Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Линия эмпиризма в новоевропейской философии.



2019-11-13 777 Обсуждений (0)
Линия эмпиризма в новоевропейской философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основная проблема: познание.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Представители: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Д.Юм, Дж.Беркли.

Учение о идолах (заблуждения,предрассудки) Френсиса Бэкона:

1. «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека.

2. «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые.

3. «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека.

4. «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности.

Бэкон считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой.

Локк: Сознание человека – чистая доска, Внешний мир оставляет в человеке следы в виде ощущений. Разум это систематизирует в полученный опыт.

Юм: основа познания - ощущения, чувственные впечатления. Разум анализирует ощущения.

 

 Беркли: 1) быть – значит восприниматься.
2) вещи – это комплекс ощущений.
3) отрицает материальную субстанцию.
4)метод познания в эмпиризме – индукция - размышления от частного к общему.

18. Линия рационализма в новоевропейской философии.

Рационализм – направление в философии, считающее единственным источником познания разум.

Представители: Декарт, Спиноза.

Декарт: пытается найти такое знание, в котором невозможно усомниться, истинность которого очевидна. Мы можем сомневаться во всех наших знаниях, но не можем сомневаться в самом факте нашего мышления следовательно существует субъективное мышление.

Человек рождается с идеями, которые в него вложил Бог. Задача человека осознать, цели, которые уже заложены в его разум.
Декарт – дуалист (учение о том, что существует две субстанции: материальная и духовная). Бог устанавливает связь между двумя независимыми субстанциями.

 

Гносеология и этика И.Канта.

                                                 Гносеология.

И. Кант (1724 - 1804) - немецкий философ. Субъект определяет объект. Живем в том мире, который сами сформировали.

2 вида субъективности: Эмпирический – определяется опытом.
Трансцендентальный – выход за пределы опыта.

Чувственность имеет априорные формы – пространство и время.

Роль разума выше, чем роль других познавательных способностей (чувство, рассудок). Способность к сверхчувственному познанию -  трансцендентальной апперцепцией.

Рассудок даёт частные опытные результаты, разум же выходит за пределы опыта.

3 идеи:

1.Космологическая – мир как единое целое.

2.Психологическая – душа.

3.Теологическая – Бог.

Знания человека должны быть ограничены опытом.

                                                    Этика.

2 императива: категорический(моральный закон и гипотетический.

Моральный закон:
1) поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали все люди;
2) относись к другому человеку как к цели, а не только как к средству.

3 постулата этики:

1)Свобода.

2)Бессмертие человеческой души.


3)Существование бога.

Философия Г.Гегеля.

Основа бытия - мировой разум, он развивается. Всё то, что есть в мире, - результат развития. «Всё действительное разумно, всё разумное – действительное».

 Дух проходит 3 стадии: логика, природа, дух.

Цель разума: познание самого себя.

Чтобы познать себя, дух воплощает себя в природу (материю). На следующей ступени возникает человек, а через человека познающего природу, дух приходит к самопознанию.

Метод развития мирового разума – диалектика.

Источник диалектики – противоречия.

Способы разрешения противоречий:

1)Победа одной из противоположностей.

2)Разрушение системы.

Законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Диалектические противоположности – это такие две стороны, которые борются друг с другом, отрицают друг друга, но внутренне связаны так, что если нет одной, то нет и другой.

Источник
– противоречия. Противоречия – это взаимодействия противоположностей. В материалистической диалектике противоречие проходит три этапа: возникновение, развитие и разрешение.

Способы разрешения противоречий:

1)Победа одной из противоположностей.

2)Разрушение системы.

Переход количественных изменений в качественные.

Количественные изменения происходят постепенно, а качественные скачком. Для самосохранения существует мера. Выход за её грань разрушителен.

3) Закон отрицания отрицания( I -> II -> III -> I ).

Переход к новому говорит об отказе от прежних убеждений( I отриц.) Если система развивается дальше, то совершается отрицание существенных качеств второго этапа, которые являются результатом первого отрицания. На третьем этапе происходит возврат к существенным качествам 1-го этапа. При этом 3-й этап не является точным повторением первого.

Закон передвигается по спирали. Старое сохраняется на новом этапе в улучшенном виде.

Философия К.Маркса.

Материалист. 2 периода: ранний марксизм, зрелый.
Ранний – проблема понимания сущности человека. Человек обладает универсальной родовой сущностью. В существующем обществе человек отчуждается от своей подлинной сущности.

Зрелый – проблема общества. Поиск материальной основы общества. Основа общества - производственные отношения – это отношения по поводу производства, потребления, распределения и обмена материальных благ.
Общество проходит 5 экономических формаций(ОЭФ): первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

ОЭФ - конкретный тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства

Производственные силы противоречат производственным отношениям и происходит критическая отметка – наступает социальная революция.

Закон развития общества не зависит от воли и желания людей.

Маркс выделяет 2 базисные надстройки:
1. Экономическая (производственные отношения)
2. Духовная.



2019-11-13 777 Обсуждений (0)
Линия эмпиризма в новоевропейской философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Линия эмпиризма в новоевропейской философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)