Площадь и население стран мира в 1990 г
Автономная некоммерческая организация Высшего профессионального образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Владимирский филиал
КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А.Д. КОРШИКОВА
Учебно-практический сборник задач по изучению возможностей применения табличного процессора MICROSOFT EXCEL Для направлений: § экономика § менеджмент § коммерция § сервис
Учебно-методические рекомендации и материалы для проведения лабораторных занятий по применению информационных технологий в решении различных задач экономики, менеджмента и маркетинга
Владимир 2010
УДК 004.42 ББК 32.973.2-018.2
Коршикова А.Д. В12 Учебно-практический сборник задач по изучению возможностей применения табличного процессора MICROSOFT EXCEL. Учебно-методические рекомендации и материалы для проведения лабораторных занятий по применению информационных технологий в решении различных задач экономики, менеджмента и маркетинга Коршикова А.Д.; Центросоюз РФ. Автоном. неком. орг. Высш.профес. образования «Рос. ун-т кооперации», Владим. фил. – Владимир, 2010 CIP ГУ «Владимирская областная научная библиотека»
Рецензент: кандидат технических наук, доцент Э.А. Мотин
Учебно-практический сборник задач, а также методические рекомендации по их решению составлены на основе длительного опыта проведения практических занятий со студентами. Анализ уже изданной литературы и попытка ее использовать на практических занятиях привели к выводу, что те основы информатики, которым посвящено большинство изданий, сегодняшние студенты уже хорошо знают. Требуется как можно больше практического материала для закрепления этих знаний. Именно это и вызвало создание данного сборника. Сборник включает более 40 задач из разных сфер деятельности, подобранные задачи охватывают практически все разделы изучения табличного процессора. В отдельный сборник выделены только задачи по поиску решения (т.е. оптимизационные задачи), а также задания по составлению сводных таблиц.
УДК 004.42 ББК 32.973.2-018.2
© А.Д. Коршикова, 2010 © Владимирский филиал АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», 2010
Назначение: сборник задач предназначен для практических занятий со студентами по освоению табличного процессора (Microsoft EXCEL). Сборник включает набор задач, распределенных по различным методам и приемам работы с табличным процессором. При составлении сборника учитывался прежде всего тот факт, что уровень подготовки студентов по данной дисциплине существенно различается. В связи с этим сборник включает как простые задачи, так и задачи повышенной сложности – они помечены в сборнике звездочкой (*). При работе со сборником преподаватель имеет возможность выбирать задачи по своему усмотрению, ориентируясь на такие факторы как общая подготовка студентов в группе, углубленное рассмотрение темы, индивидуальные интересы студентов и т.д. В рамках рассматриваемой темы даются теоретический материал и методические рекомендации по выполнению задания – но очень краткие, так как сборник все же предназначен не для самостоятельной работы студентов, а в помощь преподавателю для подбора практического материала. Введение Чтобы научиться работать с табличным процессором, недостаточно прочитать книгу, посвященную этому инструменту - надо решать конкретные задачи, при этом как можно более разнообразных как по используемым методам и приемам, так и по сфере возникновения и применения – экономика, менеджмент, маркетинг, торговля, строительство и многим другим сферам. Что вызвало необходимость создания такого сборника? При проведении практических занятий всегда возникает необходимость дать задание студентам по практическому применению изучаемого инструмента – в данном случае прекрасного инструмента – табличного процессора EXCEL. Так как информатика, как предмет, изучается студентами разной специализации – задачи должны быть, с одной стороны разнообразны, с другой специфически направлены. В процессе работы над сборником были проанализированы аналогичные сборники задач, издания – и среди них самые популярные учебники и сборники задач по применению табличных процессоров: · В.Т. Безручко – Практикум по курсу «Информатика» · С.М. Лавренов - EXCEL: Сборник примеров и задач · Пакет прикладных программ Microsoft Office (практические занятия по курсу «Информатика», часть 2. Табличный процессор MS Excel.) и др. На сегодняшний день эти книги - даже после нескольких переизданий - все же остаются учебно-методическим пособием по изучению табличного процессора, а не сборником задач. А опыт проведения лабораторных занятий с использованием этих учебников показал : · на сегодня все студенты практически знают основные методы и приемы работы с приложениями Microsoft Office – курс «Информатика» входит в состав дисциплин во всех средних учебных заведениях. · методическая база учебников, хорошо действующая ранее – разложить задачу на составляющие шаги, вплоть до указания координат ячеек, которыми надо манипулировать при создании формул – это вчерашний день!!! Студентам это неинтересно, но они честно отрабатывают поданный им методический материал (встать в эту ячейку, перейти к следующей ячейке, удерживая правую клавишу мыши и т.д. …). Они даже не вникают в суть задачи. А этого и не требуется при подаче материала в такой форме. Но ведь поставить задачу самому, т.е. перейти от словесного описания задачи или проблемы к ее математической формулировке (модели), а затем и к алгоритму ее решения – это и есть самое важное умение, которому хотелось бы научить студентов. · Ну и, наконец, самое основное – все рассмотренные учебники в своем изложении материала основываются на старых операционных системах и Приложениях, а сам материал изложен с привязкой к конкретной версии операционной системы – WINDOWS 95, 97, 2000 и приложениях Microsoft Office (в приведенных учебниках – не далее версии Microsoft OFFICE 2000). А так как при этом часто приводится вид «Окон», уже устаревший, это просто «запутывает» студента. В этих учебниках, как правило, приводятся типовые, стандартные задачи, которые, несомненно, полезны, но они не всегда интересны студентам, т.к. за ними часто не стоит какой-нибудь практической задачи. Кроме того, большая часть учебника состоит из подробных, точнее подробнейших рекомендаций по всем действиям, которые надо осуществить для решения задачи. В итоге, задач мало, методического материала очень много. Если ориентироваться на сегодняшнего студента, прошедшего курс «Информатика» при получении среднего образования, то надо учитывать, что основные приемы работы с приложениями MICROSOFT OFFICE они знают, и, следовательно, закрепления навыков работы с этими приложениями можно достичь только путем решения большого количества различных задач из разных областей деятельности, где приложения MICROSOFT OFFICE служат только инструментом, а навыки приобретаются в умении им владеть и применять. Итак, основная цель данного сборника– заставить студента самому принять решение – как использовать данный инструмент (EXCEL) для решения поставленной задачи – какие создать таблицы, промежуточные расчетные таблицы, подобрать формулы с использованием стандартных функций или создать свою функцию, которую можно записать в каталог пользовательских функций и т.д. Условно, последовательность представленных задач соответствует следующим темам: · Простые расчеты, простые функции, оформление таблиц · Текстовые функции и их применение · Построение графиков функций, диаграмм · Функции Даты и Времени и их применение · Задачи с использованием нескольких (многих) стандартных функций
Задания в сборнике подобраны по степени сложности, т.к. даже, начиная с самых первых (простых) заданий, предполагается, что студенты должны знать основы работы с табличным процессором, а именно такие понятия, как: ü Ячейка таблицы и ее координаты ü Типы данных, которые могут храниться и обрабатываться в ячейках ü Ввод формул, функций ü Назначение основных кнопок на Панели Инструментов и т.д.
Тем не менее, напомним некоторые правила и приемы, которые обязательно нужно вспомнить. Формула – это выражение, состоящее из операндов, которое используется для выполнения вычислений над имеющимися данными. Каждая формула начинается с символа равно «=». В качестве операндов могут быть: числа, логические значения, ссылки на адреса ячеек (диапазонов ячеек), встроенные функции, которые соединяются с помощью символов операций – сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень и т.д.
Табличный процессор (EXCEL) выполняет вычисления последовательно, в зависимости от их приоритета. Если формула содержит несколько операторов, они будут обработаны в следующей последовательности в соответствии с их приоритетом: 1. ( - ) - знак отрицательного числа 2. % - оператор определения процента 3. ^ - возведение в степень 4. *, / - умножение и деление 5. +, - - сложение и вычитание 6. & - объединение текста Если формула содержит несколько операторов с одинаковым уровнем приоритета, они будут обработаны слева направо. Если последовательность вычислений, (определяемая приоритетами), с помощью используемых в формуле операторов должна быть изменена, то нужно использовать круглые скобки. Представленные в скобках выражения будут обработаны в первую очередь, и полученный результат будет использован при выполнении дальнейших вычислений в формуле. Технические возможности EXCEL позволяют создавать достаточно сложные формулы. Однако, подлинная мощь EXCEL как программного средства, реализуется через широкий набор встроенных функций, предназначенных для выполнения самых различных вычислительных и логических процедур. Все функции, несмотря на их многообразие, имеют одинаковый стандартный формат: ИМЯ функции и находящийся в круглых скобках перечень АРГУМЕНТОВ, разделенных точками с запятой. Например функция =ОКРУГЛ(А2:А6;1) означает – округлить все числа в диапазоне ячеек с А2 по А6 с точностью до 1 знака после запятой. Функцию можно ввести обычным путем, как и любое содержимое ячейки – с клавиатуры. Регистр букв при этом не учитывается. EXCEL автоматически запишет имя функции прописными буквами. Для вставки функции (если вы не помните ее точного имени или списка аргументов) EXCEL предоставляет в пользование одного из своих МАСТЕРОВ, а в данном случае МАСТЕРА функций. К его работе мы будем обращаться постоянно и комментировать его действия. Задание 1
Создать на листе табличного процессора следующую таблицу, выполняя все нижеследующие рекомендации и указания.
Выполнить последовательно следующее: § Создать заголовок. Ввести текст шапки документа; § Создать объединенные ячейки, там, где это потребуется; § Графу с наименованием налогов и их кодами создать через копирование (автозаполнение). Тоже самое относится к графе с кварталами; § В последней графе текст расположить вертикально § Тексты с налогами и их кодами отодвинуть от левого края § Заполнить цифрами таблицу § Подвести итоги с использованием значка суммирования § Формат итогов сделать с разделителями разрядов и выделить жирным шрифтом и красным цветом § Ввести формулу для расчета отклонения Расчертить границы таблицы (т.е. весь документ взять в двойную рамочку и т.д.). Иначе говоря, оформить таблицу в полном соответствии с предлагаемым образцом.
Платежи |
План ( в тыс.руб.) |
Факт | Отклонение (+/-) | Отклонение (в %) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование налога | Код налога | 1 кв | 2 кв | 3 кв | 4 кв | За год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог № 1 | 11 | 200 | 437 | 911 | 1859 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог № 2 | 21 | 300 | 637 | 1311 | 2659 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог № 3 | 31 | 400 | 837 | 1711 | 3459 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог № 4 | 41 | 500 | 1037 | 2111 | 4259 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог № 5 | 51 | 600 | 1237 | 2511 | 5059 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог № 6 | 61 | 700 | 1437 | 2911 | 5859 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог № 7 | 71 | 800 | 1637 | 3311 | 6659 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО : |
|
3500 |
|
|
|
Задание 2
Цель задания:
§ умение создать необходимые расчетные формулы
§ умение их копировать для получения требуемого результата
Создайте на рабочем листе таблицу трехзначных чисел, первая цифра которых задается пользователем в ячейке, например, Е2.
На таблице, приведенной ниже, представлена таблица трехзначных чисел, первая цифра задана пользователем и равна - 7 .
Рекомендуемый вид экрана:
В ячейке Е1 – текст вопроса – «Введите первую цифру чисел таблицы ð»
В ячейке Е2 – число (например 7)
Получите нижеприведенную таблицу :
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
0 | 700 | 701 | 702 | 703 | 704 | 705 | 706 | 707 | 708 | 709 |
1 | 710 | 711 | 712 | 713 | 714 | 715 | 716 | 717 | 718 | 719 |
2 | 720 | 721 | 722 | 723 | 724 | 725 | 726 | 727 | 728 | 729 |
3 | 730 | 731 | 732 | 733 | 734 | 735 | 736 | 737 | 738 | 739 |
4 | 740 | 741 | 742 | 743 | 744 | 745 | 746 | 747 | 748 | 749 |
5 | 750 | 751 | 752 | 753 | 754 | 755 | 756 | 757 | 758 | 759 |
6 | 760 | 761 | 762 | 763 | 764 | 765 | 766 | 767 | 768 | 769 |
7 | 770 | 771 | 772 | 773 | 774 | 775 | 776 | 777 | 778 | 779 |
8 | 780 | 781 | 782 | 783 | 784 | 785 | 786 | 787 | 788 | 789 |
9 | 790 | 791 | 792 | 793 | 794 | 795 | 796 | 797 | 798 | 799 |
10 | 800 | 801 | 802 | 803 | 804 | 805 | 806 | 807 | 808 | 809 |
11 | 810 | 811 | 812 | 813 | 814 | 815 | 816 | 817 | 818 | 819 |
12 | 820 | 821 | 822 | 823 | 824 | 825 | 826 | 827 | 828 | 829 |
13 | 830 | 831 | 832 | 833 | 834 | 835 | 836 | 837 | 838 | 839 |
В данном задании не должно быть более трех формул, введенных пользователем – все остальные клетки должны быть заполнены только путем копирования формул.
Закономерность образования чисел студент должен проанализировать сам !!!
Итак, требуется получить вышеприведенную таблицу с учетом изложенных требований.
Задание 3
Цель задания:
§ Научиться создавать необходимые расчетные формулы и копировать их для получения требуемого результата
§ Получить первые представления об одном из самых важных понятий при работе с электронными таблицами – понятие относительной и абсолютной ссылки
Ниже представлена таблица, в которой нужно провести несколько несложных расчетов.
В дополнение к простым расчетам (плотность населения) предлагается впервые воспользоваться встроенными стандартными функциями – для вычисления максимального, минимального и среднего значения полученной плотности.
EXCEL помогает решать многие проблемы с помощью своих МАСТЕРОВ. Вот и здесь можно использовать Мастера функций, но на этом этапе достаточно воспользоваться списком из 5 самых распространенных функций – найти на Панели инструментов значок Автосуммы (греческая буква Σ – Сигма) и выбрать из раскрывающегося списка нужную функцию.
Площадь и население стран мира в 1990 г
1
2
3
4
5
РОССИЯ
17075
149 000
США
9363
252 000
КАНАДА
9976
27 000
ФРАНЦИЯ
552
56 500
КИТАЙ
9561
1 160 000
ЯПОНИЯ
372
125 000
ИНДИЯ
3228
850 000
ИЗРАИЛЬ
14
4 700
БРАЗИЛИЯ
2767
154 000
ЕГИПЕТ
1002
56 000
НИГЕРИЯ
924
115 000
2019-11-21 | 346 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Площадь и население стран мира в 1990 г |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы