Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественное восприятие



2019-11-21 160 Обсуждений (0)
Художественное восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста

Психические познавательные процессы - это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Давайте  рассмотрим тему развития познавательных психических процессов.

Сенсорное развитие

Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятия.

В раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Этому способствует усвоение ребёнком сенсорных эталонов как системы мерок. Только с помощью нас, взрослых, он овладевает и начинает самостоятельно пользоваться сенсорными эталонами цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный и др.), звуковысотной шкалой музыкальных звуков (до, ре, ми...), геометрических форм и др. Развитие сенсорики в этот период в значительной степени определяется и сформированностью у детей обобщённых способов обследования предметов. Важно научить ребёнка умению рассматривать предметы, ощупывать их, выслушивать и т.д.

Разнообразны приёмы и методы, помогающие развить сенсорику ребёнка. Среди них особое внимание и интерес вызывает метод опосредованного моделирования, которым могут воспользоваться и родители. Суть его заключается в том, что ребёнка учат моделировать свойства и отношения определённых объектов с помощью других предметов. Так, например, с целью развития звуковысотного слуха детям можно предложить игру-драматизацию, в которой участвуют игрушки, издающие соответственно своему размеру звуки разной высоты (самые низкие звуки -самый большой медведь-папа, более высокие звуки - медведица-мама, самые высокие - их сынишка медвежонок).

В дошкольном возрасте активно развиваются основные виды чувствительности (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная и др.). Формируется в этот период и восприятие ребёнком пространства, времени, движения.

Художественное восприятие

В развитии художественного восприятия дети проходят несколько этапов, однако зачатки его проявляются уже в дошкольном возрасте. Не сразу ребёнок воспринимает произведения искусства в качестве таковых: на первых ступенях развития характерно действенное, утилитарное отношение ребёнка к нему (он трогает, щупает изображение на картинке, гладит, пытается лизать и т.п.).

Восприятие художественного произведения предполагает способность ребёнка узнать, понять изображённое. Не удивляйтесь, если ваш ребёнок при рассматривании одной картинки оказывается способным проникнуть в смысл изображённого, интерпретировать её, в другой картинке - воспринять общее и детали, дать описание, а при восприятии третьей - всего лишь перечислить изображённые предметы. Уровень восприятия в значительной степени определяется тем, насколько знакомы, понятны ребёнку изображённые события, предметы: чем доступнее, ближе опыту ребёнка сюжет и содержание картины, тем на более высоком уровне он воспринимает её.

Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Отношение дошкольников к художественным произведениям особое - слушает ли он любимую сказку, смотрит ли спектакль кукольного театра, он переживает вместе с героями, радуется, горюет, пытается непосредственно воздействовать на воспринятое - он сопереживает.

Важную роль в формировании художественного восприятия ребёнка играет семья. Общение родителей с детьми, направленное на расширение и укрепление их знаний, представлений, речи, мышления, на развитие чувствительности, отзывчивости к прекрасному в значительной степени способствует этому. Использование художественного слова, песни в процессе совместного наблюдения природы способно усилить эмоциональную отзывчивость ребёнка. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается и при восприятии картин детьми. Рассматривая их, можно предложить ребёнку «войти в картину», «осмотреться», «прислушаться», от чего восприятие обычно становится живее, эмоциональнее. Ребёнку не безразлично и наше отношение к воспринятому; не бойтесь проявить его своим удивлением, восхищением, репликой, образным метким сравнением, к месту использованной пословицей, поговоркой. Родители будут способствовать развитию художественного восприятия ребёнка, если научат его видеть в произведениях искусства средства выразительности, которыми пользуются мастера для отражения действительности, если сформируют у ребёнка (конечно, в пределах возможного, доступного) эталон прекрасного.

Внимание

Успехи ребёнка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. На самом раннем этапе внимание выступает в связи с ориентировочным рефлексом, который И.П. Павлов метко назвал «Что такое?». Первые ориентировочные реакции у ребёнка вызывают раздражители, связанные с питанием. Проявление зрительного сосредоточения родители могут зафиксировать уже на 10-12-й день жизни ребёнка. В конце 3-й недели внимание ребёнка привлекают громкие звуки, яркие предметы. В младенческом и раннем возрасте внимание ребёнка носит непроизвольный характер, возникает без заранее поставленной цели, без волевого усилия и обусловливается яркими, сильнодействующими раздражителями. На протяжении всего 1-го года жизни (и позднее) наиболее сильнодействующим для ребёнка раздражителем, способным вызвать и поддержать его внимание, является взрослый.

Овладение ребёнком-дошкольником новыми видами деятельности (игровая, художественная, трудовая, учебная) неуклонно повышает требование к его вниманию. В деятельности возникает новый вид внимания - произвольное, сугубо человеческое. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребёнка к определённым сторонам деятельности. В дальнейшем сам малыш начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания. Направленность, сосредоточенность внимания в данном случае зависят уже не столько от особенностей предметов, сколько от поставленной цели и применения волевых усилий. Поэтому этот вид внимания называют ещё волевым. Его формирование теснейшим образом связано с развитием речи ребёнка. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает некоторыми способами рациональной организации своего внимания (самоинструкция, предварительная группировка материала и т.д.).

Родителям хорошо известна быстрая отвлекаемость детей от деятельности, трудность сосредоточения на чём-то малоинтересном, важном. Это проявление рассеянности. Причины рассеянности могут быть самые разнообразные. Родителям важно знать их, чтобы вовремя предотвратить рассеянность, а если она возникла - не дать ей возможности укрепиться, бороться с ней. От ребёнка не следует требовать, ожидать слишком длительной и стойкой сосредоточенности. Отсутствие её даже у старших дошкольников - явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в лёгкие. В этих случаях родителям нужно обратиться с ребёнком к врачу: его советы, вмешательство могут значительно повысить, возвратить ребёнку его работоспособность. Одной из частых причин рассеянности является быстро возникающее утомление при выполнении ребёнком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения.

Причиной рассеянности дошкольника может явиться и перегрузка мозга большим количеством впечатлений, ещё недостаточно гибкое, переключаемое его внимание. Так, изобилие ярких переживаний ребёнка в воскресные дни (новогоднее представление, театральный спектакль, гости, остросюжетные фильмы по телевизору и т.п.) не дают ему возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой взрослыми в понедельник. Разбросанность интересов (которой способствуют порой и сами родители) также может привести к рассеянности. Трудно сохранить сосредоточенность ребёнку, которого родители, бабушка или дедушка помимо детского сада водят ещё и в секцию фигурного катания, и на гимнастику, и в музыкальную школу, и в шахматную секцию... Неправильное воспитание в семье - отсутствие режима в занятиях, развлечениях, отдыхе, освобождение ребёнка от всех обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей - также может быть причиной рассеянности. В ней повинны родители и в том случае, когда, организуя дома занятия (например, по обучению грамоте, математике), проводят их неинтересно, неувлекательно - ребёнку становится скучно, и он стремится искать увлекательные занятия на стороне.

Для поддержания и развития внимания ребёнка необходима чёткая организация его жизни в семье, учитывающая возможности возраста, широкое использование специальных игр и игрушек, применение заданий дидактического характера и т.д.

Память

Память ребёнка (запоминание, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение того, что было) в раннем возрасте носит преимущественно непроизвольный, непреднамеренный характер и на начальном этапе включена в процессы ощущения и восприятия (или тесно связана с ними). Качество непроизвольного запоминания в большой степени зависит от самого материала (легче запоминается ребёнком наглядное, конкретное, близкое его жизненному опыту). Очень важно и то, насколько активно ребёнок действует с этим материалом. Он лучше запоминает предметы (игрушки, картинки), если ему предлагается их ощупать, поиграть с ними, разложить по определённым местам. Большое значение при этом имеет речь, которая существенно изменяет восприятие и запоминание.

Память ребёнка избирательна. Ребёнок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти. Однако наиболее развита в этом возрасте двигательная, образная, эмоциональная память, слабее - словесная. Уже в дошкольные годы совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному. Дети гораздо лучше запоминают то, что необходимо им в трудовом процессе, игре; значительно труднее для них произвольное запоминание, не связанное с важным для них мотивом.

Для запоминания материала ребёнок использует различные способы. Механическое запоминание основано на многократном повторении. Ребёнок при этом не стремится понять запоминаемый материал, а опирается лишь на внешние связи между объектами. Не следует удивляться, что дошкольник легко запоминает считалки, стихи, малопонятные, бессмысленные тексты. Дошкольнику свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь на основе «ассоциации». Однако практика и экспериментальные исследования показывают, что детям дошкольного возраста доступны и элементы логического запоминания. Они возникают при запоминании ребёнком понятного им содержания; нередко они обнаруживаются в пересказах знакомых сказок, рассказов (малознакомые слова заменяют более знакомыми: «богатырь» - «Герой Советского Союза»)

Воспитание логической памяти ребёнка предполагает, прежде всего, развитие его мыслительной деятельности - формирование умения анализировать, выделять в предметах определённые свойства, сравнивать их, классифицировать предметы и явления на основе произведённого обобщения и т.д. Смысловая обработка материала положительно сказывается на продуктивности запоминания. Ребёнка целесообразно одновременно обучать различным приёмам логического запоминания. Развивая память ребёнка, мы способствуем и подготовке его к обучению в школе. Воображение. Никакой вид человеческой деятельности не может обойтись без воображения. Эта особая форма отражения человеком действительности заключается в создании новых образов на основе имеющихся, ранее возникших.

Воображение

Зачатки воображения можно наблюдать уже в конце раннего возраста: ребёнок начинает дополнять, замещать реальные предметы воображаемыми действиями. Однако воображение преддошкольника ещё слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникает без сознательно поставленной цели. Значительные изменения в развитии воображения происходят в дошкольном возрасте. Наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый его тип - произвольное воображение, что связано с возникновением новых, более сложных видов деятельности у ребёнка, с изменением содержания и форм его общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми.

Важную роль в развитии воображения играет внешняя опора. На первых этапах своего зарождения воображение практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребёнка в ролевой игре определяется характером игрушек, атрибутов. В какие образы воплотится ваш ребёнок, во многом зависит от того, какие игрушки вы ему купили. Вот в руках у него игрушечный руль - и малыш становится шофёром; надел сделанную из бумаги матросскую бескозырку - и он уже моряк; взял в руки трубочку - и он теперь врач, выслушивающий больного. У старших дошкольников воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко развёртывается игра у старших дошкольников, когда для этого они могут использовать природный материал (шишки, камешки, листья, палки, дощечки).

Воображение ребёнка имеет ряд особенностей. Особая яркость, наглядность, подвижность, изменчивость, эмоциональность отличают образы его воображения. Дети стремятся к эмоционально насыщенным ролям. И не удивляйтесь, когда, играя в гараж, ваш сын, например, берёт на себя роль шофёра, а не начальника гаража, стремится к привлекательным, эмоционально насыщенным ролям. Дошкольный возраст - период, благоприятный для развития творческого воображения. И многое для формирования этого важного психического процесса, лежащего в основе творчества, может сделать семья. Известно, что воображение только тогда проявляется и формируется, когда ребёнок играет, рисует, поёт, конструирует, лепит, танцует, когда он занят деятельностью. Важно создать в семье благоприятные условия для разных видов деятельности, не забывая, конечно, о том, что особое значение для развития воображения (как и для многих других психических процессов) имеет игра. Очень хорошо, если у ребёнка есть игровой уголок, где размещены наряду с купленными в магазине игрушками бросовый и природный материал, из которого он мог бы сам приготовить недостающие ему атрибуты. И, конечно, надо проявлять интерес к самой деятельности ребёнка - помогать её организовать, направлять в желаемое русло.

Разнообразны частные приёмы развития воображения. Многие из них могут заимствовать родители из работ педагогов, психологов, писателей.

Дошкольников можно включать и в совместный творческий поиск (папа вместе с сыном придумывают и мастерят поделку к 8 Марта; брат и сестра готовят совместно новогодний сюрприз, сочиняют сказку, создают аппликацию...). Родители должны стремиться к созданию при этом атмосферы сотворчества. Установлено, что социальная среда, отношение к ребёнку со стороны взрослых в семье являются важными факторами в развитии творческого воображения.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, высшая ступень человеческого познания. В дошкольные годы значительно расширяется кругозор ребёнка, увеличивается объём усваиваемой им информации. Однако глубокие изменения в мышлении ребёнка не ограничиваются изменением его содержания; дошкольник начинает иначе относиться к интеллектуальной задаче, у него появляются новые формы мышления.

Развитие детского мышления, интеллектуальная жизнь ребёнка, конечно же, начинаются не с решения теоретических проблем. В раннем и младшем дошкольном возрасте мышление вплетено в практическую, игровую деятельность ребёнка. С её помощью он познаёт окружающую действительность, образует простейшие обобщения. Генетически самой ранней формой мышления является наглядно-действенное мышление. Ребёнок разбирает и собирает пирамидку. Казалось бы, простое занятие. А ведь это начало действенного анализа и синтеза. Прыгает малыш, стремясь достать яркую игрушку на шкафу. «Ты лучше сядь и подумай, как достать»,- советует мать. «Не надо думать, надо доставать!»,- убеждённо отвечает тот.

Большое значение в развитии мышления в раннем возрасте имеет формирование у ребёнка первичных представлений о причинных связях. Немало затруднений встречает он в своей деятельности. Найти причину их («Почему не едет машина? Что поломалось?» и т.д.) вначале помогают взрослые, вопросы которых руководят поисковой деятельностью ребёнка. Вскоре на основе этого ребёнок приобретает умение самостоятельно ставить вопрос, вести поиск.

Постепенно под влиянием усложнения практической деятельности и развития речи у ребёнка возникает образное и словесно-логическое мышление. Дадим 2-летнему малышу доску с 3 вырезами - круглым, квадратным, треугольным и 3 фигуры соответствующей формы, входящие в эти вырезы. Предложим ему вставить фигуры в вырезы. Как же он решает эту задачу? Вначале берёт любую из предложенных фигур и пытается втиснуть в любой вырез - после проб и ошибок задача решается им практическим путём с помощью наглядно-действенного мышления. В 3-летнем возрасте эту задачу дети решают иначе: вначале осматривают отверстия и соответствующие им фигуры, а затем сразу правильно их размещают. Те пробы, промеривания, которые 2-летний ребёнок выполнял в действии, младший дошкольник производит в уме, но примеривается уже не сама фигура, а тот образ, который сложился при её восприятии. Здесь задача решена уже с помощью образного мышления. Старшие дошкольники такие задачи могут решать в словесном плане: они могут сказать, в какой вырез войдёт та или иная фигура.

Однако именно образное мышление является специфичным для дошкольника. Когда ребёнок оказывается способным решать задачи с косвенным результатом, у него складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое. При этом сохраняются не образы отдельных предметов и их свойств, а связи и отношения между предметами и свойствами (примером тому может служить схематизм детского рисунка). Родители будут способствовать развитию образного мышления ребёнка, активно включая его в игровую, художественную, конструктивную деятельность.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие о предметах и явлениях действительности у ребёнка становится глубже, обобщённее, в них включаются всё более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений. Поэтому так велика в их формировании роль правильно организованного родителями опыта ребёнка, их умения руководить наблюдениями малыша.

Мышление ребёнка проявляется и в его суждениях и в умозаключениях. Ошибочно было бы полностью приравнивать суждения и умозаключения дошкольника к тем формам рассуждений, которыми пользуется взрослый в научном познании. Многие его суждения и умозаключения своеобразны (Маша пишет письмо и улыбается. Серёжа подходит к ней и понимающе спрашивает: «Ты пишешь про варенье?; «Собака никогда, никогда не устаёт, потому что у неё четыре ноги!»).

Ребёнок чаще всего правильно ищет действительно существующие связи, пытается объяснить наблюдаемое, но сделать истинный вывод ему мешает ограниченность опыта и неумение верно анализировать явления, особенно если они незнакомы и сложны.

Выражением умственной активности детей являются их вопросы. Они охватывают самые разнообразные стороны жизни, области знаний. Если в младшем дошкольном возрасте детские вопросы вызваны чаще всего любопытством, то в среднем и старшем естественно ожидать вопросы ребёнка, вызванные любознательностью, стремлением убедиться в истине. Разнообразны мотивы, лежащие в основе задаваемого вопроса.

Выделяют вопросы, мотивом которых является стремление ребёнка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной активной деятельности («Это корова?», «Это ручей?»). Вопросы этой группы чаще всего можно услышать от самых маленьких. Не оставьте без внимания обращение малыша. Именно вашего внимания сейчас ждёт он, а не подробных обстоятельных ответов. Ответы на такие вопросы могут быть краткими, главное - ваше участие, интерес к нему. Среди детских вопросов встречаются и вопросы, мотивом которых является стремление к эмоциональному сопереживанию («Мама, а когда ты спать ляжешь?»)

Вопросы этой группы, продиктованные желанием установить интимное, сердечное общение, передать взрослому своё переживание, наблюдаются у всех детей и требуют особого внимания, чуткости, умения родителей проникнуть в психологический подтекст ребёнка.

Большая группа детских вопросов вызвана стремлением к познанию окружающего мира. Здесь вопросы, связанные с овладением правилами и нормами поведения («Где взять бумагу и карандаши?», «Что теперь делать?»), и вопросы познавательные в собственном смысле слова ( «Откуда звёзды?», «Как я родилась, я знаю. А вот откуда вы с папой выродились?»). Эти вопросы, познавательные в собственном смысле слова, особенно часты в среднем и старшем дошкольном возрасте. Они являются показателем познавательной активности ребёнка, так необходимой ему не только сейчас, но и в дальнейшем - в школе, в творческой деятельности.

Развитию мышления дошкольника могут способствовать все доступные ему виды деятельности. Важно правильно организовать их в семье, использовать в работе с детьми развивающие их методы и приёмы, стимулировать детское мышление.

 



2019-11-21 160 Обсуждений (0)
Художественное восприятие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественное восприятие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)