Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Вопрос: Развитие фонематического слуха Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов. Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:
Последовательность различения звуков на слух (Николай Христофорович Швачкин)
Последовательность появления звуков Исследования Жуковой Н.С. (критерий артикуляционная сложность произносимого звука): 1) Звуки раннего онтогенеза речи: Гласные: А, о у, и. Согласные: М, п, б, м’, д’, н’, к, г, х’, с’ 2) Звуки среднего онтогенеза речи: Ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’ 3) Звуки позднего онтогенеза речи: Р, р’, ш, ж, ч, щ, л, ц
Задание для студентов: составить таблицу (с опорой на схему нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву)) «Последовательность появления звуков», колонки: возраст и усвоение звуковой стороны языка)! Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву) Период | Под- | Воз- |
Развитие предложения (фразы) |
Усвоение частей речи |
Слоговая структура слова |
Усвоение звуковой стороны языка |
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существи- тельные | Глаголы | Прилага- тельные | Местоимения, наречия | Служебные части речи | Звуки | Стечения согласных | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложения из аморфных слов-корней | Однословное предложение | 1г. 3 м. 1г. 8 м. | отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (22 слова) | Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) | Нет | Нет | Нет | Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га». | а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. | Нет | Нет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложения из двух слов-корней. | 1г. 8 м. | Объединяет в одном предложении два аморфных слова | Нет | Несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». | Нет | Нет | Нет | Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных часто путается один из слогов. | Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный | Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк, | Нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов | 1г.10м. 2 года | Рост предложения до 3-4 слов | Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. | Разграничено начинают употреблять следующие падежи: винит. с окончанием–у; Именит. мн.ч. с окончанием –ы, -и (фонетич. всегда и); Иногда предложный с окончанием–е Суффиксы уменьшительности | Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. | Появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода | Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) | Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не | В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах | К 2 годам твердые: н, т, д | Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком | Нет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение флексой системы языка | 2 года 2 г. 6 м. | Дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. | Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок, -чик и др. | Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.числе –ы (фонетически –и). | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. | 23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеже. | Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. | Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. | В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. | Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков. | Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. | Нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение служебных частиц речи | 2 г. 6м. 3 года | Развитие сложного предложения | Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. | Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности. | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело». | С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. | Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений | Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. | Ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение групп согласных | Нет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усвоение морфологической системы русского языка | 3 года 4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения | Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы. | Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении. | Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок. | Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. | Усваиваются сравнительные степени наречий. | Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при усвоенном наклонении. | Звуковая сторона речи усвоена | После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 года 6 лет | Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. | Усваиваются все частные грамматические формы. | Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. | Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм. | Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. | Употребляется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. |
| С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами. |
2019-11-22 | 619 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы