Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О постройке в Чёрмозе Успенского храма.



2019-11-13 272 Обсуждений (0)
О постройке в Чёрмозе Успенского храма. 0.00 из 5.00 0 оценок




Малый город Чёрмоз известен с 1701 года. В 1751 году здесь барон Строганов начал строительство плотины пруда и медеплавильного завода, который вскоре был перепрофилирован в железоделательный. 20 апреля/1 мая 1778 продан с другими имениями выходцу из Персии, армянину по происхождению, придворному ювелиру Екатерины II, Ивану (Ованесу) Лазареву, незадолго до этого получившему российское потомственное дворянство. В 1800 году Чёрмоз становится столицей всех Уральских имений Лазаревых, здесь строятся богатые здания, развивается промышленность, образуются школы.

XX век оказался для Чёрмоза трагическим и переломным до такой степени, что город до сих пор не может оправиться. В 1928 году большой собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы на горе коммунисты закрыли и осквернили, отдав под клуб, а в 50-е годы после строительства КамГЭС Чёрмозский металлургический завод попал в зону затопления разлившегося Камского водохранилища, как и вся нижняя часть города, называемая Подгорой. Многие дома разбирались по брёвнышку и перевозились на более высокое, безопасное место.

Под Горой находилась и последняя действующая часовня как раз в честь покровителя отца Александра – святого благоверного князя Александра Невского, которая тоже была разобрана. В этой часовне служил до своего ареста и мученической кончины в 1937 году единственный из прославленных Православной Церковью чермозской священномученик протоиерей Александр Тетюев. Он родился и большую часть своего церковного служения прошёл на севере пермского края – в Чердыни (не путать с Чёрмозом). В отрочестве отец Александр Тетюев два года был келейником у будущего епископа Хрисанфа (Клементьева), в то время настоятеля одного из соликамских монастырей.

За отказ от сотрудничества с «обновленцами» и безбожной советской властью, о. Александр Тетюев попал в заключение, которое отбывал в городке Дедюхино (ныне в черте города Березники).

После трёх арестов его перевёл в более безопасный Чёрмоз тот самый епископ Соликамский Хрисанф (Клементьев). В Александро-Невской часовне города Чёрмоз батюшка начал служить в конце 1928 года. Семью – жену и детей – он оставил в Соликамске, чтобы не подвергать их преследованиям.

Ночью 5 августа 1937 года о. Александр Тетюев был арестован в Чёрмозе, отправлен на следствие недалеко от города Свердловск, где 27 сентября 1937 года был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества. Он проходил по одному делу с псаломщиком Чермозской церкви Владимиром Дмитриевичем Павловским. Приговор был приведён в исполнение 3 октября 1937 года под Свердловском (в то время Пермь с Чёрмозом входили в объединённую Уральскую область с административным центром в Свердловске), на 12-м километре Московского шоссе. Псаломщик В. Павловский был также расстрелян.

18 октября 1991 года протоиерей Александр Тетюев был реабилитирован, а в 2000 году прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских от Пермской епархии. Память совершается ежегодно 20 сентября/3 октября. Материал взят из книги «Собор святых, в земле Пермской просиявших».

Итак, к 1953 году, в городе не оставалось ни одного действующего храма. И тут верующие города Чёрмоза проявили большую настойчивость, упорство и смелость. С надеждой на всемогущую помощь Божию, они повезли прошение сначала в областной центр – город Молотов (так тогда назывался город Пермь), а затем и в Москву.

Патриархом в то время был Святейший Алексий I (Симанский). В состав делегации чермозян входили настоятель протоиерей Матфий (Истомин), староста Арефий Шилоносов, Анна Мамантовна Медведева, помощник старосты Феодора Ивановна Баканина (послушница, возможно, Обвинского монастыря), казначей Анастасия Степановна Васева (послушница Соликамского монастыря) и член ревизионной комиссии Анна Ивановна Маслич. Эти сведения мы почерпнули из альбома, хранящегося в Успенском храме. По благословению Патриарха Алексия I, управляющий делами Московской Патриархии патриарший протопресвитер Николай Колчицкий дважды с ходоками из Чёрмоза ездил в Совет по делам религий.

Отец Матфий (Истомин) ранее служил в городе Добрянка Пермской области. Очень сильный физически, он, в то же время был талантливым был талантливым организатором, настоящим дипломатом, своим личным обаянием мог расположить к себе собеседника. Носил имя в честь святого апостола Матфия (ежегодная общецерковная память 9/22 августа), однако многие чермозяне его называли «отец Матвей». Им чудесным образом удалось получить разрешение на открытие храма. Какими путями – неведомо, потому что это осталось тайной, участники тех событий «держали язык за зубами», тогда на эту тему распространяться было опасно.

Далее встал вопрос о покупке дома под храм. Никто продавать дом для этой цели не решался, все боялись советских властей. Наконец, удалось сговорить одного хозяина. Дом находился на окраине Чёрмоза, по улице Фурманова, недалеко от речки Головниха.

Дом был куплен и оформлен на старосту Арефия Шилоносова. Здесь требовался большой ремонт, перепланировка помещений, нужно было поднимать потолки, убирать лишние перегородки. Работа предстояла нелёгкая, но люди не отступались. Материалы приобретали на подставных лиц, работали, в основном, бабушки, «белые платочки». Вся тяжёлая работа также легла на их слабые плечи. Приходили помогать и женщины из близлежащих деревень. Работали часто голодными, так как кормить при храме запрещалось.  

Делали всё с молитвой. Каждый день служили Божественную Литургию, молебны, читали акафисты. Отец Матфий следил, чтобы работы проводились основательно, на совесть, и чтобы всё соответствовало нормам и требованиям техники безопасности. Даже водрузили громоотвод рядом с будущим храмом, а возле сторожки – огромную цистерну с водой на случай пожара. Алтарь сделали максимально большим и просторным, несмотря на ограниченность пространства. Во все окна вставили решётки. Господь помог установить иконостас, который очень гармонично смотрится в Успенском храме. В 2012 году кто-то спросил папу:

– Из какого храма этот иконостас?

– Думаю, из храма, который был на чермозском кладбище.

– А почему не из часовни Благоверного князя Александра Невского? И почему это всего лишь предположение?

В то время многие верующие предпочитали скрывать от богоборческих советских чиновников и от их случайных осведомителей правдивую церковную информацию, и даже распространяли ложные сведения, чтобы сбить с толку КГБэшников и вредителей. Даже невесть откуда взявшемуся в Чёрмозе неопытному отцу Александру не все верующие доверяли свои тайны, и он, понимая ситуацию, старался ничего лишнего и опасного не выспрашивать. Что-то ему говорили специально, что-то узнавал случайно, о чём-то мог только догадываться.

Много было потрачено физического труда и нервов для обустройства и открытия храма. Всё богомольцами делалось только во славу Божию и потому труды увенчались успехом. Было в Успенском храме Чёрмоза и нечто уникальное, например, я больше ни в одном храме не видал, чтобы Царские врата и образа иконостаса обрамлялись электрическими разноцветными новогодними ёлочными гирляндами, которые завораживающе мерцают, особенно в темноте вместе с лампадами у икон. Лампочки в гирляндах, время от времени, перегорали, их заменяли по отдельности, или же весили новую гирлянду. Но когда впервые была подвешена гирлянда, при настоятельстве отца Матфия Истомина, или уже при отце Александре Безукладникове, я точно не знаю.

Когда папа с мамой приехали в Чёрмоз, в Успенском храме уже во всю шли службы. Деревянный дом под храм купили в 1953 г., а освятили храм 7 августа 1955 года. Папа с мамой приехали летом 1954 года в самый разгар строительства. Иконы и другую Церковную утварь перенесли из часовни святого Александра Невского, где они хранились после закрытия Чёрмозского Собора Рождества Богородицы и других закрытых в окрестности храмов и часовен. Некоторые верующие, на свой страх и риск, хранили церковные святыни в своих домах. В стране начиналась очередная оголтелая антицерковная кампания, возглавляемая генсеком Никитой Хрущёвым. Закрывались и уничтожались храмы, монастыри, семинарии и Епархии, незадолго до этого открытые во время войны. Сумасбродный Хрущёв кричал, что уже в 1980-м году покажет по телевизору последнего вора и последнего попа. Но именно в такой, казалось бы, безнадёжной, обстановке верующие чермозяне получили разрешение на открытие, а затем и на увеличение храма пристроем.

В Успенской церкви и сейчас висит на стене портрет, под ним следующий текст:

«Архиепископ Иоанн

(Лавриненко)

В 1955 году 7 августа освятил архиепископским чином храм Успения Божьей Матери в городе Чёрмозе по улице Фурманова, 22.

Сослужили ему архидиакон Андрей Мазур и священники протоирей Матвей Истомин (строитель и ходатай этого храма), архимандрит Чугосголов, протоирей Александр Безукладников, протоирей Фёдор Легостаев, со служением псаломщика Дмитрия Нецветаева (студента Московской Духовной академии, впоследствии экзарха Александрийского подворья в Каире (Африка), при ктиторе Шилоносове Арефии Дмитриевиче».

В церковном альбоме есть фотографии руководителей строительства церкви и дано описание тех событий: «Со строительством Камской ГЭС намечался подъем воды в русле р. Камы. Александровская церковь попадала в зону затопления. По ходатайству верующих г. Чермоза, после долгих усердных ходатайств, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I и Архиепископа Иоанна Пермского верующие получили разрешение на строительство нового храма. В 1953 г. Был куплен дом по улице Фурманова и общиной верующих был перестроен в храм: расширен, поднят выше, пристроен алтарь, а затем по разрешению Москвы пристроен притвор (разрешили только 6 метров в длину). Строили храм сама община верующих под руководством настоятеля отца Матфия Истомина, старосты церковного Шилоносова Арефия Дмитриевича, помощника старосты Баканиной Феодоры Ивановны, казначея Васёвой Анастасии Степановны, председателя ревизионной комиссии Усанина Владимира Михайловича, членов этой комиссии: Маслич Анны Ивановны, Гилина Ивана Егоровича и счетовода Дьяковой Маргариты Александровны. Строительство храма длилось около двух лет. 25 июля (по юлианскому календарю)/7 августа 1955 года – в день общецерковной памяти Успения праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, храм был освящён Архиепископом Иоанном Пермским и Соликамским, при участии настоятеля о. Матфия Истомина, второго священника Александра Безукладникова, диакона о. Феодора Легостаева и прибывших на освящение Соборного иеромонаха Иоанна Чувазгалова, Архиерейского протодиакона о. Андрея Мазур и временно исполняющаго обязанности псаломщика студента второго курса Московской Духовной Академии Димитрия Нецветаева. Совершено Архиерейским чином полное освящение храма в честь Успения Божией Матери – престольный праздник совершается ежегодно 15/28 августа.                                                  

(Текст переписан из источников без изменения. Фамилия «Чувызгалов» и «Чугосголов» так и написана – в разных случаях по – разному).

По словам отца Александра Безукладникова, участвовавшего в освящении разных храмов, освящение Успенского храма г. Чёрмоза ему запомнилось двумя особенностями:

1) На освящение Успенского храма многие прихожане принесли с собой множество кусков мыла, которыми священники, по местной традиции, символически омыли детали новосооружённого престола. Это мыло потом только в каких-то особенных случаях использовалось прихожанами.

2) На престоле каждого православного храма лежит антиминс – особый плат с вшитыми в него мощами христианских мучеников. Каждый раз во время совершения Божественной Литургии служащий священник разворачивает антиминс и целует на нём подпись своего местного правящего Архиерея, мысленно испрашивая его Архипастырское благословение на своё священнодействие. Этот антиминс может освящаться только правящим местной Епархией Архиереем и, по благочестивой традиции, только во время освящения престола храма. Поскольку в 1950-х годах православные храмы почти нигде в СССР не строились и не освящались (наоборот, храмы, как правило, тогда закрывались и разрушались), то пользуясь удобным случаем, Владыка Иоанн (Лавриненко) привёз в Чёрмоз новые заготовки антиминсов и множество частиц мощей православных мучеников, и во время освящения престола Успенского храма Чёрмоза освятил большую стопку в несколько десятков новых антиминсов для разных храмов Пермской Епархии. Со слов папы, священники едва успевали вкладывать и зашивать мощи в новые антиминсы.

На фотографиях в церковном альбоме Успенского храма я (р.Б. Людмила) увидела монахинь, поинтересовалась у женщин, помнит ли кто-нибудь их, откуда вообще появились они в Чёрмозе, здесь ведь не было монастыря. З.И. Шеина и А.Д. Данина рассказали, что действительно, монахини были, двух они хорошо помнят – это монахиня Екатерина Ивановна и послушница Наталья Дмитриевна Баканина. Приехали они, судя по записям в альбоме, из Кудымкарского (по другой версии – из Обвинского, который за посёлком Ильинским) монастыря. Послушница Наталья была местной, а монахиня Екатерина приехала с ней. Поначалу они жили в д. Сорокино, это в пяти километрах от Чёрмоза. Сестра З.И. Шеиной, Мария Ивановна Дуракова, рассказывала ей, что, когда они вместе шли из Сорокино в Чёрмоз на богослужение в Успенскую церковь, то за весь долгий путь мать Екатерина не проронит ни слова, то есть всю дорогу шла с молитвой. Была очень строгой. Ей даже позволялось входить в алтарь. Позднее они перебрались в Чёрмоз. Деревня Сорокино, как и многие другие деревни вокруг Чёрмоза, перестала существовать. Возможно, монахини вернулись в родные края после закрытия монастырей. Екатерина Ивановна умерла в Чёрмозе летом 1993 года. Вот список монахинь и послушниц, имена которых я обнаружила в Успенской церкви:

1. Инокиня Марфа Феодоровна Кондакова (Обвинский монастырь).

2. Послушница Иулиания Ивановна Поносова (Обвинский монастырь).

3. Монахиня Феофания Баканина (Обвинский монастырь).

4. Монахиня Екатерина и послушница Наталия Дмитриевна Баканина (Кудымкарский монастырь).

5. Монахиня Елизавета Тупицына (Кудымкарский монастырь).

6. Монахиня Марина (Маргарита Александровна Дьякова).

7. Монахиня Олимпиада Корякина (Белогорский монастырь).

8. Послушница Наталья Ионовна Ракинцева.

9. Послушница Анастасия Васёва (Соликамский монастырь).

 



2019-11-13 272 Обсуждений (0)
О постройке в Чёрмозе Успенского храма. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О постройке в Чёрмозе Успенского храма.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)