Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка



2019-11-22 619 Обсуждений (0)
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопрос: Развитие фонематического слуха

Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов.

Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития:

1 этап дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков  
2 этап начальная стадия дифференциации фонем  
3 этап завершающая стадия дифференциации фонем  
4 этап  появляется готовность к элементарному звуковому анализу  
5 этап возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа

Последовательность различения звуков на слух

(Николай Христофорович Швачкин)

гласный, легко артикулируемый звук [а]
[и - у][э - о][и - о] [э - у].
гласные [и – э]
низкочастотные [о -у].
                                                          звук [ы]
различие наличия согласных [дик - ик]
различие сонорных и артикулируемых шумных [м - б][р - д][н - г][j - в]
различие твердых и мягких согласных [н - н][м - м][б - б][д - д][в - в][з - з][л - л][р - р]
различие взрывных – фрикативных [б - в][д - з][к -х][д - т]
глухих – звонких [п - б][т - д][к -г][ф - в][с - з]
свистящих – шипящих [с - з], [ш - ж]
различение [р - j], [л - l]

Последовательность появления звуков

Исследования Жуковой Н.С. (критерий артикуляционная сложность произносимого звука):

1) Звуки раннего онтогенеза речи:

Гласные: А, о у, и.

Согласные: М, п, б, м’, д’, н’, к, г, х’, с’

2) Звуки среднего онтогенеза речи:

Ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’

3) Звуки позднего онтогенеза речи:

Р, р’, ш, ж, ч, щ, л, ц

 

 

Задание для студентов: составить таблицу (с опорой на схему нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву)) «Последовательность появления звуков», колонки: возраст и усвоение звуковой стороны языка)!

Схема нормального развития детской речи (по А.Н. Гвоздеву)

Период

Под-
период (этап)

Воз-
раст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение частей речи

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны языка

Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Объем и типы предложений Грамматический строй Существи- тельные Глаголы Прилага- тельные Местоимения, наречия Служебные части речи Звуки Стечения согласных
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Предложения из аморфных слов-корней

Однословное предложение 1г. 3 м. 1г. 8 м. отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов  (22 слова) Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га». а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Нет Нет
Предложения из двух слов-корней. 1г. 8 м. Объединяет в одном предложении два аморфных слова Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных часто путается один из слогов. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, цьк, Нет

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов 1г.10м. 2 года Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. Разграничено начинают употреблять следующие падежи: винит. с окончанием–у; Именит. мн.ч. с окончанием –ы, -и (фонетич. всегда и); Иногда предложный с окончанием–е Суффиксы уменьшительности Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. Появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу),может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах К 2 годам твердые:      н, т, д Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком Нет
Усвоение флексой системы языка 2 года 2 г. 6 м. Дальнейший рост простого предложения Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам,вилкам». Суффиксы –ок, -чик  и др. Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во мн.числе –ы (фонетически –и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. 23 прилагательных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит.падеже. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков. Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. Нет
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Усвоение служебных частиц речи 2 г. 6м. 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа: -ов, -ами, ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличенности, принадлежности. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело». С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Ч, ш, ж, щ, твердый ц Заканчивается усвоение групп согласных Нет

Усвоение морфологической системы русского языка

  3 года 4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы. Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении. Часто нарушается чередование в основах. Частицы не  опускаются. Неологизмы с использованием приставок. Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. Усваиваются сравнительные степени наречий. Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при усвоенном наклонении.

Звуковая сторона речи усвоена

После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов.
  4 года 6 лет Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом  который. Усваиваются все частные грамматические формы. Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие сидя Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

 

С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

 

 



2019-11-22 619 Обсуждений (0)
Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)