Тесты на выявление способностей к творчеству
План 1. Тесты на выявление способностей к творчеству……………………….……3
2. Батарея тестов "Творческое мышление"……………………………….……..5
3. Особенности тестов Е.Е. Туник…………………………………………..….10
Литература……………………………………………………………………….11
Тесты на выявление способностей к творчеству Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, всё больше и больше признается также и основой научных достижений. Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы [1]. Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам: · Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени. · Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой. · Уникальность ответов. Показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Гилфорда, а именно: 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов; 2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов; 3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа; 4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются веселыми занятиями. Часто занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, испытуемым предлагается как можно больше разнообразных ответов на задания, проявлять свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. Целью данной работы являлось рассмотрение методик Е.Е. Туник о по изучению развития творческого мышления.
2. Батарея тестов "Творческое мышление" Данная батарея тестов была предложена Е.Е. Туник. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов — 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация — Слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — Выражение — предназначена для 9 — 15 лет. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления [2] ). Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления. Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. Оценивание: Результаты выполнения теста оцениваются в баллах. Имеются три показателя: 1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются. 2) Гибкость — число классов (категорий) ответов. 3) Оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объемом 30—40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов. Субтест 2. Заключения [2] . Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. Инструкция испытуемому: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения субтеста 3 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах: Имеются два показателя: 1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл. 2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только один раз ( на выборке — 30—40 человек). Следует обратить внимание на исключение неуместных ( неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче. Субтест 3. Слова [2] . Модификация для детей 5-8 лет. Субтест проводится индивидуально. Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог — "По", например "Полка". ( 2 минуты). 2 часть. Придумай слова, которые оканчиваются на слог "Ка", например "Сумка". (2 минуты). Время выполнения всего субтеста — 4 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя: 1) Беглость — общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл. Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова — в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог. 2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек — k. 1 оригинальное определение — 5 баллов. Субтест 4. Словесная ассоциация [2] . Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова — книга. Например — красивая книга — какая еще бывает книга? Время выполнения субтеста — 3 минуты. Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям: 1) Беглость — суммарное число приведенных определений — n. 1 определение — 1 балл. 2) Гибкость — число приведенных классов — категорий ответов. 1 категория — 3 балла. 3) Оригинальность — число оригинальных определений — в нашем случае — k. Оригинальное определение — приведенное всего 1 раз на выборке из 30—40 человек. 1 оригинальное определение — 5 баллов. Субтест 5. Составление изображений [2] . Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур. Инструкция испытуемому: Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. В первом квадрате нарисуйте лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок. Время выполнения всех рисунков — 1 = 8 минут. Оценивание: Оценивание производится по двум показателям. 1) Беглость — Гибкость. В данном показателе учитываются: n1 — число изображенных элементов (деталей), 1 деталь — 0.1 балла; n2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных, а, b, с, d), 1 класс фигур — 1 балл; n2 — изменяется от 0 до 4; n3 — число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0.1 балла. 2) Оригинальность. k1 — число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент — 3 балла. Субтест 6. Эскизы [2]. Задача: В квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения. Инструкция испытуемому: Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка. Время выполнения задания — 10 минут. Оценивание проводится по 3 показателям: 1) Беглость — число адекватных задаче рисунков. n — число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок — 1 балл 2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию. 3)Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 чел.) 1 оригинальный рисунок — 5 баллов. При подсчете баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия. В основном это относится к возрастной группе 5-7 лет. Субтест 7. Спрятанная форма [2] . Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении. Инструкция испытуемому: Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста = 3 минуты. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям: 1) Беглость — суммарное число ответов — n. 1 ответ — 1 балл. 2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ — 5 баллов С помощью батареи тестов творческого мышления (состоящая из семи субтестов) можно изучать: — вербальное творческое мышление (4 субтеста) 1-4. — образное творческое мышление (3 субтеста) 5-7. Вышеописанные тесты проводятся в игровой манере, как веселые занятия, они могут использоваться педагогами не только в качестве диагностических, но и для развитиятворческого мышления у детей. В процессе проведения аналогичных занятий допустимо только поощрение ребят, а при обсуждении результатов занятий приведение только самых лучших ответов с поощрением. Не очень хорошее выполнение тестов обсуждать не следует, а детям надо просто сказать: "Ну что ж, нормально". При обсуждении лучших ответов педагог пытается расширить мыслительные горизонты детей, умение посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умение увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что-то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несовместимые вещи, т.е. воспитывать творческий подход к жизни [3].
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |