Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа над понятиями и терминами в ходе подготовки к ГИА.



2019-11-21 418 Обсуждений (0)
Работа над понятиями и терминами в ходе подготовки к ГИА. 0.00 из 5.00 0 оценок




В подготовке выпускников к экзамену наиважнейшей должна быть работа над обществоведческими понятиями. Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет позволяет говорить, что успешность выполнения работы старшеклассниками напрямую зависит от понимания ими родовых и видовых признаков социальных объектов.

Напомним, что родовые признаки -  это обобщающие характеристики, показывающие принадлежность к роду. Например, монархия - форма правления, следовательно, форма правления - родовой признак. Родовой признак республики – форма правления, родовой признак личности – человек, как и родовой признак индивида и индивидуальности. А те признаки, которые конкретизируют каждое понятие, выделяя его из рода, это – видовые признаки. Аналогично видовыми признаками монархии является формирование власти путем наследования, а республики – выборами. В работе с этой группой учитель предлагает учащимся выполнять следующие задания: соотнести понятия из одного списка с родовыми признаками из другого списка. Например:

понятие Родовые признаки
монархия психический процесс
личность часть материального мира
налоги форма правления
мировоззрение платежи
мышление человек
общество система знаний

Для отработки понятий и понимания родовых и видовых признаков полезно применять на уроках задания такого порядка: перечислить термины и определить из этого же ряда термин, их обобщающий. Можно не указывать в задании обобщающий термин, а учащиеся должны самостоятельно вспомнить его. 

Еще одним приемом формирования понимания видовых признаков является работа над описанием и характеристикой явлений, фактов, событий. Практика показывает, что старшеклассники часто не делают различия между описанием и характеристикой социальных объектов. Учителю важно добиться понимания этого различия. Ниже приведены примеры работы над понятиями, которые включают в себя как описание обществоведческих понятий, так и их характеристику.

Пример 1. Учащимся предлагается описать какое-либо понятие, допустим, глобализацию. На доске рекомендуется фиксировать все признаки, которыми старшеклассники наделяют это явление (главное, чтобы они были сформулированы корректно, без ошибок). А потом предложить выделить из списка те признаки, которые в науке считаются существенными, отличающими процесс глобализации, например, от процессов модернизации, вестернизации или любого другого исторического процесса. Учитель отмечает, что характеристика подразумевает фиксацию тех существенных признаков, которые характерны только для данного явления (в нашем случае – «глобализации»). Можно предложить задание на определение понятия «глобализация» и «исторический процесс». Что  является более общим? Отсюда делаем вывод: понятие «исторический процесс» является родовым признаком для понятия «глобализация», а видовыми признаками глобализации являются характерологические черты этого процесса такие, как экономическая интеграция, унификация жизни, международное разделение труда, появление массовой культуры и т.д. Эта работа поможет школьникам выполнить задания 22 и 25, в которых необходимо дать определение обществоведческому термину. Эксперты при проверке 25 задания ищут в детских ответах как минимум два признака понятия. И если выпускник назовет один родовой и один-два видовых признаков, то задание считается выполненным.

Пример 2: Работая над характерологическими признаками понятия, явления, факта, учитель может предложить охарактеризовать их по предложенному им самим плану. Например, дается задание 1) назвать признаки глобализации в экономике; 2) признаки глобализации политической жизни; 3) признаки глобализации духовной жизни; 4) глобальные проблемы и т.д. Возможно, для первой группы старшеклассников такие задания будут вполне уместны. В более подготовленной группе учащимся можно предлагать самостоятельно или в группе (в зависимости от уровня подготовки старшеклассников) определять критерии, по которым будет даваться характеристика того или иного явления (процесса). Возможно обсуждение в классе правомерности внесения в число критериев каких-то позиций.

Пример 3: Выпускникам можно предложить следующее задание: объяснить значение понятий, которые произносятся одинаково, но имеют разный смысл в зависимости от контекста. Например,

Политическая партия – шахматная партия;

Мотив деятельности – музыкальный мотив;

Социальный институт – педагогический институт;

Источник права – источник воды.

Выполняя это задание, ученики, прежде всего,  обращают внимание на родовые признаки этих понятий. Например, политическая партия – социальный институт, а шахматная партия – интеллектуальная игра. Дальше можно предложить назвать видовые признаки этих понятий. Таким образом, учитель понуждает детей не заучивать определения, а составлять собственные, лучше понимать определения, которые даются в словарях и учебнике. Выполнение такого задания может быть и в виде игры, в ходе которой две группы школьников поочередно называют видовые признаки политической партии и шахматной партии. Кто больше назовет таких признаков, тот и выиграл.

Пример 4: Школьникам предлагается добавить в таблицу недостающие части

  Родовые признаки Видовые признаки
  опосредованное и обобщённое отражение действительности  
деятельность   сознательная, орудийная, результативная….
человек    

Если ученик находится на начальном этапе знакомства с термином, ему можно предложить набор словосочетаний для вставок, если работа над понятиями находится на завершающем этапе, то предлагать набор подсказок нецелесообразно.

Слова и словосочетания: деятельность, суждения, вид активности, умозаключения, биосоциальное существо, язык, понятия, познание, мышление.

Пример 5. Работая над понятиями, целесообразно применять прием маркеров. Маркер это сущностный, родовой смысл понятий. Слово-маркер – главное смысловое слово.

Понятие Маркер
Индивидуальность Своеобразие
индивид Типичное. Общее
суверенитет независимость

Многие учителя при работе над понятиями используют прием подчеркивания. В готовом определении учащимся предлагается подчеркнуть самые главные характеристики понятия.

Например, в определении «Право – система обязательных норм поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения» школьники подчеркнут слова и словосочетания: «обязательных», «норм», «принятых государством», «государственного принуждения». Таким образом в сознании подростка останутся существенные признаки права, оперируя которыми, он сможет составить определение на экзамене. Такую работу можно дополнить другими заданиями. Например, представить данное определение в четырех предложениях, поставить вопросы к определению и т.д.

Необходимо обратить внимание на умение выпускников классифицировать объекты, выделять в ряду однородной социальной информации лишние звенья.

Для отработки этих навыков полезно при подготовке к экзаменам выполнять следующие упражнения:

Пример 1. Вам предлагаются несколько терминов: либерализм, политическая партия, гражданское общество, единая идеология, политическая сфера.

Задание: Расположите данные понятия в логической последовательности: общее – менее общее – частное.

 

Пример 2. Предлагаются ряд понятий. Сгруппируйте их в 2 или 3 группы. Принцип классификации предложите сами. (Для старшеклассников первой группы критерии может предложить учитель, а еще полезнее, одноклассники, уже освоившие такой вид работы)

 

Свобода мысли и слова, п раво на защиту от безработицы, право на неприкосновенность жилища, право на охрану государством достоинства личности, право на благоприятную окружающую среду, право на  информацию,право на образование, право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров, право на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на создание общественных объединений, право на неприкосновенность личности, свобода собраний, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на защиту материнства, детства и семьи, право пользоваться родным языком, право участвовать в управлении государством, право на свободу передвижения, право на жизнь, право на труд право на жилище.

Подобные задания можно делать по темам «Полномочия органов государственной власти в РФ», «Налоги», «Экономическая политика государства», «Функции субъектов экономической деятельности», «Национальность, нация, народ» и т.д.

Пример 3.

Составьте «морфологический ящик», дополнив пропущенные клетки. Для более подготовленных учеников нет необходимости озаглавливать эту таблицу. Для тех же, кто испытывает трудности в предмете, стоит озаглавить эту таблицу.

 

Обобщающее понятие   Способы формирования государственных органов   Господствующая идеология
    Создается иллюзия выборов. Власть принадлежит закрытой группе   Одна идеология
  Общественная жизнь находится под полным контролем государства, который распространяется даже на личную жизнь      
    Свободные, равные, тайные, гласные выборы многопартийность  

 

 

В данном задании более подготовленные учащиеся должны не только обобщить видовые понятия демократии, тоталитаризма и авторитаризма, но и, в свою очередь, объединить их в понятие «политический режим».

 

Пример 4. Из предложенных терминов составьте пирамиды. Какой термин будет находиться на вершине пирамиды? Почему?

1 группа терминов: эмпирические, описание, сравнение, формализация, анализ, наблюдение, синтез, теоретические, абстрагирование, измерение.

В результате должна получиться такая пирамида:

                            Научные методы

                                  познания

   Эмпирические                            теоретические



2019-11-21 418 Обсуждений (0)
Работа над понятиями и терминами в ходе подготовки к ГИА. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа над понятиями и терминами в ходе подготовки к ГИА.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (418)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)