Расходы государственного бюджета, их классификация
Расходы – одна из определяющих сторон финансовой деятельности государства. Они являются непрерывнымиспользованием государством в лице уполномоченных органов, средств бюджета и внебюджетных фондов и собственных средств предприятий и организаций на нужды, определенные в актах о бюджете. Размер расходовопределяется государственными задачами, которые закрепляют прогнозы и целевые программы [7, с. 90]. Расходы государственного бюджета играют важную роль в развитии страны. Они являются основой обеспечения финансирования социальных программ, регулирования экономики, проведения структурнойперестройки народного хозяйства, создание общих условий развития рыночных отношений, увеличения объемов кредитования юридических и физических лиц, развития международных отношений и других важныхнаправлений деятельности. Вместе с тем, в зависимости от уровня развития государства, исторических, культурных идругих факторов роль государства в решении социально-экономических проблем меняется. В связи с этимпроисходят изменения в объемах и структуре государственных расходов.В процессе исполнения государственного бюджета выделяют издержки, расходы бюджета и затраты бюджета. Издержки бюджета – это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующимбюджетом. К расходам не относятся те финансовые ресурсы, которые используются с целью погашениядолговых бюджетных обязательств, а также возврат излишне уплаченных в бюджет сумм. Затраты бюджета включают расходы бюджета и средства, направляемые на погашение основной суммы долга,что возникает в процессе финансирования бюджета. Расходы бюджета классифицируются по [6, с. 76]: 1) функциями, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов); 2) экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов); 3) признаком главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов); 4) по бюджетным программам (программная классификация расходов). Государственные расходы, как экономическая категория, являются денежными отношениями по поводу распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства с целью финансирования общегосударственных потребностей социально-экономического развития [9, с. 103]. Распределение расходов между отдельными звеньями бюджетной системы целесообразно осуществлять по следующим принципам: - значимости, который заключается в том, что мероприятия государственного значения финансируются из Государственного бюджета Республики Беларусь, мероприятия местного значения – из местных бюджетов, то есть, значение которого проводятсямероприятия, из бюджета такого уровня они должны финансироваться; - территориальный, суть которого заключается в том, что финансирование предприятий, организаций и учреждений должно осуществляться из бюджета той общины (или региона), на территории которой они находятся; - ведомственный, который означает обеспечение финансирования предприятий, организаций и учреждений с соответствующего бюджета по подчинению; - субсидиарный, по которому распределение расходов должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к непосредственному потребителю. Распределение расходов между местными бюджетами осуществляется на основе принципа субсидиарности с учетом критериев полноты предоставления услуги и приближения ее к непосредственному потребителю. Согласно этим критериям виды расходов делятся на такие группы: 1) расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих необходимое первоочередное предоставление социальных услуг, гарантированных государством, и которые расположены ближе к потребителям (эти расходы осуществляются из бюджетов сел, поселков, городов и их объединений); 2) расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих предоставление основных гарантированных государством для всех граждан Республики Беларусь. Они осуществляются из и городовобластного значения, а также районных бюджетов; 3) расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, обеспечивающих гарантированные государством социальные услуги для отдельных категорий граждан, или финансирование программ, потребность в которых существует во всехрегионах Республики Беларусь. Такие расходы осуществляются из областных бюджетов. Одной из проблем, связанных с функционированием механизма бюджетного финансирования, является необходимостьчеткого определения и распределения сферы финансирования государственного и местных бюджетов. На общегосударственном уровне целесообразно финансировать расходы, которые имеют решающее значение для экономики Республики Беларусь. На уровне местных органов власти целесообразно оставить расходы, направленные на решениесоциальных вопросов и поддержку их экономического положения относительно коммунальной собственности. Другими словами, при осуществлении механизма бюджетного финансирования необходимо четко распределить компетенцию междуцентральными органами власти и органами местного самоуправления и законодательно закрепить ее за ними. Поскольку бюджетное финансирование является составной бюджетного механизма, с помощью которого осуществляется реализация бюджетных функций, то можно прийти к выводу, что именно с помощью бюджетногоинвестирования и финансирования происходит предоставление средств, которые благодаря распределению и перераспределению валового внутреннего продукта направляются государством на экономические и социальные потребности страны. Распорядители бюджетных средств – бюджетные учреждения в лице их руководителей, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета. Согласно утвержденной бюджетной росписи распорядители средств государственного бюджета Республики Беларусь получают бюджетные ассигнования, что является основанием для утверждения смет. Утверждение, а такжекорректировки в течение бюджетного года смет бюджетных учреждений осуществляется распорядителямисредств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью государственного бюджета Республики Беларусь. В зависимости от степени подчиненности и объема предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшегоуровня (второго и третьего уровней). ГЛАВА 2
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |