Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Онтогенез нервной системы



2019-11-21 308 Обсуждений (0)
Онтогенез нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие различных отделов НС в онтогенезе как предпосылка формирования речевой и других форм ВПФ.

 Принцип гетерохронного (неодновременного) развития н.с. и варианты асинхронии.

Закономерности формирования нервной системы в онтогенезе. Варианты дизонтогений и этапы доречевого и речевого развития. Соотношение социальных и биологических факторов в формировании речи и других ВПФ.

Принцип гетерохронного развития нервной системы. Варианты асинхронного развития.

Закономерности формирования нервной системы в онтогенезе

Онтогенез нервной системы

Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышевого листка — эктодермы — по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение — нервная трубка. Головной конец ее развивается в головной мозг, остальная часть — в спинной мозг.

На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга — конечный, средний, ромбовидный мозг.

В дальнейшем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела, в результате чего у 4—5-недельного эмбриона образуется пять мозговых пузырей: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый.  Впоследствии из конечного мозгового пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра, из промежуточного — промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье), из среднего формируется средний мозг — четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, из заднего — мост мозга (варолиев мост) и мозжечок, из продолговатого — продолговатый мозг. Задняя часть плавно переходит в спинной мозг.

К 3-му месяцу внутриутробного развития выделяются основные части центральной нервной системы: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой. На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное превалирование высших отделов нервной системы плода над нижележащими отделами.

Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину. Масса его в среднем составляет 1/ 8 массы тела, т. е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У новорожденного хорошо выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно в течение первых лет жизни. К 9 месяцам первоначальная масса мозга удваивается и к концу первого года составляет 1/11 — 1/12 массы тела. К 3 годам масса головного мозга по сравнению с массой его при рождении утраивается, к 5 годам она составляет 1/13 — 1/14 массы тела. К 20 годам первоначальная масса мозга увеличивается в 4—5 раз и составляет у взрослого человека всего 1/40 массы тела. Рост мозга происходит главным образом за счет покрытия особой, миелиновой оболочкой нервных проводников  и увеличения размера имеющихся уже при рождении примерно 20 млрд нервных клеток. Наряду с ростом головного мозга меняются пропорции черепа.

Мозговая ткань новорожденного малодифференцированна. Корковые клетки, подкорковые узлы, пирамидные пути недоразвиты, плохо дифференцируются на серое и белое вещество. Нервные клетки плодов и новорожденных расположены концентрированно на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга. С увеличением поверхности головного мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество; концентрация их в расчете на 1 см3 общего объема мозга уменьшается. В то же время плотность мозговых сосудов увеличивается.

У новорожденного затылочная доля коры больших полушарий имеет относительно большие, чем у взрослого, размеры. Количество полушарных извилин, их форма, топографическое положение претерпевают определенные изменения по мере роста ребенка. Наибольшие изменения происходят в первые 5—6 лет. Лишь к 15 — 16 годам отмечаются те же взаимоотношения, что и у взрослых. Боковые желудочки мозга сравнительно широкие. Соединяющее оба полушария мозолистое тело тонкое и короткое. В течение первых 5 лет оно становится толще и длиннее, а к 20 годам мозолистое тело достигает окончательных размеров.

Мозжечок у новорожденного развит слабо, расположен относительно высоко, имеет продолговатую форму, малую толщину и неглубокие борозды. Мост мозга по мере роста ребенка перемещается к скату затылочной кости. Продолговатый мозг новорожденного расположен более горизонтально. Черепные нервы расположены симметрично на основании мозга.

В послеродовом периоде претерпевает изменения и спинной мозг. По сравнению с головным спинной мозг новорожденного имеет более законченное морфологическое строение. В связи с этим он оказывается более совершенным и в функциональном отношении.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого. В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в связи с чем его нижний конец “перемещается” кверху. Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет. За это время его масса увеличивается примерно в 8 раз.

Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночного канала устанавливается к 5 — 6 годам. Рост спинного мозга наиболее выражен в грудном отделе. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга начинают формироваться в первые годы жизни ребенка. В этих утолщениях сконцентрированы клетки, иннервирующие верхние и нижние конечности. С возрастом отмечается увеличение количества клеток в сером веществе спинного мозга, наблюдается и изменение их микроструктуры. Спинной мозг имеет густую сеть венозных сплетений, что объясняется относительно быстрым ростом вен спинного мозга по сравнению с темпами его роста.

Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Процессы миелинизации происходят неравномерно в различных отделах. Миелинизация черепных нервов наиболее активно происходит в первые 3 — 4 месяца и заканчивается к 1 году. Миелинизация спинномозговых нервов продолжается до 2 — 3 лет. Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения. В дальнейшем отмечаются слияние отдельных узлов и образование мощных сплетений симпатической нервной системы.

На ранних этапах эмбриогенеза между различными отделами нервной системы формируются четко дифференцированные “жесткие” связи, создающие основу для жизненно необходимых врожденных реакций. Набор этих реакций обеспечивает первичную адаптацию после рождения (например, пищевые, дыхательные, защитные реакции). Взаимодействие нейронных групп, обеспечивающих ту или иную реакцию либо комплекс реакций, составляет функциональную систему.

Варианты дизонтогений

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенсза, предложен­ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за­рубежных ученых (Л.С.Выгодский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, Л. Каннер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

ретардация(задержанное развитие) — запаздывание или при­остановка всех сторон психического развития или преимуществен­но отдельных компонентов;

дисфункция созреванияобщее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести);

поврежденное развитие— изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония(искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сро­ков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

 

 Классификация видов психического дизонтогенеза В. В. Лебединского.

 

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести); задержанное развитие (задержка психического развития).

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения: поврежденное развитие (органическая деменция), дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений' искаженное развитие (ранний детский аутизм); дисгармоническое развитие (психопатии).

 

Первая группа

Полное психическое недоразвитие Что относится к первому? Полная пауза в психическом развитии, наблюдающаяся при поражениях серого вещества на ранних этапах. Встречается она достаточно часто. Поражения бывают наследственными, родовыми, внутриутробными и полученными вскоре после рождения. Таким образом, недоразвитие является первичным и всеобъемлющим. Сильно искажены высшие функции (в особенности речь и ум), также угнетены, хотя и в меньшей степени, элементарные (способность запоминать, чувства, произвольное восприятие, моторика).

 Застывшее психическое развитие Застывшее психическое развитие – это уменьшение скорости формирования сфер, отвечающих за эмоции и познавательную функцию. Встречается нередко. Человек словно застывает на раннем этапе развития. Это настоящая трагедия как для него, так и для его родственников. Часто развитие застывает по наследственным причинам, а также из-за хронических недугов, отравлений, инфекций, повреждений серого вещества. Но и это еще не все. Иногда виной всему психогенные факторы, например, тяжелое детство. Если до трех лет ребенок воспитывается в плохих условиях, это может оказать негативное влияние на его дальнейшую жизнь. В частности, у него может развиться инфантилизм.

Группа

Поврежденное психическое развитие Поврежденное развитие является следствием перенесенных инфекционных заболеваний, отравлений, травм ЦНС, обменных и дегенеративных наследственных недугов мозга и характеризуется транзиторностью расстройств. Нельзя путать это состояние с олигофренией. Оно отличается от последней тем, что малыш начинает развиваться вовремя и правильно, однако потом с ним что-то случается, например, он заражается, отравляется, переживает повреждение серого вещества, и после этого у него возникают нарушения. Обязательно должна быть прослежена связь между перенесенным потрясением и нарушением психики.

 Дефицитарное психическое развитие Дефицитарное развитие является следствием изначальной неполноценности некоторых систем: опорно-двигательной, зрения, речи, слуха. В группу риска также входят дети с ДЦП и некоторыми соматическими недугами, ограничивающими возможности человека (сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, эндокринными болезнями и др.).

Поврежденное психическое развитие Поврежденное развитие является следствием перенесенных инфекционных заболеваний, отравлений, травм ЦНС, обменных и дегенеративных наследственных недугов мозга и характеризуется транзиторностью расстройств. Нельзя путать это состояние с олигофренией. Оно отличается от последней тем, что малыш начинает развиваться вовремя и правильно, однако потом с ним что-то случается, например, он заражается, отравляется, переживает повреждение серого вещества, и после этого у него возникают нарушения. Обязательно должна быть прослежена связь между перенесенным потрясением и нарушением психики.

 Дефицитарное психическое развитие Дефицитарное развитие является следствием изначальной неполноценности некоторых систем: опорно-двигательной, зрения, речи, слуха. В группу риска также входят дети с ДЦП и некоторыми соматическими недугами, ограничивающими возможности человека (сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, эндокринными болезнями и др.). Дизонтогенез – это состояние, час.

Поврежденное психическое развитие Поврежденное развитие является следствием перенесенных инфекционных заболеваний, отравлений, травм ЦНС, обменных и дегенеративных наследственных недугов мозга и характеризуется транзиторностью расстройств. Нельзя путать это состояние с олигофренией. Оно отличается от последней тем, что малыш начинает развиваться вовремя и правильно, однако потом с ним что-то случается, например, он заражается, отравляется, переживает повреждение серого вещества, и после этого у него возникают нарушения. Обязательно должна быть прослежена связь между перенесенным потрясением и нарушением психики.

 Дефицитарное психическое развитие Дефицитарное развитие является следствием изначальной неполноценности некоторых систем: опорно-двигательной, зрения, речи, слуха. В группу риска также входят дети с ДЦП и некоторыми соматическими недугами, ограничивающими возможности человека (сердечно-сосудистыми заболеваниями, бронхиальной астмой, эндокринными болезнями и др.).

Группа

Искаженное психическое развитие Искаженный тип представляет собой замысловатую совокупность общего недоразвития, застывшего, поврежденного и убыстренного развития некоторых функций психики, влекущую за собой сочетание своеобразных патологических образований, не являющихся характерными для видов, включенных в клиническую картину. Это довольно распространенное нарушение.

Неравномерное психическое развитие Неравномерное психическое развитие по многим параметрам похоже на искаженное. Но базой для его формирования является не текущее болезненное состояние, влекущее за собой всевозможные нарушения межфункциональных связей в разные периоды времени, а непропорциональность психики, главным образом в волевой и эмоциональной плоскостях.



2019-11-21 308 Обсуждений (0)
Онтогенез нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Онтогенез нервной системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)