Структурные компоненты культуры
Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она также в виде организованной системы поведения. Составные части культуры включают различные элементы. 1. Язык – знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру. Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры. 2. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества (социальной группой) убеждения относительно целей, к которым следует стремиться, основных средств их достижения. Ценность – свойство общественного предмета удовлетворять определённые потребности человека, социальной группы, общества. Социальная ценность – компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном и общественном сознании. Виды ценностей: 1) терминальные (ценности цели); 2) инструментальные (ценности средства). Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят: 1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни; 2) универсальные ценности: · витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование и др.); · общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.); · межличностного общения (честность, сострадание и др.); · демократические (свобода слова, суверенитет и др.). 3) партикулярные ценности (частные): · привязанность к малой родине, семье; · фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму). В настоящее время происходит серьёзная ломка, трансформация системы ценностей. Принимаемые личностью социальные ценности представляют собой ценностную ориентацию. Ценностная ориентация – осознание человеком всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых. 3. Нормы допустимых действий (социальные нормы). Социальные нормы – правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций. Различают следующие виды норм: 1) формализованные правила (официальные записи); 2) правила морали, связанные с представлениями людей; 3) образцы поведения (мода) Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости. Совокупность социальных норм, регулирующих общественную жизнь, называется нормативной системой. Основными элементами нормативной системы являются: · обряды – совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. · обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, стереотипные способы поведения, которые воспроизводится в определенных общностях и социальных группах и закреплены коллективными привычками (гостеприимство, уважение к старшим, праздники). Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай – неписаные правила поведения. К нарушителям обычаев применяют неформальные санкции (неодобрение, порицание, изоляция). · традиции – механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определённых культурных норм, ценностей, способов поведения, которые принимаются людьми в силу их полезности в прошлом. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. Преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни; · нравы (нравственные нормы) – система взглядов о правильном и неправильном поведении, основанная на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о дозволенном и недозволенном. В каждом обществе существуют свои нравственные нормы. Однако во всех случаях за нарушение нравственных устоев полагается более суровое наказание, чем за нарушение обычаев. Особой нормой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на что-либо. Широко распространённые в традиционных обществах, табу существуют и в наше время (кровосмешение, каннибализм и др.); · закон – нормативный акт, принятый в особом порядке государством, которым устанавливаются правовые нормы, регулирующие поведение людей. Правовая норма – стандартизированная норма поведения, требующая неукоснительного выполнения. С помощью законов общество стремится защитить наиболее значимые ценности (человеческая жизнь, государственная тайна, собственность, права и достоинства человека). В качестве дополнительных элементов нормативной системы рассматриваются манеры, этикет, кодекс. 4. Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру: – определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения; – знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: – когда знания противоречат тенденциям развития человека; – когда знания опережают реальную действительность и т. д. 5. Идеология. В качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором – с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне. Идеология предстает как сложное и многоярусное образование: – идеология всего человечества; – идеология конкретного общества; – идеология класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой – позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества. Представители разных культур испытывают трудности в налаживании социальных коммуникаций, как правило, в следующих сферах: 1) владение иностранным языком, правильное употребление правил вежливости; 2) знание особенностей различных видов социальных отношений (в национально-этнических общностях, внутри групповой субкультуры и др.); 3) правила поведения в местах общественного пользования (ресторан, театр, стадион и т.д.); 4) использование языка невербального поведения (принятого в конкретной стране «персонального пространства», адекватной мимики, жестикуляции и т.д.) Таким образом, способы и формы общения между членами различных социальных групп и общностей зависят от тех культурных норм, обычаев и традиций, которые предписывают порядок, правила, механизмы поведения, общения и обращения участников социальной коммуникации.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |