Теперь рассмотрим, как эти элементы используются в Turbo Pascal.
Основой Turbo Pascal является алфавит – конечный набор знаков, состоящий из букв, десятеричных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов. В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита: abcdefghijklmnopqrstuvwxyz, abcdefghijklmnopqrstuvwxyz и знак подчеркивания (_). В качестве десятичных цифр: 0123456789. Шестнадцатеричные цифры строятся из десятичных цифр и букв от А до F (или от а до f). При написании программ применяются специальные символы: + - #@ и т.д. Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы: := присваивание, <> не равно, .. диапазон значений, (**) альтернатива {}, <= меньше или равно, >= больше или равно, (..) альтернатива [ ]. Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например, `Пример текcта на русском языке`. Набор слов, используемый в Turbo Pascal, можно разделить на три группы: 1. Зарезервированные слова (имеющие раз и навсегда фиксированное значение, определенный смысл, например, absolute - абсолютный; and – и; array – массив; asm – ассемблер; go to – переход на; else – иначе; end – конец блока; for – для; if – если; label – метка; mod – остаток от деления и т.д. 2. Стандартные идентификаторы (integer, Sin, Cos, Ln, Scrt, Read, Readln – ввод данных, Write, Writeln – вывод данных) и 3. Идентификаторы пользователя (для обозначения меток, констант, переменных, процедур самим программистом). Для того чтобы научиться правильно писать программы для компьютера, необходимо изучить синтаксис языка программирования (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций). Данные в Turbo Pascal разделяются на константы и переменные. Константы (const) – элементы данных, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Константы задаются идентификаторами пользователя. Например, если вы используете в программе ваше имя, то его лучше всего задать константой, так как имя дается раз и навсегда, и его не меняют. Например: Const MyName =`Петя Иванов`; Переменные (var) – величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Например: Var A,B : integer.
Сама же программа состоит из трёх блоков: заголовок программы, раздел описаний, тело программы. Ниже приведена схема программы со всеми возможными разделами. Если нет необходимости использовать какие-либо разделы описаний, то они опускаются, последовательность записи разделов описаний не обязательная, причём некоторые разделы могут повторяться.
Program Name (Input, Output); {Заголовок программы} Uses {Описание используемых модулей} Label {Описание меток} Const {Описание констант} Раздел описаний Type {Описание типов} Var {Описание переменных} Procedure {Описание процедур} Function {Описание функций} Begin Оператор 1; Оператор 2; {Раздел операторов ... (тело программы)} Оператор n End.
Заголовок программы начинается служебным словом Program, за которым записывается идентификатор программы (имя). Имя программы строится в соответствии с правилами записи идентификаторов, после имени программы иногда указывают в круглых скобках имена стандартных файлов ввода и вывода, связанных соответственно с клавиатурой и экраном монитора (Input, Output). Заканчивается описание заголовка символом " ; ". Например: Program MyProgram (Input, Output); Program MyProgram;
Затем после служебного слова uses через запятую перечисляются модули, процедуры и функции которые, используются в программе. В конце ставится " ; ". Это могут быть как стандартные модули Pascal - Crt, Graph, так и модули, разработанные пользователем. Например: Uses Crt, Graph;
За служебным словом Label следуют перечисленные через запятую идентификаторы меток, которые используются в программе. Метка - это идентификатор, заканчивающийся двоеточием " : ", помечающий место в программе, на которое передаётся управление при помощи оператора безусловного перехода. Label M1, M2, M3; Следом располагается раздел описаний констант, начинающийся служебным словом Const. Идентификатор константы отделяется от значения знаком "=". После каждой константы ставится " ; ". Константы - это данные, значения которых не могут изменяться в процессе выполнения программы. Константы распознаются компилятором по форме их записи. В языке Pascal используются константы трех видов: числовые, булевские и символьные. Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (истина-ложь). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов. Например: const A = 12; {целочисленная константа A} B: Real = 23.05; {типизированная константа B} S= Строка ; {строковая константа} Типы данных, вводимые пользователем, описываются после служебного слова Type. Новый тип данных вводится своим идентификатором, за которым после знака равенства " = ", записывается расшифровка типа. Например: Type Color = (Red, Green, Blue); {Перечисляемый тип} Scale = 2 * (A - B).. (A + B); {Тип диапазон} MassivReal=array[1..100] of Real; {Массив из ста элементов типа Real} MassivChar=array[0..19] of Char; {Массив из 20 элементов типа Char} Раздел описания переменных начинается служебным словом Var. Значения переменных могут изменяться во время выполнения программы. Переменные идентифицируются по именам (идентификаторам), с каждой переменной программы связывается один тип данных. При описании они отделяются двоеточием " : ". Если необходимо различным переменным назначить один тип данных, то они перечисляются через запятую, после последнего идентификатора ставится двоеточие, за которым указывается тип данных. Тип - это множество значений переменной вместе с множеством операций, которые можно выполнять над элементами этого множества. Заданием переменной некоторого типа, явно определяется множество значений, которые можно присваивать этой переменной, а также операции, с помощью которых можно манипулировать ее значениями. Число отдельных значений, принадлежащих некоторому типу, называется мощностью типа. Так, например, мощность типа Boolean - 2. Var X,Y,Z: real; {переменные типа Real} I,J,K: integer; {переменные типа Integer} Digit: 0..9; {переменная перечисляемого типа} C: Color; {переменная типа Color, который описан в разделе Type} Done, Error: boolean; {переменные типа boolean } Operator: (plus, minus, times); {переменная перечисляемого типа} Matrix: array[1..10,1..10] of Real; {переменная - массив} Следом идёт раздел описания процедур и функций. Он будет рассмотрен позднее при рассмотрении вопросов, связанных с организацией подпрограмм. Тело программы начинается служебным словом Begin, которое определяет точку начала выполнения программы. Затем следуют операторы, описывающие алгоритм решения задачи. Они отделяются друг от друга точкой с запятой " ; ". Завершается тело программы служебным словом End за которым ставится точка. Кроме описаний и операторов Pascal-программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев {и закрывающей скобкой комментариев}.
Типы данных Паскаль (Pascal) – учебный инструментальный язык программирования вычислительных машин и персональных компьютеров. Сама программа реализует алгоритм решения задачи. В ней программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью определенных операций для реализации заданной цели. Синтаксически программа состоит из необязательного заголовка и блока. Блок может содержать в себе другие блоки. Блок состоит из двух частей: описательной и исполнительной. Первая часть может отсутствовать, без второй блок не имеет смысла. Глобальный (который не входит ни в какой другой) блок – это основная программа. Локальные блоки – это процедуры и функции. Блочная структура обеспечивает структуризацию программ на уровне исходных текстов. В идеальном случае программа на языке Turbo Pascal состоит из процедур и функций, которые вызываются для выполнения из раздела оператора основной программы. Вначале программы обычно пишется заголовок. Он несет чисто смысловую нагрузку как правило для быстрого распознавания программы самим программистом и может отсутствовать. А вот блок программы быть должен обязательно. Итак, синтаксически блок состоит из семи разделов: 1. uses – список имен подключаемых библиотечных модулей; 2. описания метокlabel (позволяет выполнить прямой переход на этот оператор с помощью оператора перехода go to из любого места программы; 3. описания констант const (здесь производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений); 4. описания типов type (выбор описания типа зависит от программиста и специфики программы); 5. описания переменных var (обязательно предшествует использованию переменной); 6. описания процедур функций function и procedure (для размещения тел подпрограмм); 7. операторов начинается словом begin и оканчиваетсясловом end (основной раздел, т.к. именно в нем происходят действия, приводящие к получению результата). Для лучшего понимания программы в ней записывается пояснительный текст – комментарий, который можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Он органичен символами { } или [**] и может содержать любые комбинации русских и латинских букв, цифр и др. символов. Пример. {Начало программы} или {Ввод значения А с клавиатуры}. Теперь о типах данных. При решении задач выполняется обработка информации различного характера. Это могут быть целые и дробные величины, строки и др. Для описания множества допустимых значений и совокупности операций, в которых может участвовать данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных (data type) – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные и структурированные (составные). Скалярные в свою очередь делятся на стандартные и пользовательские. Перечень типов данных в языке Turbo Pascal можно представить в виде следующей схемы:
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |