Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ИХ ПЕРСПЕКТИВА ДО 2030 ГОДА



2019-11-22 272 Обсуждений (0)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ИХ ПЕРСПЕКТИВА ДО 2030 ГОДА 0.00 из 5.00 0 оценок




Взаимоотношения Российской Федерации и Европейского союза представляют собой взаимодействие двух крупных геополитических игроков. История отношений современной России и Европейского союза насчитывает уже около 30 лет. Фундамент успешного взаимодействия между ЕС и РФ заложил первый президент РФ Борис Николаевич Ельцин.

Точкой отсчета отношений между РФ и ЕС служит Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве, подписанное еще в советское время, в декабре 1989 года. После распада Советского Союза потребовался небольшой период для того, чтобы новая Россия и ЕС в июне 1994 года заключили юридически обязывающее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Однако взаимодействие сторон с самого начала отличалось непростым характером; СПС вступило в силу лишь три года спустя после его подписания в 1997 году. В течение всех прошедших лет партнерство между ЕС и РФ в большой степени зависело от значительного количества внутренних и внешних факторов [2, с.267-268].

Политику Ельцина по улучшению сотрудничества с Европейским Союзом продолжил его преемник второй президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Он также указал на значимость взаимоотношений между РФ и ЕС. Именно при президентстве Путина компания «Газпром» начала активно экспортировать газ и нефть в страны ЕС и тем самым это позволило компании в 2008 году стать третьей в мире по капитализации, что непременно оказало влияние на рост российской экономики в 2000-2008-х годах.

 Как известно, в 2010-2013 годах отношения между Российской Федерации и Европейского Союза находились на самом высоком уровне за всё их существование. В этот период времени товарооборот между РФ и ЕС был наивысшим за всю историю отношений двух сторон. Если в 2000-х годах он не превышал отметки 300 млрд. евро, то в 2011 году он составлял 309,92 млрд. евро, в 2012 году рекордные 338,52 млрд. евро, а в 2013 году 326,28 млрд евро [6]. Представители ЕС и Российской Федерации при президентстве Дмитрия Анатольевича Медведева (третьего президента Российской Федерации) почти сумели договориться о безвизовом режиме для граждан РФ. Всё бы хорошо и казалось дело идёт к безвизовому режиму между РФ и ЕС. Даже министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров 25 июля 2012 года в интервью Интерфаксу заявил: "Мы надеемся, что это задача, которая не должна занять полтора, скажем, года. Скорейшая отмена визового режима остается нашим приоритетом" [3]. Но украинский кризис, начавшийся в ноябре 2013 года из-за отказа президента Украины Виктора Фёдоровича Януковича подписывать соглашение об ассоциации Украины с ЕС приостановил дальнейшие переговоры об отмене для РФ безвизового режима и тем самым положил начало разлада взаимоотношений между РФ и ЕС.

С 2014 года присоединение Крыма к России и конфликт на юго-востоке Украины оказали серьезное влияние на двухсторонний политический диалог. В результате некоторые механизмы сотрудничества до сей поры временно заморожены, а ранее были приняты санкции, направленные на то, чтобы побудить Россию к пересмотру своих действий в Украине. При этом, однако, Россия остается территориальным партнером ЕС и стратегически важным игроком, способствующим решению местных и глобальных проблем [4].

Несмотря на то, что интересы стран ЕС и России на сегодняшний день в условиях санкций сильно отличаются, тем не менее экономическое сотрудничество имеет важную роль для обеих стран ЕС и России. Прежде всего, экономическое сотрудничество имеет место быть из-за географического положения двух сторон. Страны ЕС после присоединения Крыма к РФ продолжают оставаться главными потребителями российского газа, а РФ также продолжает закупать медицинские препараты, машины и высокотехнологичное оборудование для развития науки и образования у ЕС. Но даже при таких разногласиях стороны сохраняют надежду на полное восстановление экономических и политических взаимоотношений.

Одной из главных причин по которой Европейский Союз не может отказаться от сотрудничества с РФ - это то, что Россия является влиятельным членом Совета Безопасности ООН и, с учётом исторических факторов, географической близости и культурных связей – одним из ключевых игроков в системе общеевропейского соседства. Безусловно, это даёт понять европейским партнёрам, что решение глобальных вопросов не может обходиться без сотрудничества с Российской Федерацией. О чём неоднократно говорили лидеры стран ЕС [4].

В качестве членов ООН, ОБСЕ и Совета Европы, ЕС и Россия обязаны поддерживать и уважать фундаментальные ценности и принципы демократии, права человека, обеспечивать верховенство права и рыночной экономики. Эти ценности являются основанием, на котором строились отношения между Россией и ЕС до украинского кризиса, в нынешнее время и будут строятся в дальнейшей перспективе [4].

В нынешнее время из-за разногласий по Украине и Сирии другие не менее важные проблемы (денуклеаризация, изменение климата, наркоторговля, миграция, рабство, террориризм) ЕС и Россия должны решать вместе, ощущая общую ответственность и формируя общее понимание важности решения этих проблем. Огромный спектр вопросов в сфере внешней политики, включая вопросы общеевропейской безопасности необходимо рассматривать при сохранении общей ответственности и заинтересованности обеих сторон. РФ и ЕС так или иначе тесно связаны миграционными потоками и в особенности потоками беженцев. А после начала сирийского и украинского кризисов это проблема особенно должна решаться совместными действиями.     

Европейский Союз после присоединения Крыма к России не стал полностью закрывать российский рынок от себя. Да, товарооборот снизился. Кризис в отношениях имеется, но не такой серьёзный, как предполагали российские и зарубежные политологи в 2014 году. Украинский кризис сумел внести дисбаланс в отношениях, однако несмотря на это РФ в 2018 году опустилась только с 3-й на 4-ю строчку главных торговых партнёров ЕС [4]. Что ещё раз подтверждает тот факт, что два геополитических игрока не могут обходиться без дипломатического и экономического сотрудничества.

Так, в 2018 году товарооборот между ЕС и Россией достиг 253.6 млрд евро, что составляет порядка 42.8% российской торговли. Это гораздо меньше, чем в лучшие годы отношений, но выше, чем в 2000-2008 годах. В свою очередь вновь стоит отметить, что Россия является 4-ым крупнейшим и ключевым торговым партнером ЕС – доля России в общем товарообороте ЕС составляет 6.4%. Россия также является 4-ым крупнейшим импортером товаров из ЕС (85.3 млрд евро в 2018 году). При этом она является 3-ьим ключевым поставщиком товаров в ЕС (168.3 млрд евро в 2018 году). Импорт товаров из России в ЕС увеличился на 16.7% в период 2017 – 2018 годов. Увеличение произошло за счет роста импорта энергетических товаров в ЕС, доля которых составляет порядка 70% в общем объеме импорта товаров из России в ЕС [4].

ЕС является ключевым инвестиционным партнером России. Так, по данным Центрального Банка РФ, общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) в Россию из ЕС составил 235.2 млрд евро в 2018 году. Тем не менее, доля ЕС в общем объеме накопленных ПИИ в России сокращается: с 73% в 2014 году до 64.7% в 2018 году. Дополнительно стоит отметить, что в целом в 2018 году приток ПИИ в Россию сократился до 8.8 млрд долларов, что в три раза меньше по сравнению с 2017 годом. Отток ПИИ в 2018 году составил 31.9 млрд долларов (36.8 млрд долларов в 2017 году) [4].

В 2018 году доля Европейского Союза составила примерно 45 процентов от общего объема российской внешней торговли. Для ЕС Россия — четвертый по величине торговый партнер, на которого в 2018 году пришлось около 6 процентов внешней торговли Евросоюза. После заметного сокращения в 2014–2016 годах товарооборот между Россией и Европейским союзом вновь начал расти и в 2018 году составил 246,5 млрд долларов США — на 20 процентов превысив значения 2017 года2. Европейский Союз также является ключевым инвестиционным партнером России. По данным Центрального Банка России, общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию составил 235,2 млрд евро в 2018 году. Тем не менее доля Евросоюза в общем объеме накопленных ПИИ в России сокращается: с 73 процентов в 2014 году до 64,7 процента в 2018 году [4].

Непременно, на сегодняшний день ключевым фактором во взаимоотношениях двух геополитических игроков является не только совместное разрешение украинского кризиса, но и реализация крупного газового геополитического проекта для России и ЕС «Северный Поток-2». 

Как известно, Российская Федерация до украинского кризиса являлась одним из главных экспортёром газа и нефти в страны ЕС, но после начала экономической войны между РФ и США борьба за влияние в Европе перешло в «сражение за Европу». Энергетический сектор здесь безусловно может сыграть один из ключевых факторов влияния на политику ЕС.

Статистика показывает, что Россия являлась лидером поставок нефти в страны ЕС, которые с 2000 по 2009 год выросли на 56%, до 208 млн. тонн ежегодно, а также лидером по поставкам угля (53 млн. тонн). По поставкам газа в ЕС Россия занимала третье место (134 млрд куб. м в 2008 году), или 40% всего газового импорта. Среди многих европейских государств доля России в импортируемом газе еще выше: в прибалтийских странах — 100%, в Словакии и Болгарии — 90%, в Чехии и Греции — 75%. Среди других энергоресурсов выделяется уран, по поставкам которого в ЕС Россия также лидирует [6].

Власти Соединённых Штатов Америки серьёзно озадачены значимостью своего влияния в Европе, поскольку этот регион для них является плацдармом для влияния на политику и экономику России. Союз США и Великобритании был и остаётся главным в том, чтобы любыми способами не дать России успешно развиваться во многих отраслях. И даже сегодня, когда Россия сумела присоединить Крым в 2014 году и старается всячески помогать гражданам Донбасса, являющиеся по этническим причинам русскими, а не украинцами оставить нашу страну в глубокой изоляции от внешнего мира путём самых изощрённых инструментов воздействия (санкции, кибератаки, финансирование террористических групп для дестабилизации обстановки в России и т.д.). Конечно, это пятилетнее «перетягивание каната» рано или поздно должно перейти на сторону главного политического игрока в мире. Будет ли Россия в этом «сражении за Европу» победителем, покажет время.

Что же касается перспектив взаимоотношений между Россией и ЕС в 2020-х годах, то здесь имеются 3 основные причины из-за которых Российская Федерация и Европейский Союз имеют возможности на перезагрузку отношений в 2020-х годах:

-     Во-первых, поддержкой на строительства «Северного Потока-2» президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель, а также другие главы государств ЕС дали понять России, что энергетическая взаимозависимость между странами в ближайшие 10 лет только увеличится. Именно отрасль энергетики, по мнению Макрона, является основной причиной отказа от разрыва отношений Франции с РФ. По расчетам Еврокомиссии, к 2030 году экспорт газа в ЕС увеличится до 200 млрд. куб.м, что не даёт европейским партнёрам усомниться в важности налаживания отношений с РФ и тем самым обеспечивая себе надёжную энергическую безопасность на долгие годы;

-    Во-вторых, в научном плане пространство Евросоюза является для России наиболее близким и привлекательным. В 2015 году, минуя «санкционную войну», на площадке НИЦ «Курчатовский институт» была запущена программа сотрудничества между Россией и Европейским союзом под названием «КРЕМЛИН» (CREMLIN) [1]. Этот проект развития международного научно-технического сотрудничества призван укрепить взаимодействие стран ЕС и РФ в атомной энергетике.                 

-    В-третьих, Россия и Евросоюз, его ведущие государства-участники являются незаменимыми партнерами в деле урегулирования большого числа региональных и глобальных проблем. Друг без друга им не найти адекватного ответа на вызовы безопасности, как внутренние, например, украинский кризис на постсоветском пространстве или миграционные потоки из стран Ближнего Востока и Северной Африки, так и внешние — международный терроризм, наркоторговля и др [5, с.4-5]. Непременно, Россия и ЕС могут внести вместе огромный вклад в разрешении кризисов в Сирии и на Украине в 2020-х годах, но на условии, что будут действовать вместе и нейтрализовать возникшие угрозы.

   Таким образом, можно сделать вывод, что в ближайшие 10 лет риски для дальнейшего конфликта между РФ и ЕС из-за украинского и сирийского кризисов будут снижаться. Основу старта перезагрузки отношений с 2020 года должен положить крупный газовый проект Газпрома «Северный Поток-2» и другие не менее важные научные проекты. Возобновление сотрудничества в ряде отраслей между РФ и ЕС могут положить конец раздору в их отношениях и призвать обе стороны к разрешению конфликтов по которым имелись разногласия.

Литература:

1. Атомная энергия. Совместный научный проект Евросоюза и России. [Электронный ресурс] URL: http://www.atomic-energy.ru/news/2015/10/09/60372.

2. Громыко А. А. «Взлёты и падения отношений России и Евросоюза» // Современный мир и геополитика / Москва: Изд-во «Канон +» 2015, с. 267-292.

3. Интерфакс-Туризм. Интервью С.В. Лаврова по безвизовому режиму с ЕС [Электронный ресурс] URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/15856/.

4. Представительство Европейского Союза в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://eeas.europa.eu/delegations/russia/35940/европейский-союз-и-российская-федерация_ru.

5. Россия — Европейский союз: возможности партнерства / [И.М. Бусыгина (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам. — М. : Спецкнига, 2013. — С.96.

6. Русский эксперт. Отношения России и Европейского Союза. [Электронный ресурс] URL: https://ruxpert.ru/Отношения_России_и_Европейского_Союза http://www.perspektivy.info/book/rossija_i_jevropejskij_sojuz_tendencii_ekonomicheskih_otnoshenij_2008-09-20.htm.



2019-11-22 272 Обсуждений (0)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ИХ ПЕРСПЕКТИВА ДО 2030 ГОДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И ИХ ПЕРСПЕКТИВА ДО 2030 ГОДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)