Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема свободы человека.



2019-11-21 249 Обсуждений (0)
Проблема свободы человека. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

СВОБОДА - это самостоятельное распоряжение че­ ловеком самим собой, выбор собственного жизненно го пути и самоопределение в его рамках.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует ему выбор форм и способов деятельности (например, определение крестьянином действий по обработке земли), их последова­тельность и содержание. Он несвободен, так как всегда имеются ограничи­тели его деятельности - уровень своих физических и умственных способно­стей, технических возможностей, характер общественного строя. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям. Он несвободен еще и потому, что имеет место так называемое отчуждение человека, которое в различных формах проявляет себя во все времена.

В своей действительности отчуждение означает, что продукты деятельно­ сти человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность (например — стихия рыночных отношений, сила дикта­торского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники). Отчуждение - это как бы утрата мира человеком и превращение этой действительности в бесчеловечный мир. (Такое случается, например, во время социальных революций. Они, как известно, замышляются гениями и осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются, в первую очередь, проходимцы и негодяи). На уровне психики и сознания отчуждение человека проявляется в таких отрицательных состояниях людей, как потерянность и обреченность, чувство утраты основного ориентира в жизни, страх перед окру­жающим миром, пессимизм, апатия, агрессия и т.п. Отчуждение является веч­ной и неустранимой проблемой для человеческого общества. Отсюда вытекает и парадокс истории, верно «схваченный» в словах JKJKJPycco : «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

Человек свободен— причем не только в принципе, но и в самой дей­ствительности. (Разумеется, речь идет лишь о конкретных проявлениях и ме­рах свободы как измерении человеческого бытия, что зависит от многих обсто­ятельств и предпосылок - глубины ума человека, его силы воли, социальных условий). О присущей человеку способности быть свободным испанский фило­соф XX в. Ортега-и-Гассет писал следующее: «Мы не выброшены в мир, как пуля из ружья, которая летит по точно предназначенной траектории. Совсем наоборот: выбрасывая нас в этот мир, судьба дает нам на выбор несколько траекторий и тем самым заставляет нас выбирать одну из них. Поразительное условие нашей жизни! Сама судьба принуждает нас к свободе, к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире. Каждую минуту она заставляет нас принимать решения. Даже когда в полном отчаянии мы говорим: «Будь, что будет!», — даже и тут мы принимаем решение».

Кратко говоря, свобода есть не-рабство, творческая раскрепощенность человека как социокультурного существа, протест и бунт против нечеловеческих усло­вий существования. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств — как природных, так и социальных. Свобода предполагает воз­можность действовать, говоря словами ККанта, «по своему усмотрению», оп­ределять самого себя и поступать в соответствии со своими интересами и пред­ставлениями. Поле свободы для человека, как существа деятельного, фактичес­ки безгранично. У мира, как известно, есть множество дорог для человека, и он находит все новые и новые тропинки для своего бытия. Но свобода - это не только возможность делать выбор своего жизненного пути, вольное хотение. Это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок своего бытия в мире, обретение подлинно человеческого существования.

Без свободы невозможно раскрытие человеком своей творческой сущ­ ности. Вот почему человек нуждается в свободе, ведь она есть первейшее условие осуществления им смысла своей жизни и путь к счастью как подпо­ете своего существования. Феномен творчестваявляет собой, таким образом, и проявление свободы, и ее орудие. Творчество, как создание новой действительности, есть признак любого человека, стремящегося к новой жизни. Но творчество - это не только внесение принципиальной новизны во внешний мир. Это еще и «выстраивание» человеком самого себя, опреде­ление своего отношения к миру, формирование своего жизненного пути.

Для очень многих людей свобода является фундаментальной ценностью (кому не знакомо выражение «глоток свободы»?), и все же она должна иметь свои пределы, границы. В противном случае она ведь неизбежно будет превра­щаться в свои антиподы - в произвол, в своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми. Иначе говоря, она обретет совсем иную форму -форму негативной свободы, проявившись в разрушительных (деструктивных) действиях человека. Вот почему всегда надо ставить вопрос следующим обра-ром: свобода для чего? для каких целей? Границами свободы должны быть интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также окружающей природы как естественной основы существования человека и об­щества. Свобода для себя должна, следовательно, предполагать и свободу для другого. По словам Г.Гегеля, «я только тогда истинно свободен, если и другой также свободен и мною признается свободным».

Свобода невозможна без ответственности человека перед миром, в котором он существует. Человек живет и действует в этом мире и, следова­тельно, он сопричастен к содеянному, к тому, что происходит вокруг него. Значит, он, существуя в этом мире, должен брать на себя решение тех или иных проблем, не отворачиваться от них. Ответственность - это неизбеж­ная цена свободы и плата за нее, «ответ» человека перед другими людьми и перед миром. Свобода требует от человека разумности, нравственности и воли, умения соотносить свои действия с интересами других людей, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. «Свободный человек тем и от­ личается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покоряться или бунтовать», — так писал об этом Н.А. Бердяев. Сво­бода есть единство порыва и предела, выбора и отказа, протеста и согласия одновременно, т.е. она по сути своей противоречива, как и сам человек. Свобода - это единство взлета и тяжести, бремя креста, заботы о мире. Она является одной из причин страданий человека, источником его многих кон­фликтов с окружающим миром.

Вот почему многие люди не желают свободы и даже боятся ее, ведь она требует самостоятельности, напряжения физических и духовных сил, разного рода испытаний. Свобода - это тяжесть, и поэтому существует вполне естественное и объяснимое «бегство от свободы» (Э.Фромм), уход от нее в более привычную зависимость от другого человека, в состояние безмятежного покоя.

6. Судьба человека, смысл его жизни и место в мире.

Судьба и жизненный путь. // Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.

 

 

Свои попытки отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного человек воплотил в образе судьбы:

 

Господи, дай мне душевный

покой, чтобы принимать

то, что я не могу изменить,

мужество - изменить то, что могу,

и мудрость - всегда отличать одно от другого.

 

К.Воннегут. "Бойня номер пять"

 

 

Жизнь человека - это материал, в который судьба воплощает свои веления, это "эмпирия судьбы". Способ действия судьбы, ее воплощения человеческой жизни могут быть различны.

 «Судьба человека, его страдальческие странствия оп­ределяются его свободой», — заметил однажды Ф.М.Достоевский. Для чего же дана она человеку: для вхождения в мир или же для бегства от него? разрушения или же созидания? в качестве права или же обязанности? Это - очень важные мировоззренческие вопросы, и особую остроту они обретают для человечества, вступившего в XXI век.

Существование человека в мире раскрывается также и с помощью по­нятия жизненного пути. Ежедневно, ежечасно творит человек свою жизнь. Жизненный путь человека - это его движение во времени и в пространстве собственного бытия. Это процесс формирования и раскрытия им своей сущ­ности и природы как уникального существа. Начинаясь в детстве, он обры­вается лишь со смертью человека. Жизненный путь каждого человека все­гда индивидуален и неповторим, имеет собственный почерк.

Судьба может действовать как абсолютная предрешенностъ всех событий человеческой жизни, всех его поступков: то, что случилось, обязательно должно было случиться. Или же по-другому: то, что с тобой произойдет, произойдет обязательно. Именно так судьба понимается в сказке, где герой может увидеть в волшебном зеркале весь ход своей будущей жизни.

Судьба может рассматриваться и как основная тенденция жизни, которая пробивает себе дорогу сквозь путаницу случайностей, прихотливость человеческих действий. Лучше всего такая форма бытия судьбы проявляется в судьбе как характере человека. Различны обстоятельства, событийная канва жизни, различны одежды, в которые облекается судьба, но ее общие предначертания реализуются с железной необходимостью: характер рождает судьбу.

В рассказе О.Генри "Дороги судьбы" проигрываются три варианта жизненного пути молодого поэта Давида Верньо. Неизменным остается лишь одно: любовь к поэзии, отсутствие таланта, искренность, романтический склад души. Несмотря на различия внешнего рисунка жизни, ее событийной наполненности (участие в заговоре, женитьба на аристократке, жизнь в деревне), все три варианта жизненного пути реализуют одну судьбу. Своеобразным символом неизбывности судьбы несчастного поэта оказываются пистолеты маркиза де Бопертюи, от которых Давид погибает во всех трех вариантах своего жизненного пути.

В образе судьбы воплощаются разные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. По словам еврейского философа М.Бубера, "свобода и судьба вверены друг другу и объемлют друг друга..." [1]. Можно с покорностью принять свой жребий, можно попытаться обмануть судьбу, открыто с ней сразиться, познать ее... Но все попытки выстроить свой жизненный путь как бы в стороне от дороги судьбы обычно кончаются неудачей. В самом основном вопросе взаимоотношений человека с судьбой - в вопросе о возможности ее преодоления - уже содержится оценка судьбы как несчастья. В конечном итоге все попытки преодолеть судьбу - это неприятие бытия, борьба с небытием. Полная предрешенность человеческого бытия и есть небытие: все чуждое мне, не зависящее от меня - это-не-я, не мое бытие, небытие. Недаром тема смерти неотделима от темы судьбы.

 

1 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 49.

 

С точки зрения небытия все события жизни оказываются неважными, несущественными. Основная "задача" судьбы-небытия, противостоящей человеку, - поглотить его. Поэтому смерть - единственное значительное, "судьбоносное" событие. То, что происходит в промежутке между рождением и смертью, - сама жизнь - неважно, призрачно с точки зрения небытия. Все события сжимаются до непространственной точки на нити жизни. "Из бездны моего будущего, - кричит перед смертью герой повести А.Камю "Посторонний", - поднималось ко мне сквозь еще не наставшие годы дыхание мрака, оно все уравнивало на своем пути, все доступное мне в моей жизни, такой ненастоящей, призрачной жизни.... Одна-единственная судьба должна была избрать меня самого, а вместе со мной и миллиарды других избранников..." [1].

Приняв точку зрения "небытия", покорившись судьбе, человек воспринимает свою жизнь не иначе, как абсолютную бессмыслицу, где все события равнозначны или, что то же самое, равно не имеют значения. В этом случае жизненный путь человека не освещен целью и не освящен высшими ценностями. Судьба как небытие лишает бытие осмысленности. Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не мной задуманная жизнь, не я ее автор.

Лишь одно чувство нежелания покориться судьбе и сохраняет ту грань, которая отделяет небытие от бытия. Сам гамлетовский вопрос: быть или не быть, склониться или сразить ее в противоборстве - уже есть форма утверждения бытия. Фатализм [2] парадоксальным образом, вопреки общепринятому мнению, может стать началом "самостоянья" человека.

 

1 Камю А. Избранное. М., 1969. С. 130

2 Фатализм (от лат. fatalis - роковой, fatum - рок, судьба) - учение о предопределенности всех событий человеческой жизни.

 

Стремление обмануть судьбу, "игра" с судьбой незаметным образом меняет характеристики самой судьбы. Она антропо-морфизируется, "очеловечивается". Человеку противостоит уже не судьба как слепой и неотвратимый рок, а судьба-случай. Случай - это "псевдоним свободы". С такой судьбой-случаем можно договориться, ее можно Обмануть. Человек пререкается с судьбой. Ощущение предрешенности в этом случае теряется, исчезает трагический налет во взаимоотношениях человека и его судьбы. Фортуну можно пинать ногами, как женщину, писал Н.Маккиавелли, она так же капризна и своенравна [1]. Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы-случая. "Мужем рока" назвал Наполеона Лермонтов, о Ленине как "человеке судьбы" писал Н.Бердяев. Трагическое противостояние бытия - небытия исчезает. Судьба оказывается материалом, которому человек своими деяниями придает желаемую форму. Жизненный путь и судьба меняются местами: человек своими делами, своими руками создает собственную судьбу. Судьбу-случай человек своими удачными и хитроумными действиями превращает в судьбу как замысел человека о самом себе.

1 Маккиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С. 375.

Так обнаруживается второй основной смысл понятия судьбы. Судьба - это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связанность, завершенность человеческого бытия, его "логика". Так понимаемая судьба уже не тождественна несчастью, она может быть и счастливой. Не иллюзорна ли такая победа человека над судьбой? Что связывает факты жизни воедино, что превращает их в этапы жизненного пути? Как свидетельствует опыт человечества, такая опасность вполне реальна.

 

Своеобразный ответ на вопросы, задаваемые на протяжении столетий, человечество получило в XX веке. Найденный выход из тупика противоречий, на первый взгляд, был достаточно простым и эффективным. Что если точку опоры, стержень человеческой жизни искать не в "я", а в "мы"? Хаотичный процесс "пререканий" с судьбой, сопровождающийся постоянным риском, то погружающий человека в бездну отчаяния, то возносящий его на вершины жизни, заменяется упорядоченным коллективным овладением обстоятельствами жизни.

В утопии О.Хаксли относительная защищенность индивида от опасностей, грозящих ему в "естественном" мире, достигается насильственной изоляцией человека от реальности. Горе, скорбь, привязанность к близким, чувство невосполнимой утраты, наконец, благоговение перед непостижимым - все эти чувства рассматриваются как нарушение приличий. Устранение препятствий, встающих на жизненном пути человека, достигаемое через умелое социобиологическое регулирование, делает ненужными проявления героизма и благородства, обессмысливает конфликты долга и верности, любви и чести. "...Люди так сформованы, что попросту не могут иначе поступать, чем от них требуется. И то, что от них требуется, в общем и целом так приятно, стольким естественным импульсам дается теперь простор, что по сути не приходится противиться соблазнам" [1]. Новый человек в антиутопии Дж.Оруэлла "1984", "отмытый дочиста" от способности осознавать свою возможность противостоять окружающему, исполняет единственную заповедь - "ты есть". "Ты есть" не означает бытия индивида как самостоятельной, ответственной личности. "Ты есть" означает только то, что зазор между сущим и должным, прошлым и будущим, хорошим и дурным, который и составляет основу индивидуального саморазвития, отсутствует в индивиде. Поэтому для героев Оруэлла "существовать" в равной степени означает "не существовать", бытие равно небытию. "Государственная" философия в таком обществе именуется "поклонение смерти" или "уничтожение личности" [2]. Индивид существует только в одном смысле - как функциональная единица коллектива.

 

Человек, таким образом, сбрасывает бремя судьбы, избавляется от "кошмара истории", от неумолимого хода времени только на пути особого " коллективного солипсизма " [3], путем создания иллюзорного мира, в котором судьбе просто нет места. Но такое мороощущение, избавляя человека от чувства страха, одновременно лишает его надежды; избавляя от сомнений, лишает веры; избавляя от утрат, лишает любви. Исчезновение ощущения столкновения с небытием лишает возможности осмыслить и свой жизненный путь, придать ему завершенность, цельность, осмысленность - достоинство бытия.

 

1 Хаксли О. О дивный новый мир. // Замятин Е. Мы. Хаксли О. О дивный новый мир. М., 1989. С. 334.

2 Оруэлл Дж. Проза отчаяния и надежды. Л., 1990. С. 201.

3 Солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам) - точка зрения, согласно которой реально лишь мое собственное сознание.

 

Судьба, как видим, не рудимент древнего мировоззрения - это необходимый элемент нашего духовного мира, своеобразный символ взаимоотношений человека с миром. Вернее, судьба оказывается элементом самого нашего бытия: человек совершает определенные действия по отношению к судьбе - борется с ней, подчиняется, смиряется, играет. Это не борьба с фикцией, человеческие представления о судьбе, включенные в реальную жизнь, приобретают модус, качество реальности. Судьба символизирует тот аспект действительности, который является для человека жизненно важным. Другими словами, такие явления, как смерть, время, вечность, свобода, человек не может освоить иначе, как в форме судьбы. Судьба, следовательно, необходимый элемент человеческого "жизнеустроения", жизненного мира, в котором действительность дана вместе с ее осознанием. Это не мир теоретика, это мир человеческих поступков, выборов, решений.

 

Разные представления о судьбе - как неотвратимом роке, логике характера, внутренней завершенности человеческого бытия, замысле человека о самом себе - по-разному реализуются в различных жизненных мирах.

 

Итак, философия рассматривает человека как уникальное живое существо, многогранное по своей природе и проявлениям творческой сущности. Внутреннее богатство человека неисчер­паемо, а его возможности практически безграничны. Человека ожидает великое будущее, если, разумеется, он сумеет правиль­но распорядиться своими творческими силами и универсальными способностями.

 



2019-11-21 249 Обсуждений (0)
Проблема свободы человека. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема свободы человека.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)