Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конспект занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей»



2019-11-21 554 Обсуждений (0)
Конспект занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей» 0.00 из 5.00 0 оценок




Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цель: с помощью различных дидактических игр формировать интерес к познавательной деятельности, тем самым развивая познавательные способности детей.

 

Задачи:


- закрепить знания детей о частях суток, количественного и порядкового счета;
- через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к проведению развивающих дидактических игр;
- продолжать учить детей работать в подгруппах, уметь выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его;
- развивать логическое мышление, сообразительность;
- воспитывать чувство взаимопомощи, усидчивость;
- вызвать у детей радостные эмоции, внести праздник в повседневную жизнь.

 

Предварительная работа:


1. Разговор с детьми о телевизионной викторине «Что? Где? Когда?»
2. Беседы и занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи,  рассматривание иллюстраций, дидактические развивающие игры.

 

Материалы и оборудование:
Разноцветные конверты с вопросами, у детей медальоны, черный ящик.


Ход игры.
Воспитатель, облаченный в образ Магистра:
- Добрый день уважаемые гости! Мы находимся в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Открываем новый сезон.

Разрешите, вам представить команду знатоков.

 

 


Воспитатель представляет команду знатоков – каждого ребенка.

Дети занимают места за игровым столом.

- И против команды знатоков сегодня будут играть (показываются картинки): Старик Годовик, мудрая Тётушка сова, Буратино, мудрый черный Ворон, баба Яга,

 

Правила игры:

На столе лежит циферблат со стрелкой, а нем конверты с вопросами (8 конвертов). В игре участвуют 8 детей. Конверты с заданиями лежат по кругу. Магистр – воспитатель крутит стрелку, и останавливает ее на каком – нибудь конверте. Из конверта достается письмо с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. Если дети затрудняются – им помогают остальные дети. Желаю вам успеха.

 

Воспитатель:

- Игра начинается. Первый раунд (удар в металлофон)
Крутит стрелку.

- Конверт с цифрой … И против вас играет Старик годовик. Внимание вопрос (удар в металлофон).
Отгадайте загадки (используется словесная дидактическая игра «Когда это бывает?»)
Загадки про части суток
.
Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к нам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Значит, наступило ...       (Утро)

 

Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)

 

Солнце в небе ярко светит,
На прогулку мы идём,
Песни весело поём!
Нам играть совсем не лень
Что за время суток?         (День)

 

День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный...            (Вечер)

 

Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки,
Ужинать пора.                (Вечер)

 

На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочь —
Значит, наступила...             (Ночь)

 

Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется...            (Ночь)

 

Воспитатель:

- Знатоки справились с заданием, и счёт становится 1: 0 (показывают на табло)

 

Воспитатель:

- Внимание, второй раунд (удар в металлофон)
И против вас играет мудрая Тётушка сова.

Она предлагает поиграть в игру «Превращение предмета».

Внимание, внесите черный ящик (в черном ящике предметы).
(Дидактическая игра с предметами)
Предмет передается по кругу от одного ребенка к другому.

Каждый должен действовать с предметом по - своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.

Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка.

 

Воспитатель:

- Знатоки справились с заданием, и счёт становится 2 : 0 (показывают на табло)
- Внимание, третий раунд (удар в металлофон )
И против вас играет Буратино.
Послушайте задание:
(Сюжетно - дидактическая игра "Магазин")

Вам Буратино предлагает купить в магазине разные игрушки. Но, чтобы их купить, нужно посмотреть на ценник на игрушке. Вам я раздам денежки (маленькие карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8). На какую игрушку вам хватает «денег», такую и покупаем.

Дети по одному подходят к продавцу (воспитатель) и говорят, что они хотят купить.

 

Воспитатель:

- Знатоки справились с заданием, и счёт становится 3: 0 (показывают на табло)
Воспитатель:

Скрипичный ключ поставлю я
Музыкальная пауза у нас, друзья!

 

Музыкальная физкультминутка.
Дети делают движения под музыку.

 

Воспитатель:

- Внимание четвёртый раунд (удар в металлофон)
И против вас играет мудрый черный Ворон.

Внимание, внесите черный ящик (в черном ящике игра настольно – печатная «Вершки и корешки»)

Посмотрите, ребята, здесь у меня карточки с изображенными на них овощами, надо подобрать к ботве растения походящий корнеплод.

 

Воспитатель:

- И с этим заданием знатоки справились. Счёт становится 4: 0
Воспитатель:

- Внимание, пятый раунд (удар в металлофон)
И против вас играет баба Яга.

(Словесно – дидактическая игра по развитию речи «Скажи наоборот»)

 

 

Я вам называю слово, а вы мне противоположное по значению.

Например, большой - маленький , короткий - длинный, низкий – высокий, узкий – широкий, толстый – тонкий, глубокий – мелкий, грустный – веселый, дождливый – ясный, молодой – старый.

- Знатоки справились с заданием, и счет становится 5 : 0 (показывают на табло).

 

Воспитатель:

- Внимание, шестой раунд (удар в металлофон)

Против вас играет Елена Премудрая.

Вашему вниманию представлены деревья, а, как нам известно, деревья это дома для птиц. У каждого дерева есть свой номер. Какая цифра у дерева, столько птичек вам нужно разместить на этом дереве.  

Знатоки справились с заданием, и счет становится 6 : 0 (показывают на табло).

Со счетом 6 - 0, в сегодняшней игре «Что? Где? Когда?» выигрывает команда знатоков.

 

Вы ребята молодцы!
Потрудились от души,
Все вы думали, решали,
На вопросы отвечали,
Где - то верно, где - то нет,
Был всегда готов ответ.
Вас с победой поздравляю,
Умниками быть желаю.
Воспитатель:

- Ребята, вы молодцы, хорошо отвечали и заслужили награду.

Медаль за победу вручается … (называются имена детей)

Знатоки выходят из - за игрового стола, и им вручаются медали.

 

 

«Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей у дошкольников»

Каждый родитель хочет для своего ребёнка успешной и счастливой жизни, но не каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. Возраст младшего дошкольника имеет в умственном и личностном развитии принципиальное значение. В 7 лет, когда ребёнок приходит в школу, наступает время ответственности, когда самое главное дело ребёнка - научиться учиться. Но, как же тяжело приходится детям, у которых плохо развиты познавательные процессы: им трудно сосредоточиться, они не могут выполнить достаточно простые задания. Такие дети тяжелее адаптируются к школе, к учебному процессу. И я решила направить свою работу именно на развитие у детей познавательных процессов.
Для этого я выделила ряд задач:
- создать условия для самовыражения максимальной реализации потенциальных возможностей;
- развивать стремление к активной деятельности детей, не дать этому стремлению угаснуть;
- дать детям определенный объем знаний и научить их владеть этими знаниями, навыками умственной работы, развивать активность, самостоятельность мышления.

 

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Поэтому особое внимание я уделяю дидактической игре.

Дидактическая игра является одной из форм обучения, важным средством образовательной работы. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

 


По мнению учёных и педагогов - практиков развитие познавательных способностей исходит от того, как дети видят, слышат, запоминают, умеют акцентировать внимание на определённом объекте. А если у них этого нет, то дети будут видеть окружающий мир в одной плоскости, у них не будет развиваться любознательность, не будет желания узнать что- то новое.
Чтобы у детей не угасал интерес, для развития произвольности и устойчивости внимания, я ставила перед детьми проблему: как продеть шнурок, чтобы получилась ёлочка? В какой последовательности надо поставить квадратики, чтобы получилась башенка? Какой они должны быть величины? Разработала для малышей ряд дидактических настольно- печатных игр, в которые дети могли играть самостоятельно, используя знания, полученные в ходе совместной деятельности и на занятиях. Игры и пособия обновляются, чтобы у детей не угасал интерес к созданию новых образов и желанию объединяться, решая ту или иную проблему.
Также использовала и продолжаю применять для развития познавательных процессов у детей такие развивающие игры как: «Кубики Дьенеша», «Палочки Кюизенера», кубики Никитина «Сложи узор», где в процессе игровой деятельности у детей формируется нестандартное мышление, развивается творческое воображение, сенсорные умения и способности аналитического мышления.
Дидактические игры также имеют большое значение для сплочения коллектива: игра - соревнование «Какая команда внимательнее?», в которой предметы раскладываются для обеих команд на разных столах. Дети рассматривают их 1 минуту, затем предметы накрывают скатертью. Побеждает команда, участники которой запомнят больше предметов.
Или игра-соревнование «Кто быстрее соберет целое из частей», где каждая команда собирает 1 картинку, разрезанную на несколько частей.
В данных играх развиваются не только познавательные способности: память, внимание, мышление, но и умение работать в коллективе, умение объединяться для достижения общей цели.
Работая с детьми, я придерживаюсь следующих принципов:
1. Принцип наглядности. Главная причина эффективности использования дидактических пособий – их наглядность, доступность, красочность. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.
2. Принцип поэтапности и последовательности. Работа ведется от простого к сложному.
3. Принцип учета возрастных, психологических особенностей ребенка.

 

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации.

Мир каждого ребенка удивителен и неповторим. В ребенке заложено множество способностей, которые мы, педагоги, можем помочь развить ему.
Чем старше становятся дети, тем сложнее задания,  перед ними ставятся проблемы, создаются такие ситуации, чтобы дети для их решения обращались к имеющемуся у них опыту.
Конечно, нельзя эту работу вести без поддержки родителей. Но сначала надо разъяснить им значимость таких игровых упражнений с детьми не только в детском саду, но и дома. Поэтому, в раздевалке для родителей выставлены консультации и дидактические игры, в которые можно играть дома.

Дети ко времени перехода в школу умеют общаться друг с другом, задавать вопросы, привлекать к их решению взрослых и сверстников, у них появляется уверенность в своих силах и интерес к познанию нового.

А это, в свою очередь - путь к успеху во взрослой жизни.



2019-11-21 554 Обсуждений (0)
Конспект занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конспект занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (554)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)