Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


по организации и проведению экскурсии



2019-11-21 218 Обсуждений (0)
по организации и проведению экскурсии 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации

Основные принципиальные положения.

 

1. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме:

- пространство исторической и личной памяти,

- пространство  рождения ахматовской поэзии, то есть Дом Поэта,

- пространство сохранения духовных ценностей (связь отдельной человеческой жизни с историей, ответственность, противостояние тоталитаризму и насилию, внутренне достоинство, личная память об ушедших) для посыла их будущему.

 

2. Мемориальный характер экспозиции дает экскурсоводу основание обращать посетителей к подлинности места, связанного с конкретными событиями судьбы и творческой жизни Анны Ахматовой.

Классик экскурсионного дела Н.П. Анциферов писал: «Слова “на этом самом месте” имеют какую-то магическую силу над благочестивым сознанием. Словно место, ознаменованное великим событием, — побеждает время. Когда находишься на нем, размыкается цепь времен, текущий миг прикладывается к прошлому и яркой искрой вспыхивает переживание угасшего былого».

Это то состояние, о котором у  А.С. Пушкина: «Я верю: здесь был… храм».

 

3. Ценность музейного предмета в литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме не историко-бытовая. Музейный предмет есть овеществленная память (по «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова, «Музей есть не собрание вещей, а собор лиц», «Под видом старых вещей музей собирает души отшедших, умерших»).

Кроме того, в Доме Поэта музейный предмет - «свернутая метафора».

 

4. Экскурсовод – не лектор, не передатчик информации.

Экскурсовод – человек, вводящий людей в музейное пространство и ведущий по нему.

Его роль близка роли режиссера самого процесса погружения музейных посетителей в это пространство и организатора их общения с музейным предметом.

Экскурсовод – посредник между музейным предметом и посетителями музея (говорит, только отталкиваясь от того, что все видят).

Экскурсовод выступает в роли свидетеля событий, о которых идет речь. Это определяет интонацию рассказа, его стиль: не литературоведческий стиль и не газетный. Как можно меньше общих слов.

 

5. Экскурсия строится как драматургическое произведение.

Начало экскурсии («завязка» действия) – создание установки на встречу «с тем самым местом», где происходили события, особо значимые для жизни и творчества Ахматовой.

Ход экскурсии (развитие действия) – проведение, сопровождение людей по музейному пространству с целью их более или менее глубокого погружения в «мир Ахматовой».

Каждый структурный элемент пространства соответствует тому или иному сюжету ахматовской судьбы.

Развитие, повороты, смена этих сюжетоввсе это определяет саму логику движения, перехода из одного пространственного фрагмента в другое.

Движение экскурсии к ее смысловой и эмоциональной кульминации требует от речи экскурсовода плотного темпа-ритма. Встречу с особо значимыми предметами, хранящими память о знаковых событиях, может предварять включенная в речь экскурсовода пауза, которая не прерывает заданный ритм, но является его составляющей.

 

6. Экскурсия стимулирует ассоциативное мышление, сталкивает в неожиданном монтаже смыслы различных музейных предметов и тем самым выступает для посетителей побудителем их поэтического взгляда на мир.

 

7. В каждом отдельном фрагменте музейного пространства экскурсовод  помогает людям почувствовать целостный образ этого пространственного фрагмента, направляет их внимание на музейные предметы, наиболее значимые с точки зрения запечатленной в них памяти, помогает обнаружить эту память, «развернуть» свернутую в музейном предмете метафору.

 

8. Импровизационный элемент экскурсии связан с необходимостью реагировать на интересы той или иной конкретной группы посетителей (жители определенного города, страны, представители определенной профессии, определенного возраста и пр.) и соответственно поворачивать экскурсию с учетом этих интересов.

 

9. Экскурсовод риторическими или корректно обращенными непосредственно к посетителям вопросами и предложениями может придавать экскурсии интерактивный характер.

 

10. Главные задачи экскурсии – приблизить посетителей к восприятию личности и судьбы Ахматовой в контексте трагической истории ХХ века, приблизить их к прочтению ахматовской поэзии.

 

11. Стихи, звучащие во время экскурсии, - не иллюстрация к событиям ахматовской жизни, они – порождение этих событий, преломление их в поэзии.

 

Музейное пространство Музейный предмет Основные положения экскурсии Примечания. Возможные фрагменты текстов (в аудиозаписи голоса Ахматовой или в чтении экскурсовода)
Историческая лестница   По этой лестнице (по которой сейчас поднимаемся мы) Анна Ахматова около 30 лет поднималась к себе домой. По этой лестнице (навстречу нам) не один раз под конвоем уводили близких Ахматовой людей. Эта лестница – может быть единственное место в нашем городе, где проходит граница и соприкосновение образа жизни людей дворянской семейной культуры (5 поколений Шереметевых) и людей, живших в коммунальной квартире советского времени.  
Лестничная площадка второго этажа Окно. Сад. Шереметевский дворец, портик Кваренги, Церковный флигель, Конюшенный флигель.   Стена Белого зала   Садовый фасад Фонтанного Дома Сад как оазис живой природы на шумном Литейном. Сад как то особое место, где встретились разные пласты, разные события, разные герои петербургской истории: здесь бывал Петр I, шуршали криналины елизаветинских машкерадов, «семейственно проводили время» Николай Шереметев и графиня-крестьянка, из Конюшенного флигеля в редкие минуты отдыха спускались в сад Ахматова и Шилейко, а во время ленинградской осады были вырыты щели, после войны встал памятник «отцу народов» и т.д.) Сад как «элизиум теней» (напоминание о тех, чьи тени остались здесь). За этой стеной, по утверждению Ахматовой, пела Прасковья Жемчугова. Легенда, миф в поэтическом сознании Ахматовой не менее значимы, чем реальный исторический факт. Почему жизнь Ахматовой оказалась связанной с этим местом? Шереметевский дворец - сокровищница российской культуры. Как не дать ей погибнуть в революционном бедламе? Осенью 1918-го за теми окнами по залам дворца прошел представитель Луначарского в сопровождении П.С.Шереметева, получил от него ключи… Дворец стал музеем. В этом флигеле получили служебное жилье сотрудники музейного ведомства. Сюда, к Н.Н. Пунину, на третий этаж, в кв. 44, 19 октября 1922 года впервые пришла Ахматова. Ахматова: «Я помню все в одно и то же время…» Девиз в гербе Шереметевых на северных воротах дворца: «Deus conservat omnia»
Лестничная площадка перед кв. 44 Дверь в кв. 44 Звонок. Окошко из мест  общего пользования  Прежде, чем войти в квартиру, обращаем внимание на деталь, в которой спрятана память о нашей трагической истории. О чем помнит это маленькое окошечко? В 1930-ые выглядывать из него могла Ирочка, дочка Н.Н. Пунина, в 1940-ые – ее дочка Анечка, пытаясь понять, кто эти нежданные гости, нажимающие на дверной звонок. Открываем дверь в квартиру… Мандельштам: …Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных Ахматова …я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома…. ---------- Хочу, чтоб дверью снова стала дверь
Прихожая Плащ Пунина. Перспектива анфилады комнат.   Типичная прихожая интеллигентного петербургского дома. Вещи могут рассказать о быте его жильцов. Заглядывая в зеркало, представляем, кто мог в нем отражаться. Есть одна, особенно важная для нас вещь, в которой спрятана память о трагическом событии – последнем аресте Н.Н. Пунина. Барская анфилада комнат – напоминание о том времени, когда граф С.Д. Шереметев перестраивал квартиру в приданное своей дочери. Для челяди тогда предназначались кухня и коридор. В советские годы это место коммунального обитания жильцов. Проходим мимо фотолаборатории - в кухню.  
Самодельная фотолаборатория Н.Н. Пунина Негативы под фотоувеличителем Напоминание об увлечении Пунина в конце 1920-х фотографией. На стеклянных негативах – словно тени тех, чья судьба связана с Фонтанным Домом  
Кухня     Постоянно работающее радио (тарелка-репродуктор) Соседство разностильной кухонной мебели и утвари – свидетельство бытования в этом пространстве людей разных социальных слоев и разной ментальности (Пунины, Ахматова и Смирновы). Хорошо, если разговор идет на фоне не умолкающего радио (нарочито приподнятый тон: марши, лозунги, «Последние известия», «Театр у микрофона»…), вынуждающего экскурсовода даже повысить голос. Особенно выразительный предмет – радио, живущее в каждом доме, требующее от каждого идти со страной «в ногу». Коммунальная квартира не только концентрация бытовых неудобств (это можно пережить).Она лишала человека личного пространства, возможности остаться наедине с самим собой, молиться, осмысляя каждый прожитый день и т.п. Продолжая размышлять о противоестественности постоянного коммунального быта, проходим в коридор. Ахматова: «Коммунизм невозможно понять, если человек не знает, каково это – просыпаться в СССР по утрам от звуков радио и слушать его весь день»
Коридор   Записка Татьяны Смирновой на дверях комнаты Ахматовой. Типичный образ коммунальной квартиры – характерная черта советского быта. Разглядывая и читая записку Татьяны Смирновой, осмысляем тот факт, что у Ахматовой и у ее соседки по коммунальной квартире – людей совершенно разных по социальному положению и уровню культуры – общий нищий быт. Проходя по коммунальной квартире, убеждаемся в ее перенаселенности. Останавливаемся в тупичке коридора.  
Левин тупичок Фотография Николая Гумилева. Икона Николая Чудотворца. Зачетная книжка студента Университета Льва Гумилева От восприятия тесноты «тупичка», от знакомства в «тупичке» - узнаем о появлении в квартире нового жильца - Льва Гумилева. Предметы и вещи, находящиеся здесь, дают представление о личности и судьбе сына Ахматовой, о его отношении к отцу, о трудном пути в Университет, о долгой учебе там, прерываемой арестами. Теснота пространства как контраст его будущей теории пассионарности, открытой космосу и влиянию солнечного света. Контраст тяжелому унизительному быту – высокая поэтическая свобода Ахматовой. Прерывая знакомство с прозой жизни, проходим в Белый зал ахматовской поэзии.  
Белый зал Газеты под слоями обоев. Спираль на полу как символ бесконечности (напоминание о рисунке в ахматовской записной книжке). Кирпичная стена с «шумом времени». Кинохроника по периметру стен. Полный корпус ахматовской поэзии. Подлинные предметы, связанные с судьбой и творчеством Ахматовой. Медиа-тексты, возникающие на экранах.   Берестяная книжка. Знакомство с целостным образом Белого зала – пространством ахматовского поэтического текста. Зафиксированная в газетах, в кинохронике и «шуме времени» история как фон и соучастник жизни Ахматовой. Интерактивный характер экспозиции позволяет посетителю самостоятельно вступить в диалог с музейными предметами – носителями памяти и побудителями ассоциаций. Экскурсовод объясняет механизм действий: протянутая рука – вопрос, обращенный к музейному предмету; ответ на черном экране: информация о бытовании этого предмета и фрагменты из дневниковых записей Ахматовой и ее реплик, зафиксированных современниками. Ахматовские фразы выбирались экспозиционерами по принципу свободных ассоциаций… Чтение этих ахматовских текстов – путь к восприятию «свернутой» в музейном предмете метафоры. Встреча с широким спектром ассоциаций расширяет культурное пространство посетителей, знакомит их с возможным, порой неожиданным, поэтическим взглядом на ту или иную вещь, на то или иное жизненное событие. Посетителям предлагается несколько минут для свободного самостоятельного знакомства с музейными предметами, информативными и ассоциативными текстами. Пояснения и комментарии экскурсовода. В завершение пребывания в Белом зале – обращение к особо значимому музейному предмету – берестяной книжке, созданной заключенной сталинского лагеря, с записанными ею от руки стихами Ахматовой из ее первых сборников. Вывод: поэзия Ахматовой помогала людям оставаться людьми и в нечеловеческих условиях.   В поисках побудителей ахматовского творчества («Когда б вы знали, из какого ссора / Растут стихи, не ведая стыда…») возвращаемся в мемориальную экспозицию.   Комментарии экскурсовода непременно должны сопровождаться его чтением поэтических фрагментов.
Кабинет Николая Николаевича Пунина Письменный стол Пунина с книгами и рукописями.     Фотографии Рисунки     Фотоаппарат Пунина     Печка   Кабинет человека, работающего за письменным столом. Интерьер кабинета, фотографии, рукописи, рисунки на стенах, книги  и прочие детали – все это позволяет высказать соображения  о личности Пунина, о его интересах и пристрастиях, о его поездке в Японию, о его близких. Их общая царскосельская молодость (Камеронова галерея), его путь от русского традиционного искусства к идеологии русского авангарда (Татлина, Малевич, художественные идеи которых умел обьяснять как никто). Ахматова всегда оставалась верна классическим традициям. Особое внимание привлекают фотографии Ахматовой, ее портрет работы Н. Тырсы. Эти музейные предметы - материал для размышлений о начале их с Н.Н. Пуниным трудного романа. Подлинность пространства и обстановки - основание для утверждения, что именно здесьво второй половине 1920-х годов Ахматова составляла «Труды и Дни»  Н.Гумилева («делала для его памяти все, что возможно») и работала над пушкинскими штудиями, в частности, о связях Пушкина с Андре Шенье, судьба которого у нее и у людей ее круга вызывала ассоциации с судьбой Николая Гумилева. Подлинность пространства  помогает представить, как именно здесь произошел в октябре 1935 года арест Н.Н. Пунина и Л.Гумилева. Этот самый фотоаппарат фигурировал в материалах следствия. Здесь, в этой печке А.А. Ахматова и А.Е. Аренс, опасаясь нового обыска, жгли документы, фотографии… Здесь, в этом помещении, Ахматова начала писать «Реквием». Отсюда, из этой комнаты, Ахматова поехала  в Москву с письмом Сталину – на этот раз арестованные вернулись через две недели. Забегая вперед – о последнем аресте Пунина здесь в августе 1949-года. За несколько месяцев до того – подарок его студентов «Мадонна с младенцем», стоящая на столе. Его прощание с Ахматовой, единственной свидетельницей ареста: «Акума.. Акума…» Ее «Колыбельная»… Еще три года - после первого ареста Пунина -  Ахматова будет жить в этой комнате, еще три года она каждый день будет выходить к общему столу. Проходим в соседнюю комнату, где собиралась вместе эта странная семья и ее гости. Следует обратить внимание, что каждая комната ориентирована на определенное десятилетие жизни людей в этом доме: кабинет – 1920-ые годы, столовая – 1930-ые и далее.   Ахматова: « Небывалая осень построила купол высокий…»   Ахматова: «…Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла…» Я над этой колыбелью Наклонилась черной елью. Бай, бай, бай, бай! Ай, ай, ай, ай... Я не вижу сокола Ни вдали, ни около. Бай, бай, бай, бай! Ай, ай, ай, ай... 26 августа 1949 (днем) Фонтанный Дом
Столовая Фотографии работы Пунина. Стол под теплым абажуром, Икона.     Офорт Василия  Матэ  с живописного портрета Пушкина кисти О.Кипренского.   Картина Владимира Гринберга «Ленинград. Нева. Туман»   Альбом с семейными фотографиями     Групповая фотография (Н.Н. Пунин, жена его брата, гость, А.А. Ахматова, А.Е. Аренс – за столом, под теплым абажуром) подсказала экспозиционерам облик комнаты. Подлинность пространства помогает представить общую атмосферу за этим столом, безупречно корректные, но не всегда гармоничные отношения между членами этой семьи, праздники, которые проходили в этих стенах (подсказка: икона; фотографии - летопись Фонтанного Дома, празднование Рождества 1928 года с гостями – японскими славистами; как раз в этот год в стране были запрещены ёлки). Портрет на мольберте – знак присутствия Пушкина в жизни Ахматовой и Пунина, (и Пунин никогда – в отличие от Маяковского – не сбрасывал Пушкина с парохода современности, напоминание о том, что Пушкин в Фонтанном Доме позировал О.Кипренскому. Картина В. Гринберга (в 1930-е годы она не могла висеть здесь) помогает нашему воображению «раздвинуть» пространство этой комнаты и увидеть за ее стенами трагический город, словно пересыльный пункт на лагерном этапе. Если предложить посетителям послушать здесь аудиозапись голоса Ахматовой, читающей «Реквием», то непременно стоит подчеркнуть, что в те времена звучать он здесь не мог. Как и где он был создан, как сохранен – об этом в соседней комнате. Посетители имеют возможность самостоятельно полистать «семейный альбом», вглядеться в лица, поразмышлять о судьбах этих людей. Экскурсовод предлагает посетителям музея после экскурсии подойти к историческому входу, к табличкам «Последний адрес», посвященным Николаю. Пунину, известному искусствоведу, и его зятю, недавнему школьнику, молодому рабочему Генриху Каминскому («Здесь ни первых нет, ни последних…») После того, как жизнь  привела и Пунина и Ахматову к тяжелому разрыву, она больше не выходила к общему столу, переехала в соседнюю комнату, бывшую детскую.   Ахматова «Немного географии» Ахматова: «От тебя я сердце скрыла, Словно бросила в Неву…»
Комната 1940 года       Клен за окном. Пепельница.     Шкатулка в горке.   Фотографии Левы и его «подельников»Семейная фотография с отрезанным изображением Н.С.Гумилева, портрет которого, как и стихи, был запрещен   Фотографии и рукописи в ящике секретера.   Сундук Ольги Судейкиной.   Чемоданчик.   Экскурсовод может демонстративно прикрыть двери комнаты – «перерезать» анфиладу, чтобы помочь представить, как Ахматова жила здесь замкнуто, отгородившись от других жильцов квартиры. Свидетель ее жизни – клен за окном. Здесь после почти 15-летнего молчания «стихи наступали на пятки», апогей - 1940-й год.  Небольшой предмет на секретере – один из самых дорогих в этом музее – он помнит «обряд: руки, спичка, пепельница – обряд прекрасный и горестный...» (Обращение к «Запискам» Лидии Чуковской – к рассказу о том, как Ахматова доверяла «Реквием» памяти близких друзей). Отсюда, из этой комнаты  ходила Ахматова в «Кресты» с передачею сыну. В этой шкатулке хранила квитанции за переданные в тюрьму передачи. Здесь, в этой комнате, А.И. Любарская помогала Ахматовой шить мешок без наружных швов – сыну на этап. Здесь, в этой комнате, Ахматова писала очередное, оставшееся без ответа, письмо Сталину. В этой комнате, занималась Ахматова с соседскими ребятишками, в бессонную ночь штурма Выборга писала гневные стихи о позорной советско-финской войне, осенью 1940-го, ощущая себя соучастницей большой истории, создавала цикл о начале Второй мировой, угрожающей европейской цивилизации и цивилизации вообще. Летом 1941-го из этой комнаты с соседским ребенком на руках спускалась в сад, в щели – бомбоубежище. (Фотографии и рукописи в ящиках секретера – возможность вспомнить о конкретных деталях жизни и душевного состояния Ахматовой этого времени). В этой комнате, в предновогоднюю ночь тюремного 1940 года со дна этого сундука  через письма Ольги Судейкиной и Князева, (куклы и ваза работы Ольги) пришла к Ахматовой «Поэма без Героя»- в день памяти Мандельштама – непогребенного. С тем, чтобы сохранить их имена, голоса, тени – людей 13-го года. Это ее миссия – миссия поэта, сохранить их память и оплакать. В этом чемоданчике, который Ахматовой купили перед поездкой в Воронеж к опальному Мандельштаму, повезла она рукопись начала «Поэмы без Героя» в ташкентскую эвакуацию. Полагала, что в Ташкенте закончит «Поэму», но событие, происшедшее в соседней комнате, после возвращения Ахматовой в послеблокадный Ленинград, заставило ее работу над «Поэмой» продолжать. К этому событию – в следующую комнату. Ахматова «…Так свидетель всего на свете На закате и на рассвете Смотрит в комнату старый клен…» Ахматова «Творчество» «Клеопатра» Или: «…Кидаюсь в ноги палачу. Ты сын и ужас мой» Из цикла «В сороковом году» «Первый дальнобойный в Ленинграде» «Щели в саду вырыты…» «Из года сорокового, как с башни на все гляжу…»   «Непогребенных всех я хоронила их, я их оплакала…»
Комната 1945 года На мольберте эскиз работы Антонины Любимовой - портрет Ахматовой (1944).     Зеркало – метафора памяти. Сборник Ахматовой с ее автографом Берлину: «Только зеркало зеркалу снится…»   В окне как напоминание о прошлом - современный арт-объект «скамья стукача».   За окном – сад, где стоял когда-то памятник Прасковье Жемчуговой   У печки рисунок Модильяни (фотокопия) - портрет Ахматовой (1911).   Страница рукописи «Поэмы без Героя» с эпиграфом «Deus conservat omnia»     Подлинность пространства – основание для размышлений об одиночестве Ахматовой, живущей после войны здесь, в этой комнате (вокруг «город – кладбище»). Ее портрет работы Любимовой помогает представить, какой она была тогда (Перекличка образа лежащейАхматовой у Любимовой и Модильяни). Подлинность пространства – дает экскурсоводу возможность для словесной реконструкции события – встречи здесь Ахматовой с Исайей Берлиным. Передать посетителям осмысление исключительной значимости этого события возможно только при обращении к ахматовской поэзии (в аудиозаписи голоса Ахматовой или в собственном чтении экскурсовода). В пустом мертвом послеблокадном городе встреча с человеком, словно из времен ее молодости, остро чувствовавшим русскую культуру и поэзию, сопрягавшим ее с пространством мировой культуры. Ему она могла рассказывать свою жизнь, получая  отклик и понимание. Уникальная в жизни поэта встреча с человеком, имевшим абсолютный слух к ее поэтическому миру. Выражение отношения к ней в форме поклонения и восхищения - как уже почти не бывало в советской жизни. Здесь, в этой комнате, Ахматова переживала последствия несанкционированной встречи с Берлиным – августовское постановление ЦК 1946 года, арест Пунина и сына (август и ноябрь 1949 г.); здесь, в этой комнате, писала очередное письмо Сталину, корчась от стыда, составляла ему фальшивые славословия (цикл «Слава миру»), пытаясь тем самым спасти сына. Сын оставался на каторге, мать – здесь, заложницей его жизни. (Экскурсовод может предложить посетителям выглянуть в окно – посмотреть на «скамью стукача» и тем самым представить себя в положении Ахматовой). Взгляд в сад – напоминание об «элизиуме теней». Портик Кваренги, контуры старинного дворца. Тени Пушкина, Гумилева, Шилейко, Мандельштама. Они приходят к ней сюда, в сад. Обращение к ахматовской рукописи с эпиграфом «Deus conservat omnia». Осмысление этого девиза.  Ее назначение как поэта – помнить прошлое, только так в мировоззренческом смысле через соединение настоящего с прошлым создается Будущее. И это в ту эпоху, когда по законам советской идеологии прошлое отвергается, перечеркивается, предается забвению. Внимание на рисунок Модильяни, где образ Ахматовой, по словам Н.И. Харджиева, напоминает «Ночь» с саркофага Микеланджело: «Она спит, но это сон ясновидящей…» Упоминание о вынужденном прощании Ахматовой с Фонтанным Домом – повод для того, чтобы посмотреть в «зеркало ахматовской памяти» (вспомнить спутников ее жизни, ее саму, «не красавицу, но больше, чем красавицу», 11-летнюю Аню Горенко, к которой стала «приходить Муза»…) Вынужденный отъезд Ахматовой из Фонтанного дома в 1952 году и возвращение к нему в марте 1966 года, когда похоронная процессия по просьбе Льва Гумилева останавливается у ворот на набережной Фонтанки… Ахматова: «Истлевают звуки в эфире…» «Полно мне леденеть от страха…» Ахматова: «И неоплаканною тенью Я буду здесь блуждать в ночи…»   Иосиф Бродский «На столетие Ахматовой» «…Бог сохраняет все, особенно слова прощенья и любви, как собственный свой голос…» «Особенных претензий не имею Я к этому сиятельному дому Но так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца. Я нищей в него вошла и нищей ухожу….

 



2019-11-21 218 Обсуждений (0)
по организации и проведению экскурсии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: по организации и проведению экскурсии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)