Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


в классе аккордеона и баяна



2019-11-22 176 Обсуждений (0)
в классе аккордеона и баяна 0.00 из 5.00 0 оценок




Использование современных технологий обучения

 

Пономарева О. В.,

 преподаватель по классу баяна и аккордеона

ДШИ им. А.А. Пантыкина, г. Верхняя Тура

Современный мир требует от педагогов новых подходов к обучению любого предмета, не исключение и игра на музыкальном инструменте. Интерес детей к баяну и аккордеону с каждым годом уменьшается, и чтобы привлечь современных детей к этим инструментам, необходимо приблизить игру на народных инструментах к современному восприятию. Для этого нужно использовать новые технологии, которые развиваются довольно быстро. Подчеркну, что это не трудно, потому что очень интересно.

Таким образом, определим цель моей работы – создать благоприятные условия для развития устойчивого интереса учащихся к творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- внедрить в процесс обучения инновационные и компьютерные технологии;

- показать ученикам безграничные возможности аккордеона или баяна при использовании электронных музыкальных инструментов, в частности синтезатора, а так же фонограмм и аранжировок;

- продемонстрировать и огромные возможности компьютера для музыкально-творческой деятельности в классе специального инструмента;

- создать дидактический инструментарий в поддержку уроков специальности, обеспечивающий сопровождение совместной творческой деятельности преподавателя и ученика.


За последние несколько лет мною были созданы несколько методических пособий, в том числе с применением компьютерных технологий.

Познакомимся с двумя программами, объединенными единой темой – «Этюд». Как показала практика, дети зачастую с нежеланием учат этюды. Поэтому первая программа была разработана с целью повышения интереса детей к этюду, как одному из известнейших жанров. Программа включает презентацию, раскрывающие понятие «этюд» в различных видах искусства: в театре и шахматах, в изобразительном искусстве, музыке и др. На экране демонстрируются этюдник с красками, кисточками и этюдом, на столике шахматы, расставленные в позиции этюда, пульт с нотами этюдов, этюды художников нашей школы, расставленные по залу. Фоном звучат этюды Ф. Шопена, М. Мошковского, С. Рахманинова, Р. Шумана, Ф. Листа и др.

В изобразительном искусстве представлены примеры этюдов голов апостолов к «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. В театре – этюд с плащом и видео театрально-музыкального этюда «Дирижер», исполняемого студентом 1 курса ГИТИС Игнатом Тагиевым. Этот этюд интересен для музыкантов близкой к ним темой и юмористическим подходом. Заканчивается презентация видео исполнения Святославом Рихтером «Революционного» этюда Ф. Шопена – высокохудожественного виртуозного сочинения этого жанра, предназначенного для концертного исполнения.

Создание этой программы было отмечено Дипломом за изобретательские решения в области профессионального музыкального творчества на I Международном конкурсе инновационных методических работ преподавателей «Креативное обучение в ДМШ и ДШИ» в г.Уфа в 2014 году. 

Вторая программа – интерактивное учебно-методическое пособие «Этюд», на который в 2013 году было получено «Свидетельство о регистрации электронного ресурса», а в 2015 году Диплом Лауреата II степени на Международный конкурс «Классика и современность» в г.Екатеринбурге. Он предназначается для преподавателей и учащихся детских школ искусств, а также музыкантов-любителей. 

Создано пособие в программе Macromedia Flash Professional. Оно состоит из 59 страниц, связанных между собой разветвленной системой гиперссылок. В нем 8 разделов: штрихи, ритм, аккорды, интервалы, альтерация, гаммы, мелизмы, аппликатура.

Пособие содержит в себе теоретический материал, нотные тексты, электронный вариант авторского исполнения музыкального материала.

Особенности пособия:

- простота и наглядность нотного материала;

- возможность прослушать авторское исполнение музыкального материала;

- возможность организации и реализации индивидуального подхода к обучению;

- введение интерактивных технологий в процесс обучения на индивидуальных занятиях ДШИ;

- возможность расширить репертуар этюдов на различные виды техники.

При отборе содержания для электронного учебно-методического пособия «Этюд» основополагающим принципом был определен принцип доступности теоретического практико-ориентированного материала. Его использование на уроках чрезвычайно эффективно при изучении новых для ученика понятий.


Большим подспорьем в работе стали три учебно-дидактических пособия: «Музыкальный словарь народных танцев», содержащий информацию о 20 танцах, «Музыкальный словарь старинных танцев», включающий характеристику 18 танцев, и «Музыкальный словарь современных и джазовых танцев», раскрывающий особенности 26 танцев. В словарях можно познакомиться не только с описанием распространенных танцев, которые входят в репертуар учащихся школ искусств по классу баяна/аккордеона, но и с аудио и видео примерами, а также иллюстративными материалами.

Эти учебно-дидактические пособия могут быть использованы детьми самостоятельно и при подготовке к другим предметам, например, к урокам слушания музыки и урокам музыкальной литературы.

На начальном этапе изучения нотной грамоты с успехом используется программа «Ноты», разработанная мною и написанная программистом Шаламовой Александрой на языке delphi 7. Эта программа, созданная для освоения школьниками нотной грамоты в игровой форме, имеет 4 уровня обучения в трех октавах. В конце каждого уровня появляется окно с достигнутым результатом.

В своей работе на уроках специальности, ансамбля и предмета по выбору активно использую синтезатор. Этот инструмент удобен для членов семьи без музыкального образования во время подготовки и участия в конкурсах семейных ансамблей «Мама, папа, брат, сестра – музыкальная семья!».

В работе с ними используется методика обучения с помощью цвета, когда на клавиши синтезатора наклеиваются разноцветные кружочки. Над словами в тексте песни ставятся такие же кружочки соответственно гармонии. Очень удобно при игре мажорных аккордов, когда достаточно нажать только одну клавишу для звучание автоакомпанемента в мажоре. Кстати, участники семейных ансамблей, не имеющие музыкального образования, как правило, ориентированы именно на исполнение аккомпанемента.

Обобщая собственный опыт и подводя итог многолетней работы, мною был создан сборник ансамблей «Играем вместе» (набор нот осуществлялся в программе Final). В 2018 году опубликована вторая часть сборника ансамблей для самых маленьких с использование методики цветных нот совместно с преподавателем теоретических предметов Корзниковой А.И. В сборник вошли аранжировки известных произведений для народных и шумовых инструментов в сопровождении синтезатора, а также партитуры для ансамблей шумовых инструментов в сопровождении фортепиано, баяна или для исполнения под фонограмму. Первая часть сборника в 2017 году была удостоена Диплома Лауреата III степени на Международном конкурсе «Классика и современность» в г.Екатеринбурге. Вторая часть получила Диплома Лауреата I степени на на этом же конкурсе в 2018 году.

В 2017 году возникла острая необходимость в создании Справочника юного музыканта, в который вошли бы теоретические определения, необходимые для любого музыканта. После консультаций с преподавателем теоретических дисциплин Корзниковой А. И., в справочник были включены определения по музыкальной грамоте и сольфеджио. 

Для быстрого поиска нужного определения в Справочнике есть алфавитный указатель. «Карманный» формат позволяет всегда иметь справочник с собой, чтобы пользоваться им при необходимости. На обложке имеется клавиатура, которая помогает с построением интервалов и аккордов.

Справочник состоит из шести разделов:

· Средства музыкальной выразительности;

· Лад;

· Нотная запись;

· Интервалы и аккорды;

· Музыкальные формы;

· Для баянистов и аккордеонистов.

С прошлого года дети моего класса успешно пользуются этим справочником.

Следует представить еще один сборник, предназначенный для уроков гитары «Гитара для всех». Это сборник песен, которые на протяжении уже многих лет входят в учебный репертуар, используемый в ходе занятий в классе гитары.

Закономерным продолжением стало создание электронной системы мониторинга хода и результатов освоения образовательных программ моими учениками на основе их электронных портфолио, куда входят фотоматериалы и видеозаписи с концертов, праздников и конкурсов. При окончании обучения в школе искусств, на выпускном вечере мои ученики получают в качестве подарка на память диск с записью наиболее значимых и важных событий их жизни и творческой деятельности. Так же я веду электронный журнал и индивидуальные планы, блог класса «Народник» http://narodnikidshi.blogspot.ru/ и страничку в Контакте. https://vk.com/id136009597.

Радует то, что на сегодняшний день уже ощутимы результаты такой работы: в классе уже на протяжении нескольких лет достаточно стабильный контингент обучающихся. Выпускники, окончившие школу, продолжают самостоятельно музицировать в различных ансамблях; два выпускника закончили Нижнетагильский колледж искусств (из них один продолжает обучение в Челябинской академии искусств, а другой уже работает в музыкальной школе г.Красноуральска).  

Подводя итог сказанному выше, следует подчеркнуть, что в настоящий момент возможность применения компьютерных технологий в музыкальной сфере достаточно широка и разнообразна. Автор статьи понимает, что ею пока используется лишь малая их часть. Она глубоко убеждена, что это хорошее начало, что обучение в музыкальной школе должно шагать в ногу со временем и соответствовать предъявляемым современным требованиям.



 



2019-11-22 176 Обсуждений (0)
в классе аккордеона и баяна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: в классе аккордеона и баяна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)