Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы научного познания



2019-11-21 235 Обсуждений (0)
Формы научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие «методология».

  Методология – это учение об организации деятельности человека.

В организации и применении методологии нуждается не всякая деятельность. Человеческая деятельность разделяется на репродуктивную и продуктивную.

Репродуктивная деятельность является копией с деятельности другого человека либо копией своей собственной деятельности, освоенной ранее.

Продуктивная деятельность направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность всегда направлена на получение объективно нового результата. Поэтому продуктивная деятельность требует организации.

Современная методология научных исследований выполняет функции двух типов. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими  сферами деятельности человека. Это – философский аспект методологии, изучаемый соответствующими разделами философии. Во-вторых, методология решает задачу совершенствования и рационализации научной деятельности. Это – прикладной аспект методологии, безусловно опирающийся на философский, и включающий постановку и решение следующих проблем:

- описание и анализ этапов научного исследования;

- анализ языка науки;

- выявление сферы применения отдельных процедур и методов;

- анализ исследовательских принципов, подходов и концепций;

- ряд других.

Современным типом организации деятельности является проектно-технологический тип, заключающийся в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств, ресурсов и специфической организацией.

Понятие «творчество».

Творчество есть процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Ценности, создаваемые в результате творческого процесса, должны удовлетворять трем требованиям:

- требованию новизны или уникальности (единственности);

- требованию полезности, как, например, различные промышленные

изделия или ценности, как, например, произведения искусства;

- требованию изящества, которое состоит в том, что создаваемые ценности

вносят простоту туда, где раньше была сложность.

Таким образом, результат творчества отличает совокупность трех качеств, а именно: новизны или уникальности; полезности или ценности; изящества.

С понятием « творчество» тесно связано понятие « креативность».

Креативность (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Человек, обладающий креативностью, обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем и может рационально решать возникающие проблемы, но предпочитает действовать на основе интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и окружающих. По достижению определенного уровня интеллект представляется имеющим незначительную корреляцию с креативностью. Таким образом, человек, обладающий высоким интеллектуальным уровнем, может не иметь высокого творческого потенциала, т.е. не быть креативным.

 

Понятие «наука».

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний об окружающей нас действительности.

Понятие наука может рассматриваться в трех аспектах:

– наука как социальный институт (совокупность научных учреждений, сообщество ученых);

– наука как результат (научные знания);

– наука как процесс (научная деятельность);

Развитие науки идет от сбора факторов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных закономерностей к связанной, логически стройной системе научных знаний, которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые. Всякое научное открытие есть труд всеобщий, в каждый данный момент времени наука выступает как суммарное выражение человеческих успехов в познании мира.

Все научные концепции (прямо или опосредованно) системно взаимосвязаны между собой. Научное знание всегда системно организовано. Разные художественные произведения даже одного и того же автора могут быть совершенно не связаны между собой. Однако разные научные теории даже самых разных авторов объединяются в целостную науку. Если между научными концепциями возникают существенные противоречия, то ученые их стремятся так или иначе преодолевать (или хотя бы сглаживать), восстанавливая взаимную согласованность в рамках единой системы знания.

Единое здание науки воздвигается (и перестраивается) содружеством ученых только системоорганизованно. Любая система научных знаний уходит со сцены не под давлением даже очень веских, но разрозненных фактов, противоречащих ей. Она отступает лишь перед новой системой научных знаний. Вот почему обречены на провал попытки создавать новые грандиозные концепции, никак не связывая с уже существующими.

Характерной особенностью современной науки является то, что она превращается в сложный и непрерывно растущий социальный организм, в наиболее динамичную, подвижную, производительную силу общества. 90 % всех имеющихся знаний получены за последние 50 лет. Около 90 % когда-либо существовавших ученых – наши современники. Безусловно, темпы накопления научной информации и практического применения научных открытий ускоряют свой ход.

Наука в целом разделяется на отдельные науки, соответствующие отраслям знаний. Эти науки обычно разбивают на три группы: естественные, общественные и технические. Такая классификация сложилась исторически и является условной. Существуют науки, которые нельзя отнести только к одной группе. Например, экология относится одновременно к естественным и техническим наукам, география – к естественным и общественным наукам.

По своей направленности, по непосредственному отношению к практике науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы познаются безотносительно к их возможному использованию. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

Формы научного познания

Под формами научного познания понимают те логические конструкции, которые воспроизводят объективную реальность. Это, прежде всего, такие элементарные логические формы, как научные понятия, научные суждения, научные умозаключения. Далее, это такие высокоорганизованные логические конструкции, как научные проблемы, научные гипотезы и научные теории.

Научные проблемы

Процесс любого научного познания начинается с постановки проблемы как исходного пункта направления научной деятельности. Под проблемой в широком смысле понимают теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Употребляя это слово, обычно подчеркивают важность решаемого вопроса либо необходимость его разрешения. Проблемы ставятся перед наукой в процессе развития общества, исходя из его потребностей. Научная проблема – это вопрос, поставленный ходом развития науки, "знание о незнании". Наука развивается от постановки проблем к их решению и выдвижению новых проблем. Этот процесс нередко приводит к изменению теоретических представлений и методов познания, к научным революциям.

В самой науке проблемная ситуация имеет место тогда, когда новый эмпирический материал (новые факты) не укладывается в рамки существующей теории или когда опережающее развитие теории начинает сдерживаться недостатком опытных данных. В обоих случаях сознание того, что именно является неизвестным и что необходимо узнать, позволяет сформулировать проблему и определяет направление теоретического и экспериментального поиска.

С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» писал: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

В качестве объекта исследования выбирается не любой объект, а только такой, изучение которого реально на данном этапе развития человеческого общества. Отсюда следует, что постановка проблемы обязательно должна включать в себя совокупность основных путей ее разрешения. Правильно поставить проблему, вывести ее из предшествующего знания – значит во многом определить успех решения задачи. Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Недаром считается, что правильная постановка задачи – это уже половина ее решения.

Таким образом, для постановки научной проблемы требуется выяснить ее актуальность (важность), обосновать возможность ее разрешения при существующем уровне знания в данной отрасли, а также установить ожидаемую эффективность (полезность) по принятому критерию.

 

Научные факты

Процесс познания включает накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысления фактов не может существовать ни одна наука. «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого, без них вы никогда не сможете взлететь» (академик И. П. Павлов). Один и тот же факт может получать разные интерпретации (в том числе, ошибочные). В древности, еще до Архимеда, на опыте "доказывалось", что воздух не имеет веса. Взвешивали мяч надутый и не надутый – вес получался один и тот же… Сейчас почти любой школьник знает, в чем ошиблись древние экспериментаторы.

Порою научно-поисковые трудности состоят не в малочисленности фактов, а в их изобилии. И тогда важно понять, какие из них вообще к делу не относятся, а какие играют второстепенную роль. Большая удача – это правильно выбрать самые фундаментальные факты. Для Эйнштейна одним из таких фактов стала неизменность скорости света. Доказательными являются лишь факты, объединенные в систему, и адекватно истолкованные. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

 

Научные гипотезы

Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы, представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей, и причин исследуемых явлений.

Гипотезы могут быть научными, ненаучными и псевдонаучными. Ненаучные гипотезы – это гипотезы в ненаучной сфере, не претендующие на статус научности. Псевдонаучные гипотезы выдают себя за научные без всяких на то оснований. Они не основаны на многочисленных фактах и наблюдениях или вообще не допускают никакой проверки.

Научная гипотеза – это незавершенная теоретически или непроверенная практически попытка дать объяснение (интерпретацию) какой-то достаточно большой совокупности фактов, связанных между собой. Когда ученые не располагают достаточным фактическим материалом, то в качестве средства достижения научных результатов они используют научные гипотезы, которые после проверки могут оказаться истинными или ложными.

Гипотеза связана с переходом от познания явлений к познанию сущности изучаемых процессов, а также с переходом от чисто эмпирических к теоретическим обобщениям. Любая истина, любая аксиома или теория были когда-то гипотезами. Гипотеза часто выступает как первоначальная формулировка, черновой вариант открываемых законов. Создание гипотезы зачастую связано с научной интуицией (конечно, помноженной на мудрость и трудолюбие).

Как форма научного познания гипотеза характеризуется прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений.

Гипотезы носят вероятностный характер. На их основе происходит систематизация ранее накопленного знания и осуществляются поиски новых научных результатов – в этом суть и назначение гипотезы как формы развития науки. Гипотеза может согласоваться с другими научными системами или противоречить им. Ни то ни другое не дает оснований отвергнуть гипотезу или принять ее. Гипотеза даже может противоречить достоверной теории. К такому противоречию нужно отнестись достаточно серьезно, но не следует думать, что оно обязательно ведет к опровержению гипотезы. Возможно, противоречие между гипотезой и достоверной теорией, которая всегда носит конкретно-исторический характер, свидетельствует о необходимости пересмотреть наше отношение к достоверности данной теории, внести в нее изменения, ограничивающие сферу ее применения. Например, теория относительности ограничила применение механики Ньютона. Возможно также, что две противоречащие друг другу системы знания выражают крайние случаи одной более общей теории. Обе системы истинны, но ограниченны. Такая ситуация, например, сложилась в физике, когда были доказаны следующие положения: «Свет состоит из частиц» и «Свет имеет волновую природу».

Гипотеза выдвигается в надежде на то, что она, если не в полном объеме, то хотя бы частично преобразуется в достоверное знание. Например, гипотезы о возможности превращения тепловой и электромагнитной энергии в механическую, построенные на базе закона сохранения и превращения энергии, стали достоверными знаниями. Это произошло, как только были созданы паровая машина и электрические двигатели.

Гипотеза проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположения для их объяснения), проверка (выведение следствий, вытекающих из гипотезы и сопоставление следствий с фактами), доказательство (практическая проверка полученных выводов). Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза превращается в научную теорию.

Научные теории

Научная теория – это развивающаяся система достоверных знаний, которая описывает, объясняет и предвидит явления в определенной предметной области. Это одна из высших форм организации научного знания.

Научная теория представляет собой сложную систему знаний, компонентами которой являются: исходная эмпирическая база (обобщенные и систематизированные факты), теоретическая основа (законы, аксиомы, постулаты); логические средства, обеспечивающие правильность выводов и доказательства, основное содержание теории: положения теории, ее выводы и система аргументации

Требования, предъявляемые к научной теории:

– адекватность своему объекту;

– максимально возможная полнота описания данной предметной области;

– внутренняя непротиворечивость – согласованность с известными и проверенными фактами, для описания и объяснения которых она выдвинута, согласованность фактов с известными законами науки;

– связь всех ее положений и выводов, их логическое обоснование;

– принципиальная проверяемость;

– простота теории, т.е. способность объяснить все известные факты из одного исходного положения.

В отличие от гипотезы, достаточно апробированная теория не может иметь много равноценных "конкурентов" в лице других теорий.

 


 



2019-11-21 235 Обсуждений (0)
Формы научного познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы научного познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)