Линия эмпиризма в новоевропейской философии.
Основная проблема: познание. Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Представители: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Д.Юм, Дж.Беркли. Учение о идолах (заблуждения,предрассудки) Френсиса Бэкона: 1. «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. 2. «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. 3. «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека. 4. «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. Бэкон считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой. Локк: Сознание человека – чистая доска, Внешний мир оставляет в человеке следы в виде ощущений. Разум это систематизирует в полученный опыт. Юм: основа познания - ощущения, чувственные впечатления. Разум анализирует ощущения.
Беркли: 1) быть – значит восприниматься. 18. Линия рационализма в новоевропейской философии. Рационализм – направление в философии, считающее единственным источником познания разум. Представители: Декарт, Спиноза. Декарт: пытается найти такое знание, в котором невозможно усомниться, истинность которого очевидна. Мы можем сомневаться во всех наших знаниях, но не можем сомневаться в самом факте нашего мышления следовательно существует субъективное мышление. Человек рождается с идеями, которые в него вложил Бог. Задача человека осознать, цели, которые уже заложены в его разум.
Гносеология и этика И.Канта. Гносеология. И. Кант (1724 - 1804) - немецкий философ. Субъект определяет объект. Живем в том мире, который сами сформировали. 2 вида субъективности: Эмпирический – определяется опытом. Чувственность имеет априорные формы – пространство и время. Роль разума выше, чем роль других познавательных способностей (чувство, рассудок). Способность к сверхчувственному познанию - трансцендентальной апперцепцией. Рассудок даёт частные опытные результаты, разум же выходит за пределы опыта. 3 идеи: 1.Космологическая – мир как единое целое. 2.Психологическая – душа. 3.Теологическая – Бог. Знания человека должны быть ограничены опытом. Этика. 2 императива: категорический(моральный закон и гипотетический. Моральный закон: 3 постулата этики: 1)Свобода. 2)Бессмертие человеческой души.
Философия Г.Гегеля. Основа бытия - мировой разум, он развивается. Всё то, что есть в мире, - результат развития. «Всё действительное разумно, всё разумное – действительное». Дух проходит 3 стадии: логика, природа, дух. Цель разума: познание самого себя. Чтобы познать себя, дух воплощает себя в природу (материю). На следующей ступени возникает человек, а через человека познающего природу, дух приходит к самопознанию. Метод развития мирового разума – диалектика. Источник диалектики – противоречия. Способы разрешения противоречий: 1)Победа одной из противоположностей. 2)Разрушение системы. Законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей. Диалектические противоположности – это такие две стороны, которые борются друг с другом, отрицают друг друга, но внутренне связаны так, что если нет одной, то нет и другой. Способы разрешения противоречий: 1)Победа одной из противоположностей. 2)Разрушение системы. Переход количественных изменений в качественные. Количественные изменения происходят постепенно, а качественные скачком. Для самосохранения существует мера. Выход за её грань разрушителен. 3) Закон отрицания отрицания( I -> II -> III -> I ). Переход к новому говорит об отказе от прежних убеждений( I отриц.) Если система развивается дальше, то совершается отрицание существенных качеств второго этапа, которые являются результатом первого отрицания. На третьем этапе происходит возврат к существенным качествам 1-го этапа. При этом 3-й этап не является точным повторением первого. Закон передвигается по спирали. Старое сохраняется на новом этапе в улучшенном виде.
Философия К.Маркса. Материалист. 2 периода: ранний марксизм, зрелый. Зрелый – проблема общества. Поиск материальной основы общества. Основа общества - производственные отношения – это отношения по поводу производства, потребления, распределения и обмена материальных благ. ОЭФ - конкретный тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства Производственные силы противоречат производственным отношениям и происходит критическая отметка – наступает социальная революция. Закон развития общества не зависит от воли и желания людей. Маркс выделяет 2 базисные надстройки:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |