слова определено неверно: 1) Сертификат – извещение 2) Феномен – исключительный человек 3) Легитимный – незаконный 4) Анестезия – обезболивание 5) Антагонизм – противоречие 7. Образуйте от полного прилагательного краткие формы (каков? какова? каково? каковы?) Поставьте ударение: яркий, хитрый, жуткий, смелый, мужественный. 8. Е или Ё? Крестница, крестная ( мать ), жернов, жердочка, карабинер, опека, никчемный, магнетизер. 9. [чн ] или [ шн ] ? Кузьминична, нарочно, пшеничный, сливочный, перечная (мята), скучный, яичница. 10. Твердо или мягко произносится согласный перед Е ? Артерия, бактерия, инертный, кредо, каре, прогресс, декан , стратег. 11. Поставьте существительные в И.п. множественного числа : автор, адрес, директор, редактор, договор, паспорт , штемпель , снайпер , торт , слесарь , токарь , трактор . 12. Поставьте существительные в Род.п. множественного числа : селение , поместье , подмастерье , грузины , турки , узбеки , сапоги , чулки , носки , метры , граммы , мандарины. 13. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова высокомерие - надменность: 2) омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4) синонимы. 14. Найдите ошибки (нарушение норм ), исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок , пару носок , пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу , потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 15. Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей, рядом запишите исправленный вариант ( 10 ) 16. Приведите примеры тавтологии (1 – 5) 17. Приведите примеры плеоназма (1 – 5) 18. Составьте предложения так, чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия, туристский – туристический, подпись – роспись, одеть – надеть, представить – предоставить. 19. Составьте связный текст, содержащий максимальное количество слов, имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 20. Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА III Вариант 1. Дайте толкование терминов: слово, культура речи. 2. Запишите3 пословицы со словом слово. 3. Поставьте в словах ударение: вероисповедание, газированны , закупорить, знамение, индустрия, корысть , нормирование, псевдоним, статут, филистер, христианин, черпать , щавель, баловник, гастрономия , зимовщик, ломота. 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: а (к, кк) омпан*мент, а (л, лл) юмини*вый, брош*ра, в*г*тарианец, вз*мать (налог), гу (м, мм) анизм, д*л*тант, заведу*щий, и (м, мм) итация, инте (л,лл) игент , к*л*мбур, к*т*строфа, м*мориал, непр*рекаемый, н*в*ждение. 5. Запишите лексическое значение слова: алгоритм, баллотироваться , генезис , идентичный , калейдоскоп , кредо , менеджер , мораторий , офис , плебисцит. 6. В каком случае значение слова определено неверно: 1) Альтернатива – выбор решения , 2) Аудит – независимая экспертиза , 3) Брифинг – заседание клуба журналистов , 4) Генезис – происхождение , 5) Кодекс – свод законов. 7. Образуйте от полного прилагательного краткие формы ( каков ? какова ? каково ?каковы ? ) Поставьте ударение: верный , быстрый , верный , быстрый. 8. Е или Ё ? Острие , гравер , костюмер , ретушер , новорожденный , произнесенный , желчь , желчный. 9. [ чн ] или [ шн ] ? Ильинична , булочная , закусочная , игрушечный , яблочный , скучно , скворечник. 10. Твердо или мягко произносится согласный перед Е ? портмоне , катет , нервы , модель , кашне , диспансер , кафе , бактерия. 11. Поставьте существительные в И.п. множественного числа : автор , адрес , директор , редактор, договор , паспорт , штемпель , снайпер , торт , слесарь , токарь , трактор. 12. Поставьте существительные в Р.п. множественного числа : селение , поместье , подмастерье, грузины , турки , узбеки , сапоги , чулки , носки , метры , граммы , мандарины. 13. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова альянс – союз : 1) омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4 ) синонимы. 14. Найдите ошибки ( нарушение норм ) , исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок , пару носок , пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу , потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 15. Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей , рядом запишите исправленный вариант ( 10 ) 16. Приведите примеры тавтологии (1 – 5) 17. Приведите примеры плеоназма (1 – 5) 18. Составьте предложения так, чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия, туристский – туристический , подпись – роспись , одеть – надеть , представить – предоставить. 19. Составьте связный текст, содержащий максимальное количество слов , имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 20. Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА IV Вариант 1. Дайте толкование терминов: норма, нормативный аспект культуры речи. 2. Запишите 3 пословицы, в которых встречаются какие – либо числа: 1,2,3,7,100 и др. 3. Поставить в словах ударение: блокирование, гербовый , гусеница , избаловать , кладовая , намерение , осведомить , повременный , уведомить , украинец , шасси , экспертный , языковая (колбаса) , лубочный , флюорография , шприцы. 4. Вставьте пропущенные буквы , раскройте скобки: а (с, сс ) ортимент , а (т, тт) ракцион , в*г*тарианец , в*трина , д*градация , д*фицит , ж*стикуляция , импре (с, сс) арио , к*л*мбур , к*л*рит , ко (м ,мм) ентарий , н*м*нклатура , м*тежный , од*озный , фар*сейство. 5. Запишите лексическое значение слов: апелляция , брокер , виртуальный , грант , дифирамб , импорт , инфатилизм , кодекс , масс – медиа , обскурантизм. 6. В каком случае значение слова определено неверно: 1) Консенсус – несогласие по спорному вопросу. 2) Ханжество – поведение, свойственное ханжам. 3) Термин – название определенного понятия. 4) Сертификат – деловая бумага. 5) Ретроград – противник прогресса. 7. Образуйте от прилагательных краткие формы: (каков? какова? каково? каковы?). Поставьте ударение: робкий , яркий , веселый , чуткий. 8. Е или Ё ? пенсионер , маневр , гренадер , тапер , произведенный , никчемный , околесица , афера. 9. [ чн ] или [ шн ] ? скучный , нарочно , Кузьминична , закусочный , сливочный , друг сердечный , пшеничный , горчичный. 10. Твердо или мягко произносится согласный перед Е ? модель , каре , портмоне , штепсель, отель, интенсивный , экземпляр , критерий , кодекс , кредо. 11. Поставьте существительные в И.п. множественного числа: Автор , адрес , директор , редактор, договор , паспорт , штемпель , снайпер , торт , слесарь , токарь , трактор. 12. Поставьте существительное в Р.п. множественного числа: селение , подмастерье , поместье , грузины , турки , узбеки , сапоги , чулки , носки , метры , граммы , мандарины. 13. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова альянс – союз : 1) омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4 ) синонимы. 14. Найдите ошибки ( нарушение норм ) , исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок , пару носок , пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу , потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 15. Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей , рядом запишите исправленный вариант ( 10 ) 16. Приведите примеры тавтологии ( 1 – 5 ) 17. Приведите примеры плеоназма ( 1 – 5 ) 18. Составьте предложения так , чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия , туристский – туристический , подпись – роспись , одеть – надеть , представить – предоставить. 19. Составьте связный текст , содержащий максимальное количество слов , имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 20. Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА V Вариант 1. Дайте толкование слов: антонимы, этический аспект культуры речи. 2. Запишите 3 пословицы, в которых есть антонимы: ученье – неученье , мягко – жестко , утро – вечер, старый – новый , друг – враг. 3. Поставьте в словах ударение: базироваться , диспансер , заговор , задолго , красивее , меновая, обеспечение , пасквиль , углубить , упрочение , языковая ( система ) ,шасси , экспресс , асимметрия, грушевый , знахарство. 4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: д*л*тант ,ди*пазон , ди ( с , сс ) ертация , ж*ри , игн*рировать , интелл*гент , ка ( р , рр ) икатура , к*бернетика , ко ( л , лл ) ега , ко ( л , лл ) орит , конгре ( с , сс ) , ко ( р , рр ) ектность , м*мориал , м*ц*нат , об*лиск , н*м*нклатура. 5. Запишите лексическое значение слов: аннулировать , бартер , вердикт , гиперинфляция , дилемма , инновация , инцидент , консенсус , менталитет , офис. 6. В каком случае значение слова дано неверно? 1) Публицистика – литература по актуальным вопросам. 2) Статут – состояние напряжения. 3) Турне – путешествие. 4) Ходатайство – официальная просьба. 5) Элита – верхушка общества. 7. Образуйте от прилагательных краткие формы: (каков? какова? каково? каковы?). Поставьте ударение: свободный , ясный , белый , зеленый. 8. Е или Ё ? усмиренный , совершенный , поименный , бытие , острие , помиренный , ретушер , белесый , разношерстный. 9. [ чн ] или [ шн ] ? сердечные капли , булочная , порядочный , будничный , яичница , Никитична , скворечница. 10. Твердо или мягко произносится согласный перед Е ? ателье , стенд , модель , термос , газета , ректор , бутерброд , бактерия , брюнет , демобилизация , секция , кодекс , кашне. 11. Поставьте существительные в И.п. множественного числа: автор , адрес , директор , редактор , договор , паспорт , штемпель , снайпер , торт , слесарь , токарь , трактор. 12. Поставьте существительные в Р.п. множественного числа: селение , поместье , подмастерье , грузины , турки , узбеки , сапоги , чулки , носки , метры , граммы, мандарины. 13. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова высокомерие - надменность: 1) омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4) синонимы . 14. Найдите ошибки (нарушение норм) , исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок, пару носок, пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу, потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 15. Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей, рядом запишите исправленный вариант ( 10 ) 16. Приведите примеры тавтологии (1 – 5) 17. Приведите примеры плеоназма (1 – 5) 18. Составьте предложения так, чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия, туристский – туристический , подпись – роспись , одеть – надеть , представить – предоставить. 19. Составьте связный текст, содержащий максимальное количество слов , имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 20. Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА VI Вариант 1.Дайте толкование терминов: синонимы, коммуникативный аспект культуры речи. 2. Запишите 3 пословицы, в которых есть антонимы: трус - смелый, меньше - больше, правда-ложь, друг-недруг, старый - новый. 3.Поставьте в словах ударение: анатом, валовой, генезис, еретик, задолго, избаловать, издавна, квартал, констатировать, мышление, названый (брат), обеспечение, опломбированный, первенствовать, современный, уведомить, фланговый, христианин. 4.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: а(к,кк )ум*лятор, а(н,нн)отация, а(с,сс)и(с,сс)тент, б*нальный, б*лл*тень, вое(н,нн)ачальник, в*ртуоз, ж*стикуляция, д*магогия, д*прессия, ж*кей, ижд*венец, импр*визация, и(с,сс)ку(с,сс)тво. 5.Запишите лексическое значение слов: альтернатива, беллетристика, вернисаж, инсинуация, каталог,корифей, маркетинг, пасквиль, презентация, имидж. 6.В каком случае значение слово дано неверно? 1) алгоритм-совокупность действий; 2)антагонизм-противоречие; 3)атташе-начальник департамента; 4)декларация- программное утверждение; 5)афера- недобросовестное дело. 7.Образуйте от прилагательных краткие формы (каков? какова? каково? каковы?). Поставьте ударение: мягкий, новый, кислый, сладкий. 8. Е или Ё ? Повременный, тренер, тапер, желчный, современный, одновременный, новорожденный,произнесенный. 9.[ чн ] или [ шн ] ? Никитична, порядочно, скучно, нарочно, сливочный, яблочный, игрушечный, будничный. 10. Твердо или мягко произносится согласный перед Е? Музей, деспот, морзе, кодекс, отель, термостатный, рента, шинель, артерия, инертный, стратег, штепсель, кредо. 11.Поставьте существительные в и.п , мн.ч.: автор, адрес, директор, редактор, договор, паспорт, штемпель, снайпер, торт, слесарь. 12.Поставьте существительные в р.п , мн. ч. : селение, поместье, подмастерье, грузины, турки, узбеки, сапоги, чулок, носки, метры, граммы, мандарины. 13. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры – очертания: 1) омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4) синонимы . 14.Найдите ошибки (нарушение норм), исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок , пару носок , пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу , потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 15.Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей , рядом запишите исправленный вариант ( 10 ) 16.Приведите примеры тавтологии ( 1 – 5 ) 17.Приведите примеры плеоназма ( 1 – 5 ) 18.Составьте предложения так , чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия , туристский – туристический , подпись – роспись , одеть – надеть , представить – предоставить. 19.Составьте связный текст , содержащий максимальное количество слов , имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 20.Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА VII Вариант 1. Дайте толкование терминов:паронимы, язык. 2.Запишите 3 пословицы по теме: «Учение. Знание». 3.Поставьте ударение в словах: закупорить, каталог, нормирование, нормированный, уведомленный, цеховой, экзальтированный, экспертный, эскорт, заржаветь, кожевенный, кухонный, ломоть, мастерски, надолго, осведомить, принудить. 4.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки: коло(с,сс)альный, ко(м,мм)ентарий, комм*нике, компи(л,лл)яция, конт*нгент, ко(р,рр)упция, криста(л,лл)ический, криста(л,лл)ьный, л*г*тимный, мирово(з,зз)рение, об*татель, пан*гирик, пат*логия, плаг*ат, пр*стижный. 5.Запишите лексическое значение слов: апокалипсис, бестселлер, вердикт, диссидент, интерпретация, корифей, менталитет, никчемный, периферия, сертификат. 6. В каком случае значение слова дано неверно? 1)стресс-состояние напряжения; 2)спонтанный-специально выстроенный; 3)претензия-притязания; 4)офис-контора; 5)мизерный-ничтожный. 7.Образуйте от прилагательных краткие формы (каков? какова? каково? каковы?). Поставьте ударение: старый, молодой, жесткий, актуальный. 8. Е или Ё ? неизреченный, крестная дочь, решетчатый, никчемный, опека, жердочка, одновременный, одноименный. 9. .[ чн ] или [ шн ] ? Будничный, булочная, закусочная, нарочно, порядочный, Ильинична, сливочный, друг сердечный, скучный. 10.Твердо или мягко произносится согласный перед Е? Экземпляр, музей, кашне, каре, серия, катет, демон, стенд, отель, кредо, бутерброд, шинель. 11.Поставьте существительные в И.п. множественного числа: автор , адрес , директор , редактор , договор , паспорт , штемпель , снайпер , торт , слесарь , токарь , трактор . 12.Поставьте существительные в Род.п. множественного числа : селение , поместье , подмастерье , грузины , турки , узбеки , сапоги , чулки , носки , метры , граммы , мандарины. 13. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова высокомерие - надменность : 1) омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4) синонимы . 14.Найдите ошибки ( нарушение норм ) , исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок , пару носок , пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу , потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 15.Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей , рядом запишите исправленный вариант ( 10 ) 16.Приведите примеры тавтологии ( 1 – 5 ) 17.Приведите примеры плеоназма ( 1 – 5 ) 18.Составьте предложения так , чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия , туристский – туристический , подпись – роспись , одеть – надеть , представить – предоставить. 19.Составьте связный текст, содержащий максимальное количество слов , имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 20.Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА VIII вариант 1. Дайте толкование слов: речь, норма. 2. Запишите 3 пословицы со словом язык. 3. Поставьте в словах ударение: избалованный , инструкторы , слесари , компрометировать , отчасти , памятуя , приданое , сосредоточение , ханжество , феномен , силос , украинский , танцовщица , хаос ( беспорядок ). 4. Вставьте пропущенные буквы , раскройте скобки: пр*стижный , а(п, пп)лодисменты, б*нальный, ж*стикуляция, д*б*тировать, вп*чатление, гал*рея, импр*визация, инд*(ф, фф)ерентный, ин*циалы , инт* ( л , лл ) ектуальный , к*л*мбур , кан*нада , ка (с, сс) ета , к* (л, лл) оквиум , ко (л, лл) орит, о (п, пп) онент. 5. Запишите лексическое значение слов: атташе , гиперинфляция , дилер , импрессионизм , инновация , калейдоскоп , кредо , меркантильный , панацея , спонтанный. 6. В каком случае значение слова дано неверно? 1) Рекламация – реклама продукции 2) Турне – путешествие 3) Статус – правовое положение 4) Фейерверк – цветные огни 5) Фетиш – предмет поклонения. 7. Образуйте от прилагательных краткие формы: (каков? какова? каково? каковы?). Поставьте ударение: густой , честный , быстрый , добрый. 8. Е или Ё ? акушер , ретушер , гренадер , карабинер , разношерстный , белесый , маневры , магнетизер. 9. [ чн ] или [ шн ] ? яичница , закусочная , булочная , яблочный , скучный , порядочный , нарочно , игрушечный. 10. Твердо или мягко произносится согласный перед е ? газета , музей , артерия , бактерия , критерии , брюнет , тема , термос , инертный , интернационал , каре , буриме. 11. Поставьте существительные в И.п. множественного числа: автор , адрес , директор , редактор , договор , паспорт , штемпель , снайпер , торт , слесарь , токарь , трактор . 12. Поставьте существительные в Род.п. множественного числа : селение , поместье , подмастерье , грузины , турки , узбеки , сапоги , чулки , носки , метры , граммы , мандарины. 13. Какое лингвистическое понятие иллюстрируют слова контуры – очертания : 3) омонимы , 2) паронимы , 3) антонимы , 4) синонимы . 14. Найдите ошибки ( нарушение норм ), исправьте: 1) Около соседского дома стояла девочка лет пяти. 2) Командировочные должны получить командировочные удостоверения. 3) Он сказал обидчивое слово. 4) На здравницу генерал ответил благодарностью. 5) Обед был сытым и веселым. 6) Бесшумные капли барабанили по стеклу. 7) Хороший актер не всегда становится хорошим режиссером. 8) Она купила пару чулок , пару носок , пару сапогов и валенков. 9) Она одела шубу , потому что на улице холодно. 10) Необходимо все запротоколировать в протоколе. 15. Приведите примеры с нарушением норм из речи окружающих людей , рядом запишите исправленный вариант ( 10.) 16. Приведите примеры тавтологии ( 1 – 5 ). 17. Приведите примеры плеоназма ( 1 – 5 ). 18. Составьте предложения так , чтобы было понятно значение паронимов. Австрия – Австралия , туристский – туристический , подпись – роспись , одеть – надеть , представить – предоставить. 19. Составьте связный текст, содержащий максимальное количество слов , имеющих трудности с точки зрения акцентологии (не менее 10 предложений). Подчеркните эти слова и поставьте ударение. 20. Как вы понимаете слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА IX Вариант 1. Дайте толкование терминов: культура речи, норма. 2. Запишите 3 пословицы со словом речь. 3. Поставьте в словах ударение: стенография , озлобленный , приобретение , ревень , ремень , завидно , заговор , задолго , исподволь , клеить , костюмированный , медикамент , осмысление , черпать , щавель , экспертный , языковая ( система ). 4. Вставьте пропущенные буквы , раскройте скобки: н*м*нклатура , непр*р*каемый , л*г*тимный , л*цемерный , н*мерация , индивиду*м , конгре ( с , сс ) , пан*гирик , пр*т*ндент , пр*т*нциозный , эл*ксир , пр*ф*ктура , прив*легия , проп*ганда , эф*мерный. 5. Запишите лексическое значение слов: элита , ходатайство , феномен , статус , корифей , претензия , периферия , олигархия , меркантилизм , корпорация. 6. В каком случае значение слова дано неверно? 1) Форум – съезд 2) Респондент – корресп
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |