Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ



2019-11-22 2111 Обсуждений (0)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ 4.75 из 5.00 4 оценки




ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Формулировка задания: найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Странные были наши отношена с отцом: он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня, он уважал мою свободу, был, если можно так выразиться, вежлив со мною... (2)Когда он хотел, умел почти мгновенно, одним словом, одним движением возбудить во мне неограниченное доверие к себе. (3)Душа моя раскрывалась - я болтал с ним, как с разумным другом, как с снисходитель­ным наставником... (4)Потом он так же внезапно покидал меня - рука его опять отклоняла меня, ласково и мягко, но отклоняла. (5)На него находила иногда весёлость, и тогда он готов был резвиться и шалить со мной, как мальчик (он любил всякое сильное телесное движение); раз - всего только раз!- он прилас­кал меня с такою нежностью, что я чуть не заплакал... (6)Размышляя впоследствии о характере моего отца, я пришел к такому заключению, что ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил дру­гое и насладился этим другим вполне. (7)«Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе при­надлежать - в этом вся штука жизни», - сказал он мне однажды.

В 3-м и в 4-м предложениях тире поставлено на границе бессоюзных предложений одного значения - времени, в 5-м предложении тире выделяет вставную конструкцию. В 7-м предложении первое тире соединяет два предложения в составе бессоюзного сложного предложения (вторая часть представляет собой присоединительное предложение), второе тире поставлено между прямой речью и словами ав­тора.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: пунктуационные правила, правила постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в простом и сложном предложении. Но, судя по заданию, данному в демонстрационном материале 2019 года, особенно востребованным в 21 за­дании будут знания постановки тире и двоеточия.

Таким образом, 21 задание связано с проверкой знаний пунктуационных правил. Предлагается из небольшого текста выписать номера предложений, в которых ТИРЕ ставится по одному правилу. Но может быть дан вариант, в котором нужно будет выписать номера предложений, в которых ДВОЕТО­ЧИЕ ставится по одному правилу или ЗАПЯТАЯ, или ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. То есть по заданию нужно определить конструкцию, в которой стоит названный знак, и найти такую же. Задание требует повторения прежде всего правила постановки тире и двоеточия как в простом, так и в сложном предложении, в нём проверяется умение осуществлять пунктуационный анализ текста.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

Задание № 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет та­ковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. (2)Вежливость предполагает умение уважительно и тактично общаться с людьми. (3)Быть предельно вежливым - обязанность каждого. (4)Очень важное проявление вежливости, по мнению психологов, ска­зать при встрече «здравствуйте» первым. (5)Позволить себе никак не ответить на приветствие - проде­монстрировать свою невоспитанность. (6)Невоспитанный человек как будто червивое яблоко. (7)Интеллигентность, по мнению многих людей, подлинное украшение человека.

Ответ: __________

 

Задание № 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубо­кие продольные рытвины - следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. (2)Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась; дождь полил ручьями. (3)Я поехал шагом и скоро при­нужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (4)Кое-как приютился я к широкому кусту; сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске мол­нии, на дороге почудилась мне высокая фигура. (5)Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.

(6)- Кто это? - спросил звучный голос.

(7)- А ты кто сам?

Ответ: __________

Задание № 3.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Лев Николаевич Толстой - прославленный русский писатель - много лет прожил в Ясной Поляне. (2)В семье Толстых было пятеро детей: сыновья Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. (3)Счастливая жизнь семьи оборвалась через несколько месяцев после рождения младшей дочери — в 1830 году Мария Николаевна умерла. (4)в 1847 году произошёл раздел родительских имений между братьями Толстыми. (5)«По обычаю как младшему в семье мне отдали имение, в котором жили - Ясную Поляну», - писал Лев Николаевич. (6)Пётр Ильич Чайковский - выдающийся русский композитор - в подмосковном городе Клин приобрел двухэтажный уютный особняк, который и стал его домом. (7)До этого каждый раз, пускаясь в далекие странствия, он задумывался над тем, что ему некуда возвращаться.

Ответ: __________

 

Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Княгиня Засекина не могла быть богатой женщиной: нанятый ею флигелёк был так ветх, и мал, и низок, что люди, хотя несколько зажиточные, не согласились бы поселиться в нем; я случайно во время прогулки по нашему саду приблизился к низкому забору, отделяющему этот флигелёк от наших владе­ний. (2)В нескольких шагах от меня - на поляне, между кустами зелёной малины, стояла высокая строй­ная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг неё теснились четыре молодые человека. (3)- Молодой человек, а молодой человек, - проговорил вдруг подле меня чей-то го­лос, - разве позволительно глядеть так на чужих барышень? (4)В это самое мгновение и девушка оберну­лась ко мне... и я увидал огромные серые глаза на подвижном, оживлённом лице - и всё это лицо вдруг задрожало, засмеялось, белые зубы сверкнули на нем, брови как-то забавно поднялись... (5)Я позже при­поминал малейшие подробности вчерашней встречи: мне почему-то особенно ясно представлялось, как это она посмеялась надо мною... (6)В моё отсутствие матушка получила от новой своей соседки письмо на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, какой употребляется только на почтовых повестках да на пробках дешёвого вина. (7)В этом письме, написанном безграмотным языком и неопрятным почерком, княгиня просила матушку оказать ей покровительство: матушка моя, по словам княгини, была хорошо знакома с значительными людьми, от которых зависела её участь и участь её детей, так как у неё были очень важные процессы.

Ответ: __________

 

Задание № 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)- Барин, а барин! - промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом, - ну, для чего ты пташку убил? (2)Не для того ты убил его, барин, чтобы станешь есть! (3)Ты его для потехи своей убил. (4)Коростель - птица вольная, лесная. (5)И не он один: много её, всякой лесной твари, и полевой и реч­ной твари, и болотной и луговой, и верховой и низовой - и грех ее убивать, и пускай она живет на земле до своего предела... (6)А человеку пища положена другая и другое питьё: хлеб - божья благодать, да воды небесные, да тварь ручная от древних отцов.

(7)Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с ти­хим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.

Ответ: __________

 

Задание № 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Татьяна Борисовна - женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами, румяными щеками и двойным подбородком - живёт безвыездно в своем маленьком поместье, с соседями мало знается. (2)3аедет к ней гость, молодой какой-нибудь сосед, которого она жалует, - Татьяна Борисовна вся ожи­вится; усадит его, напоит чаем, слушает его рассказы, смеётся, изредка его по щеке потреплет, но сама говорит мало. (3)В беде, в горе утешит, добрый совет подаст. (4)Так, бывало, и хочется подойти к ней, взять её за руку и сказать: «Послушайте, Татьяна Борисовна, вы себе цены не знаете, ведь вы, при всей вашей простоте и неучёности, - необыкновенное существо!» (5)Одно имя её звучит чем-то знакомым, приветным, охотно произносится, возбуждает дружелюбную улыбку. (6)Прислугу она держит неболь­шую, по состоянью. (7)Семидесятилетний слуга Поликарп - отставной скрипач и личный враг Наполе­она - занимает должность камердинера, дворецкого и буфетчика.

Ответ: __________

 

Задание № 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. (2)На пороге избы встретил меня ста­рик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. (3)Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. (4)Черты лица его - черты лица Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (5)Мы стали толковать с ним о посеве, об урожае, о крестьянском быте; Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности...

(6)- Послушай-ка, Хорь, - говорил я ему, - отчего ты не откупишься от своего барина?

(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю... барин у нас хоро­ший.

Ответ: __________

 

Задание № 8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи; мы вошли в огород. (2)Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зелёные кочаны ка­пусты; вдоль плетня качалась высокая крапива; в двух или трех местах кучами росли: татарская жимо­лость, бузина, шиповник - остатки прежних «клумб». (3)Дорожка повернула в сторону; из-за толстых ра­кит и берез глянул на нас старенький, серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (4)Мы во­шли в дом. (5)Из передней, заклеенной разными пестрыми картинами, завешенной клетками, вошли мы в небольшую комнатку - кабинет Радилова. (6)Потом прошли в гостиную, где на диване сидела матушка Радилова - старушка небольшого росту, в коричневом платье и белом чепце, с добреньким и худеньким лицом.

(7)- Давно вы пожаловали в нашу сторону? - спросила она слабым и тихим голосом, помаргивая гла­зами.

Ответ: __________

 

Задание № 9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же пра­ви­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Для охотника дождь - сущее бедствие. (2)Хороши же летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (3)Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. (4)Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже. (5)Но вот ветер слегка шевельнётся - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар; золотистожелтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу. (6)В такой день мы собрались в отъезжее поле, в степь; вёрст десять пробира­лись по проселочным дорогам; холмы становились всё мельче и мельче, дерева было почти не видать.

(7)Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!

Ответ: __________

 

Задание № 10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же прави­лом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Всё, что я вам рассказал о житье-бытье моей доброй помещицы, - дело прошедшее; тишина, гос­подствовавшая в её доме, нарушилась навеки. (2)У ней теперь, вот уж более года, живёт племянник, ху­дожник из Петербурга. (3)Андрюша - мальчик лет двенадцати, круглый сирота - говорит тихим и слад­ким голосом, держит себя опрятно и чинно. (4)Бывало, не успеете вы показаться - уж он несёт вам кресла. (5)Шалостей за ним не водилось никаких: не стукнет, бывало; сидит себе в уголку за книжечкой, и так скромно и смирно, даже к спинке стула не прислоняется. (6)Гость войдёт - Андрюша приподни­мется, прилично улыбнется и покраснеет; гость выйдет - он сядет опять, достанет из кармашика щеточку с зеркальцем и волосики себе причешет. (7)С самых ранних лет почувствовал он охоту к рисова­нью.

Ответ: __________



2019-11-22 2111 Обсуждений (0)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2111)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)