Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение длины, ширины, высоты



2019-11-21 341 Обсуждений (0)
Изучение длины, ширины, высоты 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 6. Методика формирования представлений о величине и форме. Обучение элементарным измерительным действиям

Сравнение предметов по длине, ширине и высоте происходит по аналогии со сравнением предметов в средней группе. Постепенно количество предметов для сравнения увеличивается (по мере овладения знаниями о числах), а контрастность между ними снижается, что усложняет определение величины. К концу года дети выполняют сериацию десяти предметов. Особое внимание необходимо уделить установлению транзитивности отношений (елочка выше березки, но ниже сосны). Такая работа коррелирует с установлением зависимостей между смежными числами.

Речевые высказывания, сопровождающие перцептивные действия по установлению величины, не усложняются. Дети используют уже знакомые термины и фразы, что обеспечивает их повторение и закрепление. Однако если в предыдущих группах требовалось правильное повторение речевого образца, то в старшей группе больше внимания уделяется обучению самостоятельному построению высказывания. Детям задают наводящие вопросы, которые содержат в себе ответ или являются альтернативными. Например: «Что шире, шоссе или тропинка?

Формирование представлений о величине

Организовывается рассмотрение и анализ игрушечной пирамидки и ее частей. Нужно наглядно показать, что ее кольца разные — большие и маленькие. Педагог берет пару колец и сравнивает их приемом наложения, уже изученным в процессе работы с множеством. После надевает их на стержень пира­мидки в убывающем порядке. Свой показ сопровождает объяснением-инструкцией: «Взять самое большое кольцо, надеть на стержень, из оставшихся колец опять взять самое боль шое надеть на стержень и т. д.». Каждый ребенок должен самостоятельно собрать пирамидку в убывающем и возрастаю­щем порядке, стараясь комментировать свои действия.

Детям четвертого года жизни с нарушениями речи доступно понимание величины, но они не могут правильно проговаривать слова. Несмотря на трудности в речевом высказывании, необходимо добиться осмысления значения слов «боль шой» и «маленький», понимания их роли в предложении. Для этого воспитатель должен четко и правильно произносить слова и фразы, интонационно подчеркивать характеристику средства и фразы, интонационно подчеркивать характеристику вели­чины, а также окончания в словах при изменении по числам, родам и падежам.

Подобные практические задания выполняются не только с использованием пирамидки. Необходимы разнообразные наглядные средства обучения и точная инструкция к выполнению операций. Можно использовать народную дидактическую игрушку матрешку, мисочки, которые вкладывают одну в другую или кладут одну на другую для получения башенки, и др.

Существует зависимость восприятия величины от прежнего опыта человека. Один и тот же предмет может казаться детям большим или маленьким в зависимости от того, с какими предметами они уже знакомы. Так, если для ребенка привычными являются мячи диаметром около метра (он занимается лечебной гимнастикой), то футбольный мячик будет маленьким, и, наоборот, если ребенок все время играет с пластмассовыми шариками диаметром около десяти сантиметров, то футбольный мяч будет для него большим. Именно поэтому необходимо расширить представления о величине предметов, показать

относительный характер величин. Для этого демонстрируются два однородных предмета, большой и маленький, например мишки, или рассматриваются два мячика, две подушки, два стуле или чашки и т. д., после этого берется третий предмет, больше, чем уже имеющийся «большой» (или меньше, чем имеющийся «маленький»). Внимание детей обращается на то, что «большой» мишка стал маленьким по сравнению с еще большим,

Подобные упражнения, показывающие относительность величины, позволяют расширить практический опыт.

Изучение длины, ширины, высоты

Знакомство с основными параметрами протяженности предполагает развитие восприятия размеров на основе расширение чувственного опыта, а также обогащение словарного запаса.

Изучение величины проходит с использованием контрастов, рассматриваются длинные и короткие, высокие и низкие, широкие и узкие предметы. Противопоставление величин позволяет добиться осмысленности восприятия, показать возможности целенаправленного использования предметов. Дети дошкольного возраста должны понимать, что для широкой

Внимание детей обращается на дома, разные по величине, — есть большие и маленькие. Большие дома не похожи друг на друга и маленькие — тоже.

Противопоставление различных величин поможет повы­сить интерес к изучаемому материалу, подчеркнуть значение точного определения величины.

В дальнейшем предметы сравниваются только по одной протяженности. Для того чтобы акцентировать внимание детей на длине, нужно сравнить два предмета, отличные друг от  друга только одним признаком. Это позволит выделить существенный в данном случае признак — длину, и скрыть несущественные. Например, подбираются две полоски одинакового цвета, ширины и толщины, но разные по длине (короткая и длинная).

Практическая работа организовывается так, чтобы у каждого ребенка были свои полоски для сравнения и они самостоятельно выполняли необходимые операции. Особое внимание уделяется правильному приложению (наложению) полосок друг к другу — края полосок слева должны совпадать, в противном случае результат сравнения будет неверный.

Только после того, как дети получат первые представления о длине, можно предложить для сравнения полоски, различные не только по длине, но и по цвету. Однако, если на вопрос, чем отличаются полоски, ребенок смог только указать на различия по цвету, следует вернуться к наглядности, используемой для ознакомления с длиной предмета.



2019-11-21 341 Обсуждений (0)
Изучение длины, ширины, высоты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение длины, ширины, высоты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)