Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЫБОР СТРУКТУРЫ И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОДЕЖДЫ



2019-11-21 798 Обсуждений (0)
ВЫБОР СТРУКТУРЫ И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОДЕЖДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




При построении такой модели должны быть учтены специфические свойства одежды как предмета потребления (потребительная стоимость) и продукта массового промышленного производства (стоимость), обоснована структура и построена классификация взаимоувязанных (координированных по горизонтали и субординированных по вертикали) показателей качества различной степени комплексности [4].

Структуру системы для оценки качества одежды ввиду большого числа влияющих на него факторов целесообразно представить как многоуровневую, иерархическую (дерево свойств), строящуюся по принципу: от общего — к частному (Рисунок 1).

Рисунок 1- Дерево показателей качества

Качество одежды (в целом) на высшем (нулевом) уровне представляет собой целостную систему, совокупность свойств, которые могут быть количественно измерены, а уровень качества оценен одним комплексным показателем Ко.

На 1-м уровне иерархии система подразделяется на две подсистемы показателей, определяющих потребительский и технико-экономический уровни качества одежды. Показатели каждой подсистемы зависят от групповых и единичных показателей тех свойств, которые лежат на более низких уровнях иерархии. Степень сложности (комплексности, обобщенности) показателей от нулевого уровня к последующим уменьшается, а количество их, наоборот, возрастает.

Наиболее полную на сегодняшний день иерархическую модель системы показателей качества разработала Е.Б. Коблякова в конце 70-х годов XX века [4]. Система включает сто три показателя разного уровня, а также методы их количественной оценки. Так, если на высшем уровне качество одежды в целом определяется одним комплексным показателем, то на 1-м уровне их 2, на 2-м уровне — 8, на 3-м — 20. Самые нижние уровни иерархической структурной схемы (4-й и 5-й) составляют около 70 единичных показателей, которые можно измерить инструментально или определить визуально с использованием эвристических методов экспертных оценок. Система при этом остается открытой, и ее можно в дальнейшем дополнять и совершенствовать.

Показатели, определяющие потребительский уровень качества одежды. Потребительскими называют свойства изделий, служащие для удовлетворения определенных потребностей в процессе эксплуатации. Потребительский уровень качества может быть представлен пятью классами показателей, определяющих непосредственную общественную и индивидуальную ценность для человека-потребителя: социальными, функциональными, эстетическими, эргономическими и эксплуатационными. В зависимости от того, какими объективными свойствами наделено изделие, оно способно удовлетворить те или иные потребности человека. Рассмотрим специфику показателей качества одежды.

Социальные показатели характеризуют соответствие изделий общественным потребностям, обусловливающим целесообразность их производства и сбыта. Поэтому требования социально-экономического порядка необходимо учитывать еще не стадии разработки технического задания при определении целесообразного ассортимента изделий, прежде чем приступать к их проектированию и изготовлению. Роль социальных факторов в обеспечении качества промышленной продукции возрастает по мере роста научно-технического прогресса, насыщения рынка товарами и повышения материального благосостояния населения. Созданные на многих предприятиях социологические службы должны систематически проводить опросы покупателей, анализировать динамику спроса, прогнозировать и формировать спрос на вновь проектируемую продукцию. Для продукции, предназначенной на экспорт, особое значение имеют конкурентоспособность и патентная чистота модели. Важным социальным показателем качества одежды является степень соответствия ее размероростовочного ассортимента объему действительных потребностей.

Использование социальных показателей позволяет обоснованно подойти к формированию рационального ассортимента одежды.

Функциональные показатели определяют степень соответствия одежды основной целевой функции (назначению), внешнему облику и психологическим особенностям потребителей. Все свойства изделий должны выступать в органичном единстве и преломляться через их сущность, назначение. Только в этом случае они становятся свойствами данного предмета, обслуживающего человека.

Назначение определяет требования к модели, конструкции и материалам. Многообразие условий потребления определяет широкий ассортимент одежды. В связи со значительными различиями во внешнем облике и психологическом складе людей разного возраста и размера одежду необходимо проектировать с учетом всех присущих этим группам особенностей.

К функциональным отнесены показатели, определяющие степень соответствия одежды современному укладу жизни, быту (современным средствам передвижения, архитектуре, мебели и т. д.) и конкретной обстановке эксплуатации, роду деятельности человека, степень соответствия внешнему облику и возрастным психологическим особенностям человека-

Эстетические показатели занимают особое место при оценке качества одежды как предмета личного потребления. Отсутствие эстетических показателей превращает одежду, по существу, в бесполезную вещь, так как она перестает выполнять одну из основных своих целевых функций: удовлетворение специфически человеческих (эстетических) потребностей.

Эстетическая потребность в самом общем виде определяется как нужда человека в красоте и в творчестве по законам красоты. Эстетические требования к промышленным изделиям — это требования эстетической целесообразности формы изделия и ее органичной взаимосвязи с функциональным содержанием изделия, а также требования художественной выразительности, гармонии, стилевого единства со средой. Являясь одним из средств воплощения общественных эстетических идеалов своей эпохи, одежда проектируется с учетом ведущего художественного стиля данной эпохи и его частного проявления — моды.

Исходя из этого, класс эстетических показателей  подразделяют на три группы показателей 3-го уровня: соответствие современному стилю и моде (новизна модели и конструкции), степень совершенства композиции модели, товарный вид изделия.

К единичным эстетическим показателям 4-го уровня можно отнести: силуэт, конструктивное членение формы (покрой), цветовое решение модели, фактуру материалов,форму мелких и отделочных деталей, архитектонику формы, пластическую выразительность, тектонику формы. Под архитектоникой понимают целостность формы, то есть согласованность и гармонию функции, формы и цвета, соразмерность частей и целого, организацию внутренней структуры изделия. Пластическая выразительность определяется четкостью и изяществом всех конструктивных элементов, тектоника формы — конструктивной логичностью и взаимосвязью формы, конструкции и свойств материалов.

Эстетическое восприятие одежды зависит также от точности и тщательности технологической обработки и отделки конструктивных элементов (симметричность положения в изделии парных деталей, ровнота и аккуратность выполнения отделочных строчек и соединительных швов, качество подкладки и соответствие ее цвета цвету изделия и т.д.); оригинальности, выразительности и информативности фирменных торговых знаков, ярлыков, маркировки и упаковки, т. е. от всех элементов, определяющих в совокупности товарный вид одежды массового производства.

Эргономические показатели характеризуют степень приспособленности изделия к человеку и основаны на эргономических свойствах системы человек — изделие — среда. Эргономика (от греческого ergon — труд и nomos — закон) — это научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, законы взаимодействия (структурных связей) между человеком, промышленными изделиями и окружающей средой. Поэтому ее в технике называют также наукой о «человеческом факторе».

Контакты человека и промышленных изделий рассматривают в эргономике на биологическом и психологическом уровнях. Человек вступает в контакт с одеждой в основном на биологическом уровне, поскольку одежда покрывает более 80% поверхности тела человека и практически находится с ним в постоянном контакте и взаимодействии. В результате биологического взаимодействия с одеждой у человека возникают психологические (точнее, психофизиологические) ощущения тепла, холода, комфорта, удобства, давления, мышечного напряжения, влияющие на его психологическое состояние (утомляемость, работоспособность, на­строение).

При оценке качества конструкции промышленных изделий наиболее употребительными являются понятия «удобство» и «комфорт». Однако субъективная оценка удобства или комфорта часто значительно расходится с объективной, так как человек может приспособиться к нерациональной с точки зрения эргономики конструкции и будет считать ее удобной. Поэтому при эргономической оценке качества системы человек—одежда целесообразно использовать более конкретные показатели. Такими показателями на 3-м уровне иерархической структурной схемы в соответствии с ГОСТ 16035—81[[4]]. являются групповые показатели соответствия антропометрического, гигиеническогои психофизиологического.

Особое значение при проектировании промышленных изделий, непосредственно входящих в контакт с человеком, имеют антропометрические показатели. Характер антропометрических контактов человека и одежды неодинаков в покое (статике) и при движениях (динамике). Поэтому групповой показатель антропометрического соответствия состоит из двух показателей 4-го уровня: статического соответствия и динамического соответствия. Единичные антропометрические показатели статического соответствия: степень соответствия конструкции одежды размерам (соразмерность)и форме тела человека (баланс). Единичные показатели динамического соответствия плечевой одежды: уровень деформаций в материалах деталей одежды в процессе эксплуатации, размах движений рук одетого человека и перемещение низа изделия при подъеме рук.

Гигиенические показатели качества одежды характеризуют ее соответствие санитарно-гигиеническим нормам и рекомендациям, обеспечивающим комфортные условия микроклимата пододежного пространства.

Чтобы выполнить свою основную защитную функцию, одежда должна обладать определенными тепловым сопротивлением, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью (или гигрофобностью), структурой пакета и конструкцией.

В группу психофизиологических показателей включены показатели соответствия одежды физиологическим свойствам и психологическим особенностям человека, закрепленным и вновь формируемым навыкам. Исходя из этого, групповой показатель психофизиологического соответствия конкретизируется на 4-м уровне тремя единичными показателями: удобством надевания и снятия одежды, удобством пользования отдельными элементами одежды и массой изделий.

В зависимости от конкретного вида одежды показатель удобства надевания и снятия одежды определяется рациональностью расположения и надежностью функционирования застежки, гладкостью поверхности подкладки, размерами и формой выреза горловины в изделиях без застежки и др. Показатель удобства пользования отдельными элементами зависит от рациональности конструкции и доступности расположения карманов и других функционально-декоративных элементов конструкции.

Эксплуатационные показатели (надежность). Надежность — важнейшая эксплуатационная характеристика большинства промышленных изделий, в том числе и одежды. Показатели надежности определяют степень стабильности сохранения качества одежды в процессе эксплуатации. Надежность — это качество, развернутое во времени [6].

Надежность определяет безотказность, долговечность, ремонтопригодность изделия. Основное понятие в теории надежности — понятие отказа, то есть утраты работоспособности, наступающей внезапно или постепенно.

Надежность текстильных и швейных изделий включает полный период времени носки вплоть до момента, когда они приходят в состояние моральной или физической непригодности. В идеальном случае сроки морального и физического износа должны совпадать. Однако в действительности они обычно не совпадают. Поэтому необходимо направить исследования на изыскание оптимальных показателей надежности материалов, швов и швейных изделий в целом, согласованных с их моральным (социальным) старением.

Показателями надежности одежды в эксплуатации являются три групповых показателя, определяющих необходимый запас прочности, работоспособности конструкции одежды в процессе эксплуатации: устойчивость материалов и соединительных швов к разрывным нагрузкам, формоустойчивость деталей и краев одежды,износостойкость материалов и элементов конструкции одежды (устойчивость к трению, к многократному растяжению, к действию светопогоды, химчистке, стирке, глажению).

Госстандарт России разработал сокращенную номенклатуру потребительских показателей качества [[5]]. В соответствии с требованиями нормативной документации установлены четырнадцать единичных показателей качества, объединенных в четыре класса. Перечень рекомендованных показателей приведен в таблице (Таблица 1).

Таблица 1 - Номенклатура показателей качества швейных изделий [3]

  Наименование показателя качества Наименование группы показателей качества Обозначение показателя качества Единица измерения

1 ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ

Соответствие изделия основному функциональному назначению социальные С1 балл  
Соответствие изделия размерной и полнотно-возрастной группе человека социальные С2 балл
Соответствие изделия сезону, сфере применения и условиям эксплуатации функциональные Ф1 балл  
Соответствие применяемых материалов, отделок и фурнитуры назначению изделия функциональные Ф2 балл

2.ПОКАЗАТЕЛИ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ

Возможность химической чистки, стирки, глажения надежность Н1 балл
Прочность соединения деталей одежды надежность Н2 ДаН/см

3. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Антропометрическое статическое соответствие эргономические А1 балл
Антропометрическое динамическое соответствие эргономические А2 балл
Удобство пользования эргономические У балл
Гигиенические показатели    
Суммарное тепловое сопротивление пакета одежды эргономические R сум °С*м2/Вт
Воздухопроницаемость эргономические В дм3/с*м2

4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Соответствие изделия современному направлению моды эстетические Э1 балл
Уровень обработки и отделки изделия эстетические Э2 балл
Четкость и выразительность исполнения товарных знаков и ярлыков эстетические Э3 балл

 

Технико-экономические показатели качества одежды. Технико-экономические показатели качества одежды определяют степень технического совершенства конструкции с учетом затрат на ее проектирование, производство и эксплуатацию одежды. Технико-экономические показатели на 2-м уровне структурной схемы охарактеризованы тремя классами показателей: стандартизации и унификации, технологичности конструкции и экономичности.

Показатели стандартизации и унификации конструкции одежды определяют степень конструктивной и технологическойпреемственности моделей.

Технический прогресс и быстрая смена моды диктуют необходимость постоянного сокращения сроков разработки и снижения затрат труда, средств и материалов на создание и освоение производства новых моделей одежды. Выполнение большинства этих требований затруднительно, если рассматривать каждую модель одежды как индивидуальную конструкцию, проектируемую и создаваемую заново. Поэтому в швейной промышленности широкое распространение получают прогрессивные методы одновременного проектирования не одной, а целой серии новых моделей одежды.

Для оценки уровня конструктивной преемственности используют единичные показатели (коэффициенты) применяемости (унификации) и повторяемости, а уровня технологической преемственности — показатели, определяющие применение унифицированной технологии и типовых технологических процессов предприятия.

При выполнении расчетов с использованием обобщенных показателей необходимо знать коэффициенты весомости всех показателей качества. Для примера в таблице (Таблица 2) приведены средние значения нормированных (то есть приведенных к нулевому уровню) показателей качества одежды различных видов [7].

Как видно из приведенных в таблице данных, наибольшую значимость (весомость) для оценки уровня качества одежды всех видов имеет подсистема потребительских показателей качества ( Gi  — 0,627 ... 0,693), среди них классы показателей: эстетических ( Gi = 0,139 ... 0,177), эргономических ( Gi — 0,123 ... 0,166) и надежности ( Gi = 0,125 ... 0,140). Для большей точности значения этих коэффициентов следует корректировать с учетом уровня развития общества и изменением структуры потребностей и конъюнктуры рынка.

Таблица 2 - Средние значения нормированных коэффициентов весомости показателей качества 1-го и 2-го уровней [7].

Показатели качества

Вид одежды

Костюм мужской Пальто мужское Сорочка мужская Пальто женское Платье женское
Потребительские 0,635 0,623 0,653 0,657 0,692
в том числе          
социальные С 0,105 0,101 0,114 0,069 0,101
функциональные Ф 0,115 0,126 0,110 0,105 0,116
эстетические Э 0,139 0,148 0,166 0,177 0,176
эргономические А 0,142 0,123 0,132 0,166 0,162
надежность Н 0,134 0,125 0,131 0,140 0,137
Технико-экономические 0,365 0,377 0,347 0,343 0,308
в том числе          
стандартизации Ст 0,108 0,127 0,125 0,102 0,101
технологичности Т 0,141 0,124 0,113 0,126 0,116
экономичности Эк 0,116 0,126 0,109 0,115 0,091

 

Рассмотрим пример расчета комплексного показателя качества для пальто женского. Оценки единичных показателей С=0,85; Ф=0,90; Э=0,93; А=0,86; Н=0,80; Ст=0,55; Т=0,85; Эк=0,75. Используем формулу средневзвешенного арифметического:

 

 

Значение уровня качества Ка = 0,85*0,069 +0,9*0,105 +0,93*0,177 +0,86*0,166 +0,8*0,14 +0,55*0,102 +0,85*0,126 +0,75*0,115 = 0,82. В соответствии с рекомендациями [7] оценка от 0,81 до 1 означает отличный уровень качества.

 

4. Методические указания к выполнению работы:

По заданию преподавателя студент получает один вид верхней одежды и определяет условия эксплуатации, половозрастную группу потребителей, функции и назначение изделий данного вида. Анализирует материалы для этого ассортимента и выбирает вид основного материала.

На втором этапе студент изучает номенклатуру показателей качества и выбирает значимые показатели для заданного вида одежды. Обосновывает сделанный выбор. Затем выписывает из нормативных документов (из списка для лаб. работы 1) требования по выбранным показателям, нормативные значения показателей качества, делая ссылки на источники информации.

После сбора материалов студент излагает требования к качеству заданного вида одежды в литературной форме на основе полученных сведений, делая необходимые ссылки на источники информации.

Делает выводы по работе

5. Требования к содержанию отчета

Для заданного вида одежды подробно описать функции, условия эксплуатации, назначение и вид основного материала.

Выписать из нормативных документов требования к заданному виду одежды. Обосновать перечень показателей, имеющих значение для заданного вида одежды с учетом его функции и назначения.

Требования к изделию должны быть сформулированы в литературной форме и содержать ссылки на НД.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя понятие «качество»?

2. Что характеризуют собой показатели качества?

3. Для какой цели необходимо нормировать значения показателей качества?

 

 


[1]. ГОСТ Р 54393 – 2011. Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения.

[2]. Единая методика конструирования одежды. Том 8. Термины и определения. М., 1990.

[3]. ГОСТ 15467 – 79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

[4]. ГОСТ 16035 – 81. Показатели качества изделий эргономические. Термины и определения, классификация и номенклатура.

[5]. ГОСТ4.45-86. Система показателей качества продукции. Изделия швейные бытового назначения. Номенклатура показателей. – М.: Изд-во стандартов, 1987

6.  Конструирование одежды с элементами САПР: Учеб. для вузов/ Е.Б.Коблякова и др. - М.:Легпромбытиздат, 1988.- 464 с.

7.  Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. М.,1984.

 



2019-11-21 798 Обсуждений (0)
ВЫБОР СТРУКТУРЫ И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОДЕЖДЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЫБОР СТРУКТУРЫ И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОДЕЖДЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)