Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ



2019-11-21 3185 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ 4.80 из 5.00 5 оценок




План:

1. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.

2. Свойства восприятия.

3. Виды восприятия.

4. Иллюзии восприятия.

5. Восприятие и личность.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию    «восприятие». Приведите 2-3 примера восприятия человека.

2. Согласны ли вы с утверждением, что акт восприятия – это всегда аналитико-синтетический процесс?

3. Можно ли определить восприятие как синтез ощущений? В чем заключается взаимосвязь ощущения и восприятия?

4. Охарактеризуйте физиологическую основу восприятия.

5. Назовите основные отличия восприятия от ощущений. Приведите 2-3 примера, демонстрирующие отличие восприятия от ощущения.

6. Назовите и объясните основные свойства восприятия.

7. Возможна ли структурность восприятия без его осмысленности?

8. Можно ли утверждать, что осмысленность восприятия обусловлена исключительно таким его свойством, как предметность?

9. Является ли константность восприятия объективно детерминированным явлением?

10. Дайте     характеристику основных видов     восприятия по основным критериям. Приведите 2-3 примера, демонстрирующие виды восприятия.

11. Охарактеризуйте понятие «иллюзия восприятия». Приведите 2-3 примера, демонстрирующие иллюзии восприятия.

12. Объясните взаимосвязь восприятия как познавательного психического процесса и личности человека. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?

13. Чем объясняется, что одна и та же лекция разными слушателями может быть оценена по-разному: как «информативная», «интересная», «скучная», «неинтересная»?

14. Всегда ли апперцепция оказывает положительно влияние на процесс восприятия?

15. Объясните такой факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то вторично он без трудностей найдет её; если же он идет со спутником, которому дорога хорошо известна, то второй раз ему будет тяжело самостоятельно пройти этот путь?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ[2]

Задание 1. Из предложенных ниже признаков выберите только те, которые характерны для восприятия:

а) субъективное отражение внешнего мира;

б) отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету; в) первоначальный источник знаний об окружающем мире;

г) результат совместной работы ряда анализаторов;

д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;

е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;

ж) искажённое отражение окружающего мира;

з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету; и) отражение законов природы и общества;

к) отнесение конкретного предмета к определённой категории предметов.

Задание 2. Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?

А. Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых особенностей, или «чувств»: чувства мяча у футболистов, чувства воды у пловцов, чувства планки у прыгунов в высоту и т. д.

Б. Князь Андрей … любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колтыхаясь в лучах вечернего солнца.… Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их.

В. Французские спелеологи получили данные, свидетельствующие о том, что при длительном пребывании под землёй в полном одиночестве теряется представление о времени. Так, Антуан Сеньи на 122-й день своего пребывания в пещере был удивлён,

когда ему сообщили о скором окончании эксперимента: по его подсчётам, было лишь 6 февраля, а не 2 апреля, как ему сообщили.

Г. Во 2 классе учитель, показав детям репы, редьку, и редис, спросил, чем отличаются эти овощи по цвету, форме. Потом учитель кладёт на парты салфетки с кусочками овощей. Дети их пробуют.

Учитель: Валя, тебе понравилась репа? Ученица: Она вкусная.

Учитель: А редька? Ученица: Горькая.

Учитель проходит по рядам, даёт ребятам нюхать лук, все нюхают, смеются, морщатся.

Д. …Ванька перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами.

Задание 3. Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?

1. Учитель показывает технику выполнения упражнения, а учащиеся наблюдают за ним.

2. Футболист ведёт мяч и выполняет удар по воротам без зрительного контроля мяча.

3. Спринтер, выходя на старт, представил, как он совершит выбегание со старта и пройдёт дистанцию до финиша.

4. Ученики выполняют лазание по канату, а учитель даёт советы и оценивает правильность выполнения.

5. Спортсмен выбегает со старта после выстрела стартового пистолета.

Задание 4. Какие свойства восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона, иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах?

А. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин.

Б. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

В. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т. е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

Г. Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно больше.

Д. Рекламные щиты на улицах специально делают большими красочными и яркими.


Задание 5. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

ж) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног. к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.

м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.

н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

Задание 6. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

Задание 7. Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных видов восприятия.

Задание 8. Попробуйте самостоятельно нарисовать рисунки с «двойственными» изображениями.

Задание 9. В экспериментах Стрэттона испытуемые носили разнообразные искажающие очки, меняющие местами правую и левую, верхнюю и нижнюю части сетчаточного образа, сжимающие и расширяющие одну или обе части, переворачивающие изображение вверх ногами. У человека, надевающего такие очки, соответственно искажается и наблюдаемая картина окружающего мира. Если испытуемому не предоставлялась возможность практического взаимодействия со средой, то его восприятие либо оставалось неадекватным, либо перестраивалось незначительно. Но если человек активно взаимодействовал с окружающими объектами, то адекватное восприятие мира восстанавливалось в течение нескольких дней. Объясните, какие свойства восприятия «задействованы» в этих экспериментах.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «восприятие»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.

2. Ознакомьтесь с методикой «Измерение объема восприятия» и «Узнавание фигур», занесите ее в таблицу (приложение А). Источник: Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти / Состав. А.Д Чернобай, Ю.Ю. Федотова.

Проведите ее (можно на себе), обработайте и представьте результаты. Сделайте краткие выводы.

3. Напишите эссе на тему: «Роль восприятия в жизни человека»  

4. Составьте фантастический рассказ  «Галактика»,  который бы рассказывал о пяти планетах и ее обитателях с их особенностями: «Зрение», «Слух», «Осязание», «Вкус», «Обоняние».

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Восковская Л.В. Психология ощущений и восприятия. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 475 с.

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информ.-метод. материалы к курсу «Общ. психология» : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 337 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.

5. Максименко С.Д. Общая психология – М. : «Рефл-бук» - 2004. – 528 с.

6. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. – Москва : Юрайт, 2003. – 688 с.

7. Общая психология / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 213. – 492 с.

8. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2002. – 694 с.

9. Психология ощущений и восприятия / под редю Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова. – М.: «ЧеРо», 2002. – 610 с.

10. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.

12. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

Приложение А

 

 

№ п/п Исследуемый процесс (состояние, свойство) Название методики Автор методики (или источник) Цель методики Краткое описание шкал методики

Познавательные психические процессы

  Восприятие        

 

 


[1] Данный пункт оформляется в папку на листах А4. Сами вопросы могут печататься (или писаться как № задания), ответы пишутся от руки.

[2] Задачи оформляются в папку на листах А4. Сами задачи могут печататься (или писаться как № задания, ответы пишутся от руки

 

 

[3] Задания по данному пункту вкладываются в папку как отдельные самостоятельные работы.

 



2019-11-21 3185 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Тема: ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)