I . ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общей и клинической фармакологии С курсом анестезиологии и реаниматологии
ФАРМАКОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ. СБОРНИК ТЕСТОВ
Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса лечебного, медико-диагностического, медико-профилактического факультетов
3-е издание, стереотипное
Гомель ГомГМУ 2012 УДК 615(076.1) ББК 52.81 Ф 24
Авторы: Е. И. Михайлова, О. Л. Палковский, Г. М. Бронская, Т. О. Чернявская, Л. И. Новогран
Рецензент: доктор медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и общеврачебной практики Гомельского государственного медицинского университета В. И. Бронский
Ф 24 Фармакология в вопросах и ответах. Сборник тестов: учеб.-метод. пособие для студентов 3 курса лечебного, медико-диагностического, медико-профилактического факультетов / Е. И. Михайлова [и др.]. — 3-е изд., стереотип. — Гомель: УО «Гомельский государственный меди- цинский университет», 2012. — 88 с. ISBN 978-985-506-500-6
Содержит 400 тестовых заданий по основным разделам фармакологии в соответствии с типовой программой для студентов высших учебных медицинских учреждений. В последнем разделе сборника даны ответы на приведенные вопросы. В связи с тем, что вопросы, представленные в данном пособии, носят не только контролирующий, но и обучающий характер, их можно использовать для углубления и систематизации знаний студентов по программным вопросам фармакологии. На базе приведенных тестов создана компьютерная версия, которая используется для предэкзаменационного тестирования. Первое издание вышло в 2009 году.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 28 июня 2012 г., протокол № 5.
УДК 615(076.1) ББК 52.81
© Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2010 ISBN 978-985-506-500-6 © Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2012 ВВЕДЕНИЕ
При оценке знаний в современных условиях получили широкое распространение тесты, которые позволяют в минимальные временные рамки дать объективную оценку усвоению материала и выживаемости знаний. Значение тестирования по фармакологии пропорционально насыщенности предмета теоретическими данными. Представленный сборник тестов «Фармакология в вопросах и ответах» содержит 400 тестов разного уровня сложности. В них нашли отражение основные разделы фармакологии в соответствии с типовыми учебными программами по фармакологии для студентов III курса лечебного, медико-диагностического и медико-профилактического факультетов. Тестовые задания разделены по основным фармакологическим группам: — общая фармакология; — нейротропные средства; — средства, влияющие на функции исполнительных органов; — гормональные препараты; средства, влияющие на обмен, воспаление и иммунитет; — химиотерапевтические средства. В пределах каждой фармакологической группы нет деления вопросов по степени сложности, они приводятся по принципу случайной выборки, как это происходит при компьютерном тестировании. К тестовым вопросам предлагаются пять вариантов ответов, из которых только один правильный. Ответы приводятся в конце сборника. Все это позволяет использовать тесты как для обучения и самоконтроля, так и для контроля знаний студентов при предэкзаменационном тестировании. Систематическая работа с этим сборником, безусловно, будет способствовать освоению базисного курса фармакологии и может послужить хорошим фундаментом для дальнейшего освоения рациональной фармакотерапии. I . ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
1. Укажите энтеральный путь введения лекарств. Варианты ответа: а) внутримышечный; б) подкожный; в) ингаляционный; г) внутрь; д) субарахноидальный. 2. Что характерно для введения лекарственных веществ через рот? Варианты ответа: а) быстрое развитие эффекта; б) возможность использования в бессознательном состоянии; в) возможность применения лекарств, разрушающихся в ЖКТ; г) скорость поступления лекарств в общий кровоток непостоянна; д) необходимость стерилизации вводимых лекарств. 3. Укажите основной механизм всасывания лекарственных веществ в желудочно-кишечном тракте. Варианты ответа: а) облегченная диффузия; б) пассивная диффузия; в) активный транспорт; г) пиноцитоз; д) фильтрация. 4. Лекарственные средства, являющиеся слабыми основаниями, лучше назначать: Варианты ответа: а) натощак; б) после еды; в) связь с приемом пищи отсутствует; г) натощак, запивая слабощелочными растворами; д) после еды, запивая слабокислыми растворами. 5. Укажите, из какой лекарственной формы при приеме внутрь лекарственное вещество всасывается и поступает в кровь быстрее? Варианты ответа: а) раствор; б) суспензия; в) таблетки; г) капсулы; д) драже. 6. Что характерно для введения лекарств в виде инъекций? Варианты ответа: а) более быстрое развитие эффекта, чем при приеме внутрь; б) возможность применения лекарств, разрушающихся в ЖКТ; в) возможность использования у больных, находящихся в бессознательном состоянии; г) необходимость стерилизации вводимых лекарств; д) все перечисленное выше в п. а), б), в), г) — верно.
7. Наиболее быстро фармакологический эффект развивается при введении лекарств: Варианты ответа: а) подкожно; б) внутримышечно; в) внутривенно; г) внутрь; д) сублингвально.
8. С целью местного воздействия на кожу и слизистые оболочки наносят следующие лекарственные формы: Варианты ответа: а) порошки; б) пасты; в) мази; г) эмульсии; д) все перечисленное выше в п. а), б), в), г) — верно.
9. Укажите основной путь введения в организм газов и летучих жидкостей: Варианты ответа: а) внутрь; б) внутримышечно; в) внутривенно; г) ингаляционно; д) субарахноидально.
10. Укажите парэнтеральный путь введения лекарств: Варианты ответа: а) сублингвальный; б) ректальный; в) пероральный; г) дуоденальный; д) субарахноидальный. 11. Повышение активности микросомальных ферментов печени чаще всего приводит к: Варианты ответа: а) ускорению инактивации лекарства; б) замедлению инактивации лекарства; в) увеличению токсичности лекарства; г) усилению основного действия лекарства; д) увеличению числа побочных эффектов.
12. При каком способе введения биодоступность препарата 100%? Варианты ответа: а) ректальный; б) пероральный; в) сублингвальный; г) внутривенный; д) транскутанный.
13. Укажите основной путь выведения лекарств из организма: Варианты ответа: а) почками с мочой; б) печенью с желчью; в) легкими с выдыхаемым воздухом; г) потовыми железами с потом; д) молочными железами с молоком.
14. Что характеризует такой показатель фармакокинетики как клиренс? Варианты ответа: а) скорость всасывания; б) полноту всасывания; в) характер распределения; г) содержание активной формы лекарства в крови; д) скорость элиминирования лекарства из организма.
15. Что характеризует такой показатель фармакокинетики как биодоступность? Варианты ответа: а) полноту и скорость поступления лекарственного вещества в общий кровоток; б) характер распределения; в) интенсивность метаболизма; г) скорость элиминирования; д) степень связывания белками крови. 16. К какому типу относится действие лекарственных средств, восстанавливающих деятельность ЦНС при заболеваниях, сопровождающихся психическим и двигательным возбуждением? Варианты ответа: а) тонизирующее; б) стимулирующее; в) седативное; г) угнетающее; д) парализующее.
17. К какому типу относится действие лекарственных средств, активирующих психическую и мышечную активность как в норме, так и при патологии? Варианты ответа: а) тонизирующее; б) стимулирующее; в) седативное; г) угнетающее; д) парализующее.
18. К какому типу относится действие лекарственных средств, практически полностью прекращающих функционирование органа? Варианты ответа: а) тонизирующее; б) стимулирующее; в) седативное; г) угнетающее; д) парализующее.
19. Больному назначено внутримышечное введение 2% раствора папаверина гидрохлорида по 2 мл 2 раза в день. Чему равна при таком режиме введения суточная доза папаверина гидрохлорида? Варианты ответа: а) 0,02; б) 0,04; в) 0,06; г) 0,08; д) 0,1.
20. Больному при травме назначено внутримышечное введение 1% раствора морфина гидрохлорида по 1 мл 3 раза в день. Чему равна при таком режиме введения суточная доза морфина гидрохлорида? Варианты ответа: а) 30 мг; б) 40 мг; в) 50 мг; г) 60 мг; д) 80 мг.
21. Больному назначено внутримышечное введение 2% раствора дротаверина по 2 мл 2 раза в день. Чему равна при таком режиме введения суточная доза папаверина гидрохлорида? Варианты ответа: а) 60 мг; б) 80 мг; в) 120 мг; г) 160 мг; д) 180 мг.
22. Больному назначено внутримышечное введение 2% раствора папаверина гидрохлорида по 1 мл 2 раза в день. Чему равна при таком режиме введения суточная доза папаверина гидрохлорида? Варианты ответа: а) 20 мг; б) 40 мг; в) 60 мг; г) 80 мг; д) 100 мг. 23. Какие особенности детского организма следует учитывать при дозировании лекарств у детей? Варианты ответа: а) более быстрое всасывание лекарств, чем у взрослых; б) проницаемость гистогематических барьеров, в том числе и ГЭБ, выше, чем у взрослых; в) активность микросомальных ферментов печени ниже, чем у взрослых; г) более низкая скорость клубочковой фильтрации, чем у взрослых; д) все перечисленное выше в п. а), б), в), г) — верно.
24. Какое явление может иметь место при повторных введениях лекарств? Варианты ответа: а) привыкание; б) идиосинкразия; в) суммирование; г) потенцирование; д) синергизм. 25. При повторном применении эфедрина через 20 мин после первого введения, уровень артериального давления повысился незначительно. Примером чего является данная ситуация? Варианты ответа: а) идиосинкразия; б) толерантность; в) кумуляция; г) тахифилаксия; д) пресистемная элиминация.
26. Как называется накопление лекарственного вещества в организме при повторных его введениях? Варианты ответа: а) идиосинкразия; б) сенсибилизация; в) суммирование; г) материальная кумуляция; д) функциональная кумуляция.
27. Какое явление может иметь место при комбинированном применении лекарств? Варианты ответа: а) идиосинкразия; б) функциональная кумуляция; в) привыкание; г) материальная кумуляция; д) синергизм.
28. Каким термином обозначается действие лекарств во время беременности, которое приводит к врожденным уродствам? Варианты ответа: а) мутагенное; б) канцерогенное; в) тератогенное; г) эмбриотоксическое; д) фетотоксическое.
29. Отметьте пример фармакодинамической несовместимости лекарств при их комбинированном применении: Варианты ответа: а) папаверина гидрохлорид при смешивании в одном шприце с препаратами наперстянки образует осадок; б) фуросемид укорачивает и ослабляет действие многих лекарств, способствуя их экскреции; в) железа сульфат образует нерастворимые комплексы с тетрациклинами, что затрудняет их всасывание; г) фенобарбитал ослабляет действие неодикумарина, индуцируя микросомальные ферменты печени; д) атропин ослабляет влияние М-холиномиметика пилокарпина на гладкие мышцы, блокируя М-холинорецепторы.
30. Отметьте пример конкурентного антагонизма: Варианты ответа: а) папаверина гидрохлорид при смешивании в одном шприце с препаратами наперстянки образует осадок; б) фуросемид укорачивает и ослабляет действие многих лекарств, способствуя их экскреции; в) железа сульфат образует нерастворимые комплексы с тетрациклинами, что затрудняет их всасывание; г) фенобарбитал ослабляет действие неодикумарина, индуцируя микросомальные ферменты печени; д) атропин ослабляет влияние ацетилхолина на сердце, блокируя М-холинорецепторы.
31. Что означает термин патогенетическая фармакотерапия? Варианты ответа: а) фармакотерапию направленную на устранение симптомов заболевания; б) фармакотерапию направленную на предупреждение заболевания; в) фармакотерапию направленную на устранение причину заболевания; г) фармакотерапию направленную на механизмы развития заболевания; д) фармакотерапию направленную на возмещение дефицита биологически активных веществ в организме.
32. Что означает термин профилактическая фармакотерапия? Варианты ответа: а) фармакотерапию направленную на устранение симптомов заболевания; б) фармакотерапию направленную на предупреждение заболевания; в) фармакотерапию направленную на устранение причину заболевания; г) фармакотерапию направленную на механизмы развития (патогенез) заболевания; д) фармакотерапию направленную на возмещение дефицита биологически активных веществ в организме.
33. Что означает термин заместительная фармакотерапия? Варианты ответа: а) фармакотерапию направленную на устранение симптомов заболевания; б) фармакотерапию направленную на предупреждение заболевания; в) фармакотерапию направленную на устранение причину заболевания; г) фармакотерапию направленную на механизмы развития (патогенез) заболевания; д) фармакотерапию направленную на возмещение дефицита биологически активных веществ в организме.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |