Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные этапы проекта.



2019-11-21 158 Обсуждений (0)
Основные этапы проекта. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

КАФЕДРА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Костенко Олеся Анатольевна

«Интегрированные культурно-образовательные программы

В контексте популяризации детской и юношеской аудитории

В учреждения культуры»

 

 

Творческий проект

по направлению подготовки 52.04.03«Театральное искусство»

 

 

К защите допускаю: Декан факультета (канд. искусствоведения, доцент)    Зав. кафедрой (канд. пед. наук, доцент)     Науч. руководитель ___________/ Н.Л. Кабачек «____» ____________2018г.     ___________/ М.Ю. Сапрыкина «____» ____________2018г.   ___________/ «____» ____________2018г.

 

 

                                  

 

 

Симферополь, 2018


Структура проекта

Актуальность проекта.

Проблема, на решение которой направлен проект.

Инновационность проекта.

Цель и задачи проекта.

Концепция проекта.

Социальная значимость проекта.

Содержание и механизм реализации проекта.

Формы реализации проекта.

Целевая аудитория проекта.

Основные этапы проекта (например, 1 этап – подготовительный, 2 этап – основной, 3 этап – заключительный).

План-график мероприятий.

Сценарный план и / или сценарий.

Ожидаемые результаты.

Ресурсное обеспечение.

Смета проекта.

Кадровое обеспечение.

Маркетинговый план проекта.

Заключение.

Список литературы.

Проект начинается с аннотации (убрать страницу)

Аннотация

Актуальность проекта . В истории России было немало войн, восстаний, революций, иных тяжелых испытаний, преодоление которых требовало реформ в экономике, системе управления, других сферах социальной жизни. Вместе с тем, самым эффективным из всех средств, направленных на прогресс и созидание, как показывает практика, является культура, стимулирующая творческий потенциал народа, консолидирующая его единство, толерантность и мирное сосуществование. На протяжении веков люди стремились постигать основы общения, осваивать общекультурные знания. Но современная жизнь, по мнению М.А. Ариарского, требует большего: «человек третьего тысячелетия должен интериоризировать культуру как всепроникающее явление, проявляющееся на всем протяжении жизни – от усваиваемых младенцем санитарно-гигиенических норм до способности во всех проявлениях общественных отношений жить по законам чести и красоты» [9, С. 86].

В этом контексте сегодня необходимы менеджеры, которые будут способны обеспечить эффективное управление не только во всех областях экономической жизни, но и возглавить культурные процессы, превратив культуру в «локомотив» общественного развития.

В настоящее время в России как со стороны ученых, так и со стороны практиков наблюдается повышенный интерес к исследованиям, посвященным молодежи и молодежному досугу [1]; [2]. Подобного рода исследования имеют место как в крупных городах, так и в регионах. [8] Особенности культурно-досуговой деятельности современной российской молодежи, в первую очередь, обусловлены довольно сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном мире. И в этом контексте следует отметить повсеместно нарастающую модернизацию, ярко выраженную научно-техническую революцию и т.д. Это в свою очередь влечет за собой кризис основных институтов социализации, всевозрастающий разрыв между социальной и физической зрелостью молодого поколения, удлинение сроков обучения и т.д. [3, С. 33]

Традиционные же институты социализации молодежи в лице семьи, школы, молодежных организаций на сегодня во многом утратили «былую славу». Современная российская молодежь перестает воспринимать авторитет своих менее адаптированных к новым условиям родителей.

В настоящий момент наработанные десятилетиями воспитательные структуры в системе отечественного образования практически разрушены. Октябрятская, пионерская и комсомольская организации канули в Лету. Современные же средства коммуникации, приобретая глобальный характер, призваны создать новый тип культуры, внести изменения в характер деятельности и общения человека, сгладить социокультурные различия между людьми, и, наконец, обусловливают появление новых современных видов досуга.

Наличие конкурентных источников информации, прежде всего сети Интернет, развлечений (спортбары, антикафе и т.д.), общее падение культурно-образовательного уровня привели к снижению интереса детей и молодежи к услугам учреждений культуры и искусства.

Актуальность заявленной в данном научно-практическом проекте проблемы объясняется ярко выраженным противоречием: с одной стороны, возрастающие разносторонние потребности детей и юношества относительно форм проведения свободного времени для интеллектуального развития и творческого отдыха, а с другой – потенциальные возможности учреждений культуры.

Проблема, на решение которой направлен проект. В настоящее время современное общество переживает бурные изменения в социокультурной сфере. Эти изменения повлекли за собой целый ряд негативных процессов, таких как утрата духовно-нравственных ориентиров, снижение уровня способностей к обучению, обусловленное избыточностью и засоренностью информационных потоков и как результат отчуждение от культуры и искусства детей и юношества. Самой большой ценностью является обретение человеком пространства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. Однако, само по себе свободное время есть лишь условие развития личности. Для того чтобы оно стало действенным ускорителем общественного прогресса, необходимо формировать у всех членов общества и особенно у подрастающего поколения соответствующий уровень культуры его использования, отвечающий задачам как современной, так и будущей цивилизации.

Квесты в сегодняшнее время – новое явление, поэтому научные разработки методики создания и проведения музейных квестов практически отсутствуют.

Инновационность проекта. Культура досуга – это внутренняя культура человека, которая предполагает обязательное наличие определенных личностных качеств, позволяющих продуманно и интересно проводить свободное время. По мнению Д.В. Едышева «склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи» [10, С. 83].

Одним из ярких отличий социокультурной жизни молодежи является ее досуг, который в сравнении с досугом других возрастных групп характеризуется разнообразием и активными развлекательными формами. В данном случае досуг следует рассматривать как самостоятельную часть деятельности молодежи, содержание которой насыщено активностью, связанной с удовлетворением потребностей в развлечении, самосовершенствовании, творческой самореализации, а также удовлетворении интересов личности. Этимология слова «досуг» (от английского «leisure») означает позволение или разрешение. От него же идет и французское «loisir» (свободное время). Следовательно, термин «leisure» подразумевает под собой свободу действий [11, С. 288].

Термин же «Квест» берет начало от английского «quest», что в буквальном переводе значит «поиск, искомый предмет». С начала 1980 -х гг. термин начал употребляться в сфере компьютерных игр, а в 2007 г. вышел из виртуальной жизни Китая и Японии на городские улицы [12, С. 107 – 118]. Именно с этого времени одной из разновидностей квест-игр в нашей реальности стали городские квесты, которые проводятся не только на улицах, но и в парках, библиотеках, музеях. В нашем случае подразумевается любительское культурно-интеллектуальное соревнование, основой которого является последовательное выполнение заранее подготовленных задач командами или отдельными игроками. Различного рода квесты являются одними из самых популярных среди культурно-массовых досуговых мероприятий в современном обществе.

В настоящее время в учреждениях культуры всё востребованней становятся культурно-образовательные программы для детей и юношества, разные по своему характеру, способу преподнесения и целям. Они создают особую воспитательную среду, атмосферу доверия, обеспечивают максимально свободный эмоциональный контакт, ведут к творческому раскрепощению, развивают способности стимулирующие творчество и инициативу, удовлетворяются потребности в общении.

Устранить противоречие позволит решение определенного круга задач, нацеленных на реализацию проекта «Интегрированные культурно-образовательные программы в контексте популяризации детской и юношеской аудитории в учреждениях культуры».

Цель и задачи проекта. Основной целью проекта является повышение культурно-образовательного уровня детей и юношества на основе создания инновационных культурно-образовательных программ.

Задачи:

1. Создать систему взаимодействия учреждений культуры и искусства по разработке культурно-образовательных программ.

2. Разработать пилотный проект культурно-образовательной программы на основе методологии «КВЕСТ».

Концепция проекта. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения. Культурно – досуговая деятельность на Западе является одной из ключевых доминант культурной политики. Тенденции развития досуга нынешней российской молодёжи являются закономерным результатом культурной политики, проводимой государством.

В «Стратегии развития государственной молодёжной политики Российской Федерации», принятой в 2006 г. определены главные моменты в вопросах создания условий социализации молодёжи, которые предполагается реализовывать посредством развития личностного потенциала. «Стратегия» ориентирует на воспитание ответственной позиции граждан, желающей принимать активное участие в развитии общественно-политической, экономической и социально-культурной жизни страны.

В этой связи нужно заметить, что в последнее время активно разрабатываются и широко применяются новые формы и методы работы с молодёжью, основанные на личностно-ориентированных подходах, связанные с активизацией данной социальной группы. И здесь одной из самых популярных и востребованных среди молодежи досуговых форм является квест.

Квесты позволяют молодёжи понять себя и показать качества творца, управленца, менеджера, рекламиста, пиарщика и т.д. С помощью квестов молодые люди выбирают для себя значимые ценности, определяют систему знаний, выявляют круг интересов, осваивают способы решения тех или иных проблем. Таким образом, можно сделать вывод, что такая инновационная форма культурной жизни как квест формируют предпочтения досуга современной молодёжи, содействует взаимопониманию и сотрудничеству между молодыми людьми, создает благоприятные условия для развития и воспитания молодежи. Квесты, как один из видов современного досуга, по мнению специалистов содействуют социально-культурному, духовному и физическому развитию нынешней молодёжи; развивают творческий потенциал; формируют гражданскую инициативу

По мнению И. А. Герасимовой квесты призваны реализовывать следующие принципы социально-культурной деятельности: личностный подход, свобода выбора занятий, учёт культурного многообразия и широкого спектра предлагаемых форм деятельности, ориентация на культурно-ценностные отношения, приоритет общечеловеческих интересов, диалектическое единство и преемственность культурно-исторического, социально-педагогического опыта и традиций. Проведя контент-анализ инновационной деятельности социально-культурных учреждений в сфере досуга, можно констатировать, что большинство учреждений культуры и искусства создают и реализуют молодёжные проекты с учётом их интересов, потребностей [13, С. 129 – 131].

Типологию квестов, как утверждает Н.В. Шарковская, следует различать по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные) и по продолжительности (длительные, краткосрочные): «Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное – желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях» [14, С. 139].

Социальная значимость проекта. Культурная политика в контексте приоритетов государства, декларирует основополагающие задачи современного общества. Это нашло отклик в соответствующих программах, призванных развивать отечественную культуру как на федеральном, так и на региональном уровнях. По мнению одного из современных российских культурологов А.Я. Флиера культурная политика определяется как «направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества» [4, С. 215]. Именно такой принцип лежит в основе государственных целевых программ развития культуры. Так, например, в федеральной целевой программе «Культура России (2006 – 2010 годы)» говорится, что «целями Программы являются: сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграция в мировой культурный процесс, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям» [16].

Социальное значение квестов в повседневной жизни российской молодежи трудно переоценить. Использование их как одной форм игры в воспитании и обучении предоставляет ряд следующих дополнительных эффектов, среди которых А. Г. Грецов выделяет: 

- «свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное развлекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет только добровольно;

- разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра – это неординарность;

- выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил;

- порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и оставаться в игре;

- увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности;

- возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок; элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений;

- понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;

- понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивается успеха и совершенства в игре;

- компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности, противопоставляя жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм;

- развитие воображения, которое необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

- стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые игры создаются методом его моделирования;

- возможность развить свое мышление, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее;

- развитие психологической пластичности. Это не одно лишь состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ до конца;

- радость общения с единомышленниками. Она представляет собой способ группового воспитания и образования;

- ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно мысленно;

- психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели;

- право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь, дает возможность не допускать оплошности в реальной практике» [5, С.18].

В связи с этим следует сделать вывод о том, что включаясь в ту или иную игровую деятельность, ее участники приобретают жизненный опыт, учатся общению, конструктивному взаимодействию, развивают способности, пытаются определить свое место в обществе, постепенно становятся социально активными гражданами.

Содержание и механизмы реализации проекта. В учреждениях культуры и искусства широко применяются самые различные культурно-образовательные программы для детской и юношеской аудитории.

На сегодняшний день отечественные музеи освобождены от идеологических догм советского времени и излишней погруженности в просветительские задачи. Вместе с тем в условиях нового экономического уклада жизни нашей страны они вынуждены искать варианты саморекламы и привлечения в свои залы широких масс посетителей. Именно поэтому музеи все чаще в последнее время делают ставку не только на познавательную, но и на развлекательную деятельность [15, С 29 – 30].

Например, в 15 государственных областных и 27 муниципальных музеях Ростовской области в настоящее время реализуется 127 музейно-образовательных программ, численность участников которых составляет свыше 100 тыс. человек. В апреле 2013 г. подписано соглашение о сотрудничестве между министерством культуры и министерством общего и профессионального образования Ростовской области в части использования культурно-образовательного потенциала музеев при осуществлении образовательного процесса в системах общего и дополнительного образования.

В 3 государственных областных и 972 муниципальных библиотеках реализуется 453 образовательные программы, охватывающих порядка 150 тыс. участников.

В 3 государственных областных, 5 муниципальных театрах и 2 концертных организациях Ростовской области воплощается в жизнь 78 культурно-образовательных программ, вовлекающих в работу около 50 тыс. участников.

Ростовская область на сегодняшний день представляет собой крупнейший научный, образовательный и культурный центр. Правительство Ростовской области постоянно осуществляет всестороннюю поддержку данной отрасли с целью сохранения и развития культурного потенциала Дона по следующим направлениям:

- Поддержка профессионального искусства Ростовской области.

- Сохранение и развитие культурного наследия Дона.

- Развитие библиотечного дела.

- Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование.

- Сохранение и развитие национальных культур народов Дона, межнационального культурного сотрудничества.

- Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры.

- Разработка и реализация комплексных целевых проектов.

- Научное и информационное обеспечение.

- Поддержка кинематографа.

- Укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства.

К решению этих задач активно привлекаются квесты. Так, например, в Ростовской области программы квестов разработаны и применяются в Донской государственной публичной библиотеке, Ростовском областном музее краеведения, Археологическом музее-заповеднике «Танаис», Областном доме народного творчества, Таганрогском художественном музее и т.д.

В Краснодарском крае в 9 государственных краевых и 67 муниципальных музеях края в настоящее время реализуется 214 музейно-образовательных программ, численность участников которых составляет свыше 120 тыс. человек. В рамках повышения популяризации культурных и образовательных учреждений еще в 2010 г. было подписано распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края за № 279-р «О реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики в Краснодарском крае».

В 4 государственных краевых и 773 муниципальных библиотеках реализуется 618 образовательные программы, охватывающих порядка 170 тыс. участников.

В 5 государственных краевых, 6 муниципальных театрах и концертных организациях Краснодарского края воплощается в жизнь 63 культурно-образовательные программы, вовлекающих в работу около 60 тыс. участников.

Основными задачами министерства культуры Краснодарского края являются:

- реализация государственной культурной политики в сфере сохранения народной культуры и создание условий для реализации прав граждан на свободу художественного творчества в различных видах и жанрах профессионального и самодеятельного искусства, участие в охране интеллектуальной собственности, в культурной жизни Краснодарского края;

- создание условий для широкого доступа населения к культурным ценностям;

- создание и поддержка государственных музеев (за исключение федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками Краснодарского края, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

- организация научно-методического, информационного обеспечения в отрасли культуры;

- содействие развитию международных социально-культурных связей, международных и межрегиональных связей в сфере кинематографии;

- поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных организациях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Обозначенные задачи успешно решаются благодаря применению разнообразных форм работы с различными социальными группами Кубани. Подтверждений тому немало. Взять хотя бы без малого вековую историю деятельности знаменитого Кубанского казачьего хора. Основными формами работы в культурной сфере являются концерты, выставки, вечера, конкурсы и т.д. Однако на современном этапе в числе приоритетных форм работы с населением должны стать инновационные, например, такие, как квест.

В Республике Крым в 16 государственных республиканских и 119 муниципальных музеях полуострова в настоящее время реализуется 198 музейно-образовательных программ, численность участников которых составляет свыше 150 тыс. человек.В контексте популяризации культурных учреждений среди крымской молодежи была разработана и утверждена Постановлением Совета министров Республики Крым от 09 февраля 2015 г. № 32 Государственная программа Республики Крым «Развитие культуры и сохранения объектов культурного наследия Республики Крым» на 2015 – 2017 гг.

В 4 государственных республиканских и 638 муниципальных библиотеках реализуется 512 образовательные программы, охватывающих порядка 180 тыс. участников. В 4 государственных республиканских, 3 муниципальных театрах и 9 концертных организациях Республики Крым воплощается в жизнь 87 культурно-образовательных программ, вовлекающих в работу около 70 тыс. участников.

Богатая история и прогрессивные перемены позволяют нам рассматривать Крым как уникальный регион, который ярко отображает культурные традиции своего социума. Синтез внутренних и внешних влияний на формирование духовной (культурной) жизни крымского общества дает возможность понимания его обще-гуманистического содержания. Сегодня процесс национального и культурного возрождения не возможен без изучения, сохранения и популяризации историко-культурных ценностей, актуализации многовековых достижений нации. Именно поэтому вопросы культурной и духовной истории должны оставаться приоритетными в стратегической сфере государственного строительства. На сегодняшний день в российском обществе наблюдается активный процесс возрождения национальной культуры и искусства. Примером тому является проведение в 2015 г. в Российской Федерации Года литературы, а в 2016 – Года отечественного кино.

Таким образом, необходимость осмысления духовного наследия в истории становления и развития многонациональной культурной жизни Крыма в контексте современных государственных и международных событий приобретает огромную научную и практическую значимость. Именно на решение этих глобальных задач направлены всевозможные формы работы с современной молодежью (и не только). И в числе таких форм в первую очередь фигурирует квест.

Формы реализации проекта. Большая часть примеров разработки и реализации квестов относятся к их проведению в конкретных учреждениях. Наш проект предлагает интеграцию учреждений культуры и искусства и создание модели квеста, объединяющего различные типы учреждений с целью более полного привлечения детской и молодежной аудитории к культурным ценностям региона.

В субъектах Российской Федерации действует большое количество организаций, занимающихся проведением квестов. Так, например, в Ростовской области по данным официального сайта зарегистрированы 46 таких организаций, в Республике Крым 23, в Краснодарском крае 54.

Большинство предлагаемых квестов, к сожалению, не направлены на популяризацию культурно-исторического наследия региона для детской и юношеской аудитории и имеют ярко выраженный развлекательный характер.

Контактов с подобными организациями у учреждений культуры и искусства регионов практически нет.

Наш проект предполагает налаживание контактов и совместную работу с подобными организациями, наиболее соответствующими задаче повышения культурно-образовательного уровня детской и юношеской аудитории.

Это не отменяет повышения квалификации самих сотрудников учреждений культуры и искусства по вопросам подготовки и проведения квестов.

В настоящее время в учреждениях культуры и искусства разработаны и применяются культурно-образовательные программы на основе методологии «КВЕСТ».

Например, в ведущих музеях России широко накоплен большой опыт проведения квестов для детской и юношеской аудитории (Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Дарвиновский музей и т.д.), которые пользуются большой популярностью у детской и юношеской аудитории.

Целевая аудитория проекта. Целевой аудиторией заявленного проекта могут являться различные социальные группы современного общества. Вместе с тем, учитывая низкие статистические показатели посещаемости культурных заведений среди молодежи, содержание пилотного варианта разработанного квеста направлено на обучение, развитие и воспитание юношества, например, студентов.

Основные этапы проекта.

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап – заключительный

Подготовительный этап включает в себя:



2019-11-21 158 Обсуждений (0)
Основные этапы проекта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные этапы проекта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)