- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Виктория Николаевна, и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.
Садятся
Мотивация на деятельность
Цель: Замотивировать обучающихся к учебной деятельности;
- Девизом урока сегодня будут следующие строчки. Я вам буду называть начало, а вы будете заканчивать, в рифму:
Мы пришли сюда
учиться
Не лениться, а
трудиться
Слушаем
внимательно
Работаем
старательно
- Молодцы! Кто будет соблюдать эти правила, сядьте прямо, покажите, как готовы к уроку настоящие ученики.
Показывают готовность к уроку
Этап . Постановка темы урока
Цель: Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы)
- Урок наш сегодня необычный, а урок – фантазия! Значит, что мы будем делать сегодня на уроке?
Фантазировать, вообра-жать, придумывать
- Правильно! К нам на урок сегодня придут гости. И я думаю, если им понадобится помощь, вы обязательно проявите отзывчивость и доброжелательность.
- Первый наш гость Весёлый карандашик
На доске красочное изображение весёлого карандашика + звучит «Песенка весёлого карандаш».
- Весёлый карандашик принёс нам письмо. Прочитаем его?
Ребята, отгадайте загадку: «Оно бывает грустным и весёлым, печальным и радостным. Его можно испортить и подарить»
Да
- Кто хочет прочитать?
Один ученик читает письмо
- Какое же слово загадал Весёлый карандаш?
Настроение
- А как вы думаете, что такое настроение?
Эмоции, состояние души человека
- О чем мы будем говорить на уроке?
О настроении
- Скажем полным предложением, какова тема нашего урока.
Тема нашего урока «Настроение»
Этап. ОНЗ
Цель: Показать, что настроение можно передать через стихотворения, музыку, живопись
- Мы с вами уже определили, что настроение – это эмоции человека. На протяжении всей жизни мы делаем много дел: слушаем музыку, ходим в театр, читаем книгу, общаемся с близкими, друзьями. И во время этого у человека бывает разное настроение.
- Как можно догадаться, какое настроение у человека?
По выражению лица
- Правильно, по выражению лица. Что вы видите на этом слайде?
Смайлы
- Чем они отличаются?
Настроением
- Молодцы! Эмоции влияют на движение бровей, выражению глаз. По форме бровей, уголкам рта, по другим деталям лица мы определяем эмоции, а значит и настроение.
- Как называется движение лица?
Мимика
- Верно. Сейчас мы с вами проведём актёрский мастер-класс. Вы попробуете себя в роли актёров. Ко мне сюда выйдет 5 участников. Вы получите карточку со смайликом. Ваша задача - правильно показать мимикой лица выражение смайла. А ваши товарищи будут отгадывать. Кто догадается, поднимает руку.
грусть
злость
радость
спокойствие
удивление
- Молодцы, замечательные вы актёры! А теперь внимание на экран! Обратити внимание на то, как менялось настроение главного героя и от чего оно зависело.
Просмотр фрагмента мультфильма «Просто так».
- Какое было настроение у ослика?
Грустное
- Какую эмоцию испытывал ослик, когда ему поадрили букет?
Удивление
- Почему?
Он не ожидал, что малчик ему просто так сделает подарок
- А что же случилось потом?
Его настроение стало веселым
- Почему?
Потому что мальчик улыбался и подарил своё хорошее настроение ослику
- Да, верно! Улыбка – залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим здоровье и радость! А теперь прикоснитесь ладонями с соседом по парте и подарите улыбки друг другу. Вот так (учитель показывает).
- А теперь Весёлый Карандаш предлагает вам погрузиться в мир музыки. К нам в гости пришла Заводная Кисточка, которая повелевает эмоциями. Кисточка предлагает послушать её музыку и сказать, какое настроение она у нас вызвала. Все закройте глазки и внимательно слушайте.
Прослушивание одного куплета песни «Скворушка прощается» (Тамара Потапенко)
- О каком времени года поётся в песне?
Об осени
- Какая по характеру эта песня?
Грустная, печальная
- Почему?
Потому что скворушке грустно, что она прощатся на врмемя с Родиной
- Какие чувства у вас возникли при прослушивании?
Печаль, грусть, огорчение, жалость
- Можно ли то, что вы сейчас сказали о музыке назвать настроением?
Да
- Действительно, музыка помогает нам передавать настроение какого-либо героя, настроение природы или человека.
- Посмотрите на доску. Как вы думаете, как зовут нашего следующего гостя?
- Это Мистер Палитра. И он с собой принёс стиховторение. Сейчас я вам его прочитаю.
«Радостная песня»
Солнце в небе светит,
Радуются дети:
Радуге и небу,
Миру на Земле.
Ведь с друзьями вместе
Жить нам интересней,
Весело щебечут
Птицы в вышине!
Хлопайте в ладоши,
День такой хороший!
Вдвое веселее, если рядом друг.
Протяните руку,
Улыбнитесь другу,
И добрее станет
Сразу все вокруг.
- Какой характер этого стихотворения?
Весёлый, задорный
- Какие чувства возникали у вас во время слушания?
Чувство радости, задора, хочется плясать и улыбаться
- Какое название можно придумать к этому стихотворению?
Варианты детей
- Она называется «Радостная».
- Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?
Фантазия детей
- Теперь просмотрите рисунки. Опишите те из них, которые вызывают у вас веселое настроение.
- А какие рисунки побуждают к грусти, унынию?
- Какие краски используются, чтобы передать хорошее радостное настроение?
Жёлтый, оранжевый, красный, салатовый
- Именно эти цвета передают весёлое, радостное настроение. Они тёплые.
- А какие цвета используются, чтобы передать грусть, уныние?
Голубой, тёмно-зелёный коричневый, синий, чёрный
- Эти цвета холодные. Поэтому, преобладание этих цветов в картине угнетает, омрачает наше настроение.
- Ребята, давайтес обобщим. Через что мы можем передать своё настроение?
Через музыку, картину, стихотворение
- Скажите, а настроение мы можем потрогать, подержать в руках?
Цель: Формировать умение изображать своё настроение
Творческая практическая деятельность учащихся
- Сегодня вы будете рисовать своё настроение, которое вы испытываете сейчас. Ещё раз вспомним, какие цвета вызывают радость и веселье, а какие грусть и печаль. Кто наховёт, какие цвета вызывают хорошее настроение? А какие грусть?
- Вы можете изобразить все то, что вам хочется. Мы можете изображать его пятнами, полосками, кружочками, фигурами.
- Я вам сейчас покажу, как начать работу. Например, я вспоминаю музыку, вижу цвета и начинаю их писать. Одни звуки длинные – делаю длинные мазки, другие короткие – делаю короткие мазки. Делаю их в любом направлении. Если вам кажется, что мелодия идет вверх - движение мазков - вверх, если музыка закручивается - мазки движутся по спиральке
- Не забывайте, что кисть надо полоскать. А что можно сделать, чтобы после каждого мазка не полоскать кисть?
- Можно сначала написать движение одним цветом по всему листу, потом взять другой цвет – нарисовать им. И так далее.
- Фантазируйте, воображайте, придумывайте и у вас обязательно всё получится!
Самостоятельная работа детей. Во время работы детей учитель включает фоновую музыку из кинофильма «Усатый нянь»
Этап. Рефлексия
Цель: Оранизовать рефлексию деятельности
- Покажите свою работу соседу по парте. Попробуйте определить, какое у него настроение. Скажите товарищу об этом.
- Кто хочет показать свою работу? Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы думаете, какое настроение у (имя ученика)?
- Почему?
Она изобразила в ярких цветах, фигуры плавные
- Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение? Поднимите руки.
Поднимают руки
- Кому из вас было грустно? Поднимите руки
Поднимают руки
- Я надеюсь, что у вас к концу дня настроение поднимется и будет веселым. А для этого можно послушать веселые песни, посмотреть картины, прочитать смешные стихотворения.
- Чему мы с вами учились сегодня?
Изображать своё настроение
- Да, мы учились изображать то, что вы не видим – свое настроение. Подведём итоги урока. Закончите предложения:
· Я сегодня научился
· У меня получилось
· Мне понравилось
· Мне не удалось
- Ребята, чтобы у вас было всегда хорошее, радостное, весёлое настроение, я хочу вам подарить такие смайлики. Когда вам станет грустно, вы посмотрите на них, и улыбнитесь. Тогда на ваших лицах появится улыбка, а значит, поднимется настроение!