Как хорошо ты, о море ночное,-
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) – поэт, философ, певец русской природы. Отношение к Тютчеву – показатель вкуса читателя. И.С. Тургенев Произведения для чтения и анализа:
Основные события жизни:
Философская основа и особенности лирики. 1) писал исключительно для себя, не считал творчество профессией, а результатом вдохновения; 2) создавал небольшие по объему, но содержательные по сути произведения; 3) основные темы творчества: любовь, жизнь человека, природа, судьба народа, Россия и история; 4) философия Паскаля (человек есть тростник на ветру, слабейшее из творений природы, но «тростник мыслящий»; человек – часть природы; природа бесконечна, а человек смертен и слаб, но все же пытается познать ее и бороться). Задача поэта – прочтение загадочной книги природы. 5) изображение природы (природа одухотворена, очеловечена, катастрофична по сути, состояние природы проецируется на состояние человека; поэт не просто любуется природой, а размышляет о загадке мироздания, о вечном). Стихотворение «Природа – сфинкс» (1869): вечная загадка для человека, пугает и манит его. Природа всегда изображается в движении, в смене явлений («Весенняя гроза»). В природе, как и в жизни все взаимосвязано (смерть и рождение, стихия и покой). Космизм и романтическое двоемирие. Философская лирика (романтизм): Смотри, как на речном просторе По склону вновь оживших вод Во всеобъемлющее море За льдиной льдина вслед всплывает.
На солнце ль радужно блистая, Иль ночью в поздней темноте, Но все, неизбежимо тая, Они плывут к одной мете (цели). О, нашей жизни обольщенье, Ты, человеческое Я, Не таково ль твое значенье, Не такова ль судьба твоя? Человек и природа = капля и океан – аллегория. Любовная лирика (романтична и психологична): «Я встретил Вас…» (1870) посвящено юности Амалии Лерхенфельд, образ которой Тютчев пронес в душе всю жизнь. Их последняя встреча произошла незадолго до смерти поэта, она приехала к парализованному Тютчеву, чтобы проститься с ним.
Стихи, посвященные Эрнестине Дернберг (после ухода из семьи): Она сидела на полу и груду писем разбирала, И, как остывшую золу, брала их в руки бросала. Брала знакомые листы и чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты на ими брошенное тело. О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, любви и радости убитой! Стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени,- И страшно грустно было мне, как от присущей милой тени. (1858 г.)
«Денисьевский цикл» - стихи, посвященные Елене Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь» (1854) и др.) – наполнены страстью и горечью одновременно, т.к. любовь, роковая страсть, приводит к трагедиии страданиям (автобиографизм): любовь не принесла счастья, т.к. люди слишком сильно зависят от общественного мнения. Последняя любовь. О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней! Полнеба охватила тень, лишь там, на западе, бродит сиянье,- Помедли, помедли, вечерний день, продлись, продлись, очарованье! Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность… О, ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. (1854)
«О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!» (1851)
«Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому не удавалось! О Господи!...и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…» (1864г(после смерти Денисьевой). Политическая лирика: «Море и утес» (1848) – символическое стихотворение, где в образе моря показана революционная стихия, а в образе утеса – Россия, которая может устоять перед потерей духовности, которая произошла после Французской революции 1848 года. «14 декабря 1825 г.» (1846) – посвящено восстанию декабристов, которое Тютчев считал безрассудством. «Эти бедные селенья» (1855) – нищая деревенская Россия, против крепостного права и т.п. «29 января 1837 г.» - стихотворение, посвященное памяти Пушкина, с презрением говорит о виновниках и с восторгом о Пушкине: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!». ВЕСЕННИЕ ВОДЫ Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..»
SILENTIUM!* Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самой умей – Есть целый мир в душе твой Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью – и молчи!.. _____________________ * Молчание! (лат.)
*** Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. *** Как хорошо ты, о море ночное,- Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно…
На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звёзды глядят с высоты.
МОРЕ И УТЕС И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет, и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот… Ад ли, адская ли сила Под клокочущим котлом Огнь геенский разложила – И пучину взворотила И поставила вверх дном?
Волн неистовых прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой,- Но, спокойный и надменный, Дурью вол не обуян, Неподвижный, неизменный, Мирозданью современный, Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем, Как на приступ роковой, Снова волны лезут с воем На гранит громадный твой. Но, о камень неизменный Бурный натиск проломив, Вал отбрызнул сокрушенный, И клубится мутной пеной Обессиленный порыв…
Стой же ты, утес могучий! Обожди лишь час-другой – Надоест волне гремучей Воевать с твоей пятой… Утомясь потехой злою, Присмиреет вновь она – И без вою, и без бою Под гигантскою пятою Вновь уляжется волна.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |