Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура философского знания



2019-11-13 312 Обсуждений (0)
Структура философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.

Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – слово, учение, наука) – важнейший раздел философии, учение о сущем, учение о бытии. Онтология – это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и др. Подразделы онтологии: философия природы, философская антропология, социальная философия.

Философия природы, или натурфилософия (от лат. natura – природа) – древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.

Философская антропология (от греч. anthropos – человек) – философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

Социальная философия (от лат. socium – общество) – наука об основных законах существования общества. Выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия: «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.

2. Гносеология (от греч. gnosis – знание) – учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов познания существующего мира. В современной гносеологии выделяют ведущие отрасли: эпистемологию и науковедение.

Эпистемология – учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до ХХ в. изучались в рамках формальной логики.

Науковедение – дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. ХХв.

3. Логика (от греч. logos – слово, понятие, наука) – наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период. Основной раздел логики – формальная логика – учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель.

Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. К периферийным разделам относятся этика, эстетика, история философия.

4. Этика (от греч. ethos – обычай, характер) – учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Возникла в античный период как практическое направление о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, то есть является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

В рамках этики выделяют этологию – науку о нравственных нормах конкретных обществ и аксиологию (от греч. axia – ценность) – учение о ценностях человеческой жизни.

5. Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственность) – учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

6. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, то есть разделение на периоды, этапы, а также направления и школы.

 

Содержание индийских философских учений: санкхьи, чарвака-локаяты, вайшешики

Культура Древней Индии складывалась под влиянием пришедших в долину Инда во II тыс. до н. э. арийских племен, которые принесли сюда де­ление на замкнутые сословные группировки – варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и религию брахманизм (первоначально ведизм), а также священные книги Веды (Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа и Самаведа). Со­словно-кастовый социальный строй закреплялся в Ригведе как созданный одновременно с появлением человека из разных частей принесенного в жертву гиганта Пуруши.

При всем разнообразии взглядов в древней индийской философии слабо выражен личностный компонент. Поэтому принято рассматривать прежде всего наиболее известные школы (даршаны). Их можно разделить на ортодоксальные школы (астика) – санкхья и йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта, и неортодоксальные (настика) — буддизм, джайнизм и чарвака-локаята. Их отличие в основном связано с отношением к священному писанию брахманизма, а затем индуизма — Ведам (ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, неортодоксальные отрицали его).

Дуалистическая позиция в онтологии получила наиболее полное выражение в санкхье, самой древней из ортодоксальных индийских философских систем. Санкхья признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрита. Пуруша - разумное начало, у которого сознание - чайтанья является не атрибутом, а самой его сущностью. Это некое вечное сознание, чистый дух, находящийся вне мира объектов. Пракрити же есть первопричина мира объектного. В отличие от неизменного пуруши, пракрити находится в процессе постоянного изменения. Она едина и в то же время составлена из трех основных сил - гун. Последние - ее субстанциальные элементы, сравниваемые с тремя веревками, сплетенными в один канат. Первая гуна - раджас олицетворяет активность, деятельность. Вторая - тамас тождественна всему тому, что обладает устойчивостью, инертностью. Наконец, третья - саттва символизирует равновесие, сознание. В пракрити все три гуны присутствуют одновременно. Для объяснения их взаимодействия используется сравнение с лампой: фитиль, масло и пламя - три компонента единого процесса горения. Соединение пуруши с пракрити нарушает равновесие последней. Прежде всего из пракрити возникает великий зародыш Вселенной - махат. Он представляет собой пробуждение природы от космического сна и первое появление мысли, а потому именуется также интеллектом - буддхи. Интеллект порождает в свою очередь ахамкару, своего рода принцип индивидуальности, благодаря которому материя создает совокупность живых существ. Из ахамкары при превалировании в ней элемента саттва возникают пять органов познания, пять органов действия и манас - орган познания и действия. Когда же в ахамкаре доминирует элемент тамас, она производит пять тончайших элементов, являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха. Из этих пяти тончайших элементов возникают пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля. Таким образом в системе санкхья насчитывается в целом двадцать пять начал.

Плюрализм, в частности, представлен системой вайшешика, попытавшейся определить логическую структуру бытия, используя при этом категориальный философский язык.

Основателем ее считается Канада (I в.). Основные тезисы этой школы исходят из того, что существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом (ану). В понимании вайшешиков, атомы вечны, неуничтожимы, никем не созданы. Обладают они также и различными качествами (гуна), которых насчитывается семнадцать. Из всегда временного соединения атомов возникают одушевленные и неодушевленные предметы, доступные нашим чувствам.

Перерождение в таком случае является результатом постоянного соединения и разъединения атомов. В текстах вайшешиков говорится о том, что атомы шаровидны. Вайшешика делит категории на общие (саманья) и частные (вишеша) (отсюда и название всей школы), которые содержатся во всех предметах, и на их основе можно эти предметы различать. При всех качественных и количественных различиях все телесные и нетелесные вещи имеют общую сущность, ибо они состоят из субстанций (дравья), которых всего девять. Речь идет о субстанциях, имеющих материальную основу (вода, огонь, земля, эфир), однако в вайшешике признается и существование нематериальных субстанций, это - душа (атман), состоящая из психических качеств. Душа нематериальна, вечна и бесконечна, существует в двух формах: ишвара или параматман (абсолютная, или высшая, душа), в своей сути совершенная и вездесущая, и индивидуальные души (атман), которые странствуют в бесконечном коловращении жизней.

Чарвака-локаята. Данная философская школа является одной из самых загадочных в истории индийской философии. До наших дней не дошел ни один документ, принадлежащий сторонникам данной школы, и все положения школы выводятся из критических замечаний представителей других философских школ, критикующих материализм и гедонизм чарваков-локаятиков.

Традиционно считается, что учение локаяты появилось в середине I тысячелетия до н. э. и предшествовало учению чарваки. Поэтому чарваку называют поздней разновидностью локаяты. Не совсем ясным является и происхождение обоих названий.

Слово «локаята» принято возводить к слову «лока» («мир, Вселенная; народ, люди») и слову «айятах» («то, что превалирует в нас»), соединение которых может дать примерно такое значение: «мировоззрение обычных людей», хотя в литературе есть и другие определения.

Слово «чарвака» вообще не имеет точного определения. Существуют три версии: имя создателя школы (Чарвака); имя, производное от санскритского корня «чарв» («есть, жевать»), что соответствует гедонизму школы; и сложное слово «чару» («приятный») и «вак» («речь, слово»), то есть «приятное слово».

Учение локаяты иногда называют также «бархаспатья», что означает «те, которые следуют Брихаспати». Многие современные ученые считают, что Брихаспати был основателем школы локаята, хотя исторически не доказано, что подобный человек существовал. Есть и другое мнение. Под именем Брихаспати понимают ранневедийское божество Брахманаспати, упоминание о котором восходит к Ригведе.

Как бы то ни было, в Ведах, Упанишадах и в эпосе содержатся элементы самых различных учений, начиная с теистического монизма и кончая воинствующим материализмом. Описание подобных элементов можно найти в одной из частей «Махабхараты» под названием «Закон освобождения» («Мокшадхарма»).

Так, в «Махабхарате» говорится о неком демоне (ракшасе) Чарваке, принявшем обличье брахмана, но, тем не менее, поносившем брахманов перед лицом царя.

В конечном итоге слово «чарвака» в индийской литературе стало синонимом слову «материализм». Это же значение слова дает и Петербургский словарь.

Наиболее полно философию чарваки излагает капитальный труд Мадхвы «Компендиум всех философий» («Сарвадаршана санграха»). В области метафизики школа сводила все сущее к четырем элементам (бхутам): воздух (ваю), огонь (агни), вода (ап) и земля (кшити). В области этики школа проповедовала гедонизм: смысл жизни состоит в счастье, и счастье есть наслаждение. В области эпистемологии школа считала душу телесным объектом, наделенным сознанием. Нет никакой души, отличной от тела, поскольку этого нельзя доказать. Единственный источник знания есть восприятие. В области причинности школа считала, что нет такого понятия, как судьба, поскольку этого нельзя доказать с помощью умозаключения.

Чарваки-локаятики подвергли резкой критике все мировоззрение Вед и поставили под сомнение их авторитет. Они противопоставили ортодоксальной философии (астику) свою неортодоксальную философию (настику) воинствующего материализма.

Философия чарваки опирается на собственную теорию познания. Достоверным источником познания чарваки считали только восприятие. Все остальные источники, такие, как вывод, свидетельство и т. п., не являются достоверными и могут вводить в заблуждение. Вывод о том, что дым над лесом свидетельствует о пожаре в лесу, по мнению чарваков, не является доказанным, поскольку мы от известного (дым) делаем шаг в сторону неизвестного (огонь), которое не подвержено восприятию. Вывод будет достоверен только в том случае, если мы будем знать обо всех случаях дыма и всех случаях огня, и не только в данный момент в разных местах, но обо всех таких случаях в прошлом и будущем. Никто не может знать, присущ ли класс «дым-ности» или «огненности» всем конкретным проявлениям дыма и огня. Поскольку практически невозможно дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, следует признать, что достоверным источником познания может быть только восприятие. Согласно чарвакам, нельзя полностью доверять и свидетельствам компетентных лиц, поскольку свидетельство состоит из слов (шабд), которые воспринимаются нами так, как мы их слышим. Более того, слова могут обозначать такие понятия, о которых мы или ничего не знаем, или не можем увидеть, чтобы убедиться в правильности свидетельства. Поэтому авторитеты могут ввести нас в заблуждение. Это относится и к Ведам, которые, как полагали чарва-ки, составлены несколькими «ловкими жрецами», добывавшими себе средства к существованию за счет обмана необразованных и доверчивых лиц. Всю выгоду из совершения обрядов и ритуалов, предписываемых Ведами, извлекали лишь жрецы. По мнению чарваков, прислушиваться к мнению авторитетов можно, но это не означает, что это мнение всегда и во всем достоверно. Поэтому только восприятие является надежным источником познания (прамана). Если восприятие – единственный источник познания, то мы можем признать реальность только тех объектов, которые поддаются нашему восприятию. Все, что выходит за пределы восприятия (Бог, душа, небесное царство, цикл перерождений и т. п.), не подлежит вере. Таким образом, восприятию поддаются только материальные объекты, реальное существование которых может быть доказано, и, следовательно, материя есть единственная реальность.

 

 



2019-11-13 312 Обсуждений (0)
Структура философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура философского знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)