Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тесты на выявление способностей к творчеству



2019-11-22 382 Обсуждений (0)
Тесты на выявление способностей к творчеству 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Тесты на выявление способностей к творчеству……………………….……3

 

2. Батарея тестов "Творческое мышление"……………………………….……..5

 

3. Особенности тестов Е.Е. Туник…………………………………………..….10

 

Литература……………………………………………………………………….11

 

 

Тесты на выявление способностей к творчеству

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в
современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и
развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к
нестандартному разрешению проблем. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого педагога [1].

На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, всё больше и больше признается также и основой научных достижений.

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы [1].

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

· Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.

· Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.

· Уникальность ответов.

Показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Гилфорда, а именно:

1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;

2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов;

3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа;

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются веселыми занятиями. Часто занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Целью данной работы являлось рассмотрение  методик Е.Е. Туник о по изучению развития творческого мышления.

 

 

2. Батарея тестов "Творческое мышление"

Данная батарея тестов была предложена Е.Е. Туник. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов — 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация — Слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — Выражение — предназначена для 9 — 15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления [2] ).

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: Результаты выполнения теста оцениваются в баллах.

Имеются три показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

3) Оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов.

Субтест 2. Заключения [2] .

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:

Имеются два показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только один раз ( на выборке — 30—40 человек).

Следует обратить внимание на исключение неуместных ( неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова [2] .

Модификация для детей 5-8 лет.

Субтест проводится индивидуально.

Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог — "По", например "Полка". ( 2 минуты).

2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются на слог "Ка", например "Сумка". (2 минуты).

Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

Имеются два показателя:

1) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова — в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек — k. 1 оригинальное определение — 5 баллов.

Субтест 4. Словесная ассоциация [2] .

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова — книга. Например — красивая книга — какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость — суммарное число приведенных определений — n. 1 определение — 1 балл.

2) Гибкость — число приведенных классов — категорий ответов. 1 категория — 3 балла.

3) Оригинальность — число оригинальных определений — в нашем случае — k. Оригинальное определение — приведенное всего 1 раз на выборке из 30—40 человек. 1 оригинальное определение — 5 баллов.

Субтест 5. Составление изображений [2] .

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция испытуемому: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Время выполнения всех рисунков — 1 = 8 минут.

Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — Гибкость. В данном показателе учитываются: n1 — число изображенных элементов (деталей), 1 деталь — 0.1 балла; n2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных, а, b, с, d), 1 класс фигур — 1 балл; n2 — изменяется от 0 до 4; n3 — число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0.1 балла.

2) Оригинальность. k1 — число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент — 3 балла.

Субтест 6. Эскизы [2].

Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания — 10 минут. Оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок — 1 балл

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

3)Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок — 5 баллов.

При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма [2] .

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.

Инструкция испытуемому: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста = 3 минуты. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов — n. 1 ответ — 1 балл.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов

С помощью батареи тестов творческого мышления (состоящая из семи субтестов) можно  изучать:

— вербальное творческое мышление (4 субтеста) 1-4.

— образное творческое мышление (3 субтеста) 5-7.

Вышеописанные тесты проводятся в игровой манере, как веселые занятия, они могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развитиятворческого мышления у детей.

В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение ребят, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень хорошее выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: "Ну что ж, нормально". При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несовместимые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни [3].



2019-11-22 382 Обсуждений (0)
Тесты на выявление способностей к творчеству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тесты на выявление способностей к творчеству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)