Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2 Понятие о методе и методологии науки



2019-11-21 165 Обсуждений (0)
Лекция 2 Понятие о методе и методологии науки 0.00 из 5.00 0 оценок




План-конспект лекций

По дисциплине

 « Методы и средства научных исследований»

 

Волгодонск

2018


Лекция 1. Общие вопросы методологии

 

Наука и ее роль в современном обществе

Наука - это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.

Таким образом, под наукой понимают особый вид человеческой деятельности (познавательной), результатом которой выступает истинное знание. Под научным знанием понимают результат познавательной деятельности, который представляет собой систему. Кроме того, наука выступает элементом культуры и как социальный институт.

Цель науки – познание объективного мира (теоретическое отражение действительности) и воздействие на окружающую среду с целью получения полезных обществу сведений.

Функции науки:

- культурно-мировоззренческая (характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир)

- социальная (в современных условиях научные знания, научные методы, находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития)

- познавательная и др.

Современная наука сформировалась в XVII веке, и это стало возможно, как отмечает австрийский историк науки Э. Цильзель (1891-1944), благодаря изменившимся социально-культурным условиям. А. Койре (1892-1964) связывает возникновение науки с коренной перестройкой способа мышления.

Наука как система: классификация наук

Классификация наук по Аристотелю:

n Теоретические (физика, математика, метафизика)

n Практические (политика, этика)

n Техника (механика)

n Физика – наука о вещах, которые изменяются;

n Математика – наука о вещах, которые не изменяются;

n Метафизика (первая философия) – наука о вещах, которые существуют отдельно друг от друга, но являются неизменными.

Классификация наук по человеческим способностям по Ф.Бэкону:

n Память – история

n Воображение – искусство

n Рассудок – философия (метафизика, естественная теология, учение о человеке, натурфилософия)

Современная классификация наук:

n Естественные и гуманитарные

n Фундаментальные и прикладные

Определение сущности знания и познания. Классификация познания

Отличительные особенности научного познания

1. У науки свой, особый набор объектов познания.

2. Наука ориентирована в конечном счете на познание сущности предметов и процессов.

3. Научное познание требует выработки особых языков науки.

4 Научное познания вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.

5. Для научного познания характерна планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результатов исследования.

Наука поддерживается и развивается в результате исследовательской деятельности.

Научное исследование – это форма существования и развития науки.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Теоретический уровень – это более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования.

Лекция 2 Понятие о методе и методологии науки

Важно различать такие понятия, как методология и метод.

Под методом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.

Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет, но и свою своеобразную систему методов, обусловленных их теориями, а в конечном итоге – спецификой предметов их исследования.

Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности.

Основная функция метода – регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени.

Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Р. Декарт: «Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»



2019-11-21 165 Обсуждений (0)
Лекция 2 Понятие о методе и методологии науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2 Понятие о методе и методологии науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)