Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как хорошо ты, о море ночное,-



2019-11-22 298 Обсуждений (0)
Как хорошо ты, о море ночное,- 0.00 из 5.00 0 оценок




Федор Иванович Тютчев (1803-1873) – поэт, философ, певец русской природы.

Отношение к Тютчеву – показатель вкуса

читателя.                И.С. Тургенев

Произведения для чтения и анализа:

  1. «Силентиум» (“Silentium”).
  2. «Природа – сфинкс».
  3. Весенние воды».
  4. «Я встретил Вас…».
  5. «Как хорошо ты, о море ночное…».
  1. «О, как убийственно мы любим…».
  2. «Последняя любовь» (1854).
  3. «Море и утес» (1848).
9. «29 января 1837г.».

Основные события жизни:

Дата События Характер, мировоззрение Творчество
26.11.1803 Родился в дворянской семье, в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Любовь и Восхищение Природой.  
С 1812 г. Домашнее образование, семейный учитель и Воспитатель Семен Раич. Любовь к Литературе, языкам, Способный, но ленивый. Первые Литературные Опыты.
1819 Московский Университет, словесное отделение Увлекается философией Паскаля (пантеизм) Стихи о человеке («мыслящий тростник»)и природе
1822 Петербург. Дипломатическая служба в государственной коллегии иностранных дел. Мюнхен. Жизнь за границей (более 20 лет). Считали его беспечным, скромным, замкнутым.  
1826-1838

Первый брак (Элеонора Петерсон (1799-1838 гг.), трагическая смерть жены в результате шока, пережитого при пожаре на пароходе).

Сотрудничество с журналом «Современник» (30-е гг.) 1836 «Стихи, присланные из Берлина»
1839

Второй брак (Эрнестина Дернберг (1810-1894))

 
1844 Возвращение в Россию, служба в Министерстве иностранных дел (цензором).   1854 – первый сборник стихотворений
1845   1850

Знакомство с Еленой Александровной Денисьевой (1826-1864).

Уход из семьи.

Любовная лирика
1858

Комитет по цензуре, помощь начинающим поэтам.

 
1864-1873 Снижение творческой активности, годы философских размышлений и потерь (1865 г. смерть двоих сыновей, брата, матери, 1872 – смерть дочери).   Философская и политическая лирика, стихи о плачевной жизни народа.
15.07.1873 Умер в Петербурге после тяжелой болезни (инсульта).   402 стихотворения напечатаны

Философская основа и особенности лирики.

1) писал исключительно для себя, не считал творчество профессией, а результатом вдохновения;

2) создавал небольшие по объему, но содержательные по сути произведения;

3) основные темы творчества: любовь, жизнь человека, природа, судьба народа, Россия и история;

4) философия Паскаля (человек есть тростник на ветру, слабейшее из творений природы, но «тростник мыслящий»; человек – часть природы; природа бесконечна, а человек смертен и слаб, но все же пытается познать ее и бороться). Задача поэта – прочтение загадочной книги природы.

5) изображение природы (природа одухотворена, очеловечена, катастрофична по сути, состояние природы проецируется на состояние человека; поэт не просто любуется природой, а размышляет о загадке мироздания, о вечном).

Стихотворение «Природа – сфинкс» (1869): вечная загадка для человека, пугает и манит его. Природа всегда изображается в движении, в смене явлений («Весенняя гроза»). В природе, как и в жизни все взаимосвязано (смерть и рождение, стихия и покой). Космизм и романтическое двоемирие.

Философская лирика (романтизм):

Смотри, как на речном просторе

По склону вновь оживших вод

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед всплывает.

 

На солнце ль радужно блистая,

Иль ночью в поздней темноте,

Но все, неизбежимо тая,

Они плывут к одной мете (цели).

О, нашей жизни обольщенье,

Ты, человеческое Я,

Не таково ль твое значенье,

Не такова ль судьба твоя?

 Человек и природа = капля и океан – аллегория.

Любовная лирика (романтична и психологична):

«Я встретил Вас…» (1870) посвящено юности Амалии Лерхенфельд, образ которой Тютчев пронес в душе всю жизнь. Их последняя встреча произошла незадолго до смерти поэта, она приехала к парализованному Тютчеву, чтобы проститься с ним.

                                                             

Стихи, посвященные Эрнестине Дернберг (после ухода из семьи):

Она  сидела на полу и груду писем разбирала,

И, как остывшую золу, брала их в руки бросала.

Брала знакомые листы и чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты на ими брошенное тело.

О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут, любви и радости убитой!

Стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени,-

И страшно грустно было мне, как от присущей милой тени. (1858 г.)

 

«Денисьевский цикл» - стихи, посвященные Елене Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь» (1854) и др.) – наполнены страстью и горечью одновременно, т.к. любовь, роковая страсть, приводит к трагедиии страданиям (автобиографизм): любовь не принесла счастья, т.к. люди слишком сильно зависят от общественного мнения.

Последняя любовь.

О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день, продлись, продлись, очарованье!

Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…

О, ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. (1854)

 


«О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!» (1851)

 

«Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому не удавалось!

О Господи!...и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…»

(1864г(после смерти Денисьевой).


Политическая лирика:

«Море и утес» (1848) – символическое стихотворение, где в образе моря показана революционная стихия, а в образе утеса – Россия, которая может устоять перед потерей духовности, которая произошла после Французской революции 1848 года.

«14 декабря 1825 г.» (1846) – посвящено восстанию декабристов, которое Тютчев считал безрассудством.

«Эти бедные селенья» (1855) – нищая деревенская Россия, против крепостного права и т.п.

«29 января 1837 г.»  - стихотворение, посвященное памяти Пушкина, с презрением говорит о виновниках и с восторгом о Пушкине: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!».


ВЕСЕННИЕ ВОДЫ

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

 

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

 

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

 

SILENTIUM!*

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими – и молчи.

 

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.

 

Лишь жить в себе самой умей –

Есть целый мир в душе твой

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью – и молчи!..

_____________________

* Молчание! (лат.)

 

***

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

***

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

 

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

 

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

 

МОРЕ И УТЕС

И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила –

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?

 

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,-

Но, спокойный и надменный,

Дурью вол не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

 

И, озлобленные боем,

Как на приступ роковой,

Снова волны лезут с воем

На гранит громадный твой.

Но, о камень неизменный

Бурный натиск проломив,

Вал отбрызнул сокрушенный,

И клубится мутной пеной

Обессиленный порыв…

 

Стой же ты, утес могучий!

Обожди лишь час-другой –

Надоест волне гремучей

Воевать с твоей пятой…

Утомясь потехой злою,

Присмиреет вновь она –

И без вою, и без бою

Под гигантскою пятою

Вновь уляжется волна.




2019-11-22 298 Обсуждений (0)
Как хорошо ты, о море ночное,- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как хорошо ты, о море ночное,-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)