Всеобщая история
Полугодие I
Новая история зарубежных стран для 7 класса
Ведюшкин, Бурин, 2-ое издание, Дрофа, Москва 2002
Поурочные планы по учебнику Ведюшкина, Бурина/авт.-сост. Н. Ю. Бухарева – Волгоград: Учитель, 2007 – 361 с.
Знания и умения, которыми должны овладетьобучающиеся при изучении истории в 7 классе:
При изучении Всеобщей истории в 7 классе учащиеся овладевают следующими видами деятельности и умениями:
- называть даты важнейших событий Нового времени зарубежной истории, сопоставлять однотипные события и процессы отечественной и всеобщей истории;
- использовать карту как источник знаний по всеобщей истории, извлекать из неё сведения о фактах и событиях того или иного периода;
- сравнивать содержание разных источников, выявлять сходства и различия;
- составлять развёрнутый план на основе изучения текста учебника, исторических документов, рассказывать по плану об исторических событиях, их участниках;
- обобщать и анализировать исторические факты и явления, определяя их сущность и причины, оценивая их влияние на жизнь общества;
- сравнивать однотипные исторические процессы Всеобщей и Отечественной истории, их причины и следствия;
- объяснять мотивы, цели и результаты деятельности личностей в истории;
- сравнивать оценки исторических событий, деятелей Нового времени, данные в учебнике, документах, доп. литературе, формировать своё мнение.
Номер уроков
| Тема урока
| Кол-во часов
|
1
| От Средневековья к Новому времени. Хронологические рамки Нового времени. Понятие о Новом времени
| 1ч
|
| Тема 1. Европа и мир в эпоху Великих географических открытий
| 3ч
|
Д. з.: стр. 17, задание 1. Используя карту «Великие географические открытия» на стр. 10-11, выполнить задание
Дата открытия
| Его основное содержание
| Имя первооткрывателя
| Страна, снарядившая экспедицию
|
|
|
|
|
2
| Морской путь в Индию: поиски и находки (параграф 1)
|
|
Д. з.: знать: с Великими географическими открытиями были тесно связаны колониальные захваты, в результате которых образовались первые колониальные империи Нового времени: португальская и испанская (стр. 28)
Знать термины: колония, монополия, мировой рынок
3
| Рождение капитализма (параграф 3)
|
|
Д. з.: стр. 38, задание 1
| Размеры предприятия
| Характер труда (ручной труд или использование машин)
| Степень разделения труда
| Производительность труда
|
Ремесленные мастерские
|
|
|
|
|
Мануфактуры
|
|
|
|
|
Знать термины и понятия: капитализм, фермер, мануфактура, наёмные рабочие, финансисты, буржуазия
| Тема 2. Европейские государства в XVI - XVII вв.: Реформация и абсолютизм
| 7ч
|
5
| Реформация и крестьянская война в Германии (параграф 4)
|
|
Д. з.: стр. 53, задание 1: опираясь на текст учебника, докажите, что Реформация назревала по всей Европе, а не только в Германии.
Использовать карту «Реформация в Европе в XVI в. и крестьянская война в Германии» на стр. 48
6
| Реформация и Контрреформация в Европе середины XVI в. (параграф 5)
|
|
Д. з.: стр. 63, задание 1: сравните реформационные учения Лютера и Кальвина. Найдите черты сходства и различия. Определите, в чём Кальвин пошёл дальше Лютера.
Знать: «В середине XVI в. Кальвин развил идеи Реформации. Он создал учение, оправдывающее деловую активность и потому очень привлекательное для предпринимательских слоёв. Кальвинизм широко распространился в Европе и за её пределами. В это же время католическая церковь развернула ответное наступление на протестантов – Контрреформацию, в которой важнейшую роль сыграл орден иезуитов».
Используя карту «Контрреформация в Европе в конце XVI-XVII в.» на стр. 60, рассказать о борьбе католицизма с Реформацией.
7
| Франция в XVI-XVII вв. Торжество абсолютизма (параграф 6)
|
|
Д. з.: знать: «В XVI-XVII вв. во Франции, как и в ряде других стран, утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоёв. Пережив тяжёлые испытания в годы религиозных войн, абсолютизм усилился при Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV».
Знать термины: абсолютизм, фаворит, меценат,
8
| Англия в эпоху Тюдоров (параграф 7)
|
|
Д. з.: знать: «В XVI в. в экономике Англии бурно развивались капиталистические отношения, росту которых в известной мере покровительствовала королевская власть. Абсолютизм, укрепившись в результате королевской Реформации, уже во время правления Елизаветы I Тюдор достиг высшей стадии своего развития. Англия нанесла поражение Испании и готовилась стать «владычицей морей».
Знать термины и понятия: экспорт, аграрный переворот
9
| Могущество и упадок Испании (параграф 8)
|
|
Д. з.: используя карту «Держава Карла V и её раздел» на стр. 87, выполните задание 1 на стр. 93: на примере Испании покажите воздействие внешней политики на внутреннюю.
Знать: «Объединённая в конце XV в., Испания в XVI в. стала сильнейшим государством Западной Европы. Однако подьём в Испании оказался недолгим. Разорительные войны и недальновидная политика королевской власти привели экономику страны к упадку. Испания утратила своё былое могущество».
10
| Нидерланды в борьбе за свободу (параграф 9)
|
|
Д. з.: ответить на вопрос 4, стр. 103: В чём причины быстрого развития Голландии в начале XVII в.?
Используя карту «Освободительное движение в Нидерландах» на стр. 98, подвести итоги: «Освободительное движение Нидерландов против Испании было вызвано религиозными гонениями, экономическим гнётом, политическими притеснениями. В результате его победы на севере страны были устранены главные препятствия на пути развития капитализма. Голландия вступила в период быстрого развития капиталистических отношений».
Дополнительно: об альянсе (союзе, унии) в Утрехте: уния северных провинций и некоторых городов Фландрии и Брабанта
Уния – союз, объединение государств, основанное на а) правлении в них одного монарха; б) договоре; в) одностороннем акте более сильного государства (стр. 123)
11
| Международные отношения в XVI-XVII вв.: война и дипломатия (параграф 10)
|
|
Д. з.: составить таблицу «Тридцатилетняя война»
Страны-участницы
| Цели войны
| Результаты войны
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Используя карту «Территориальные изменения по Вестфальскому миру 1648 г.» на стр. 112, запомнить даты:
1494-1559 гг. – Итальянские войны;
1618-1648 гг. – Тридцатилетняя война.
Запомнить вывод: «В результате долгих войн, среди которых выделялась Тридцатилетняя война – первая в истории общеевропейская война, - изменилось соотношение сил между европейскими государствами, испанское преобладание в Европе сменилось французским» (стр. 116)
| Тема 3. Английская революция XVII в.
| 2ч
|
12
| Гражданская война и её итоги (параграф 12)
|
|
Д. з.: таблица «Гражданская война и её итоги» на стр. 135 (использовать карту «Английская революция» на стр. 133)
Дата
| Важное сражение или событие
| Его значение
|
|
|
|
Знать термины: гражданская война, регулярная армия, памфлеты, диктатура.
Знать: «В результате гражданской войны в Англии была уничтожена не только монархия, но и сам монарх. Страна была провозглашена республикой, хотя фактически на смену монархии пришла военная диктатура Кромвеля. Но взгляды диктатора отвечали интересам новых, буржуазных кругов.
13
| Англия во второй половине XVII в. (параграф 13)
|
|
Д. з.: таблица «Англия во второй половине XVII в.» на стр. 145
Дата
| Важное событие
| Его значение
|
|
|
|
Знать: «Реставрация Стюартов не смогла остановить развитие в Англии буржуазного уклада. В результате «Славной революции» этот уклад стал определяющим в экономике страны. Феодально-абсолютистские порядки были окончательно сломлены. Англия стала буржуазной парламентской монархией».
Знать термины и понятия: протекторат; реставрация; политические партии; парламентская, или конституционная монархия.
| Тема 4. Культура стран Европы в XVI - XVII вв.
| 3ч
|
14
| Культура эпохи Возрождения (параграф 14)
|
|
Д. з.: стр. 163, задание 2: Что позволяет назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля титанами Высокого Возрождения?
Знать: «Конец XV-первая треть XVI в. – эпоха Высокого Возрождения в Италии, время ярчайшего расцвета новой культуры. Тогда же идеалы Возрождения выходят за рамки Италии и широко распространяются во многих странах Европы. Эта эпоха породила удивительные по глубине и многогранности личности, оставившие нам богатое философское и литературное наследие, достижения технической мысли и бессмертные шедевры искусства.
15
| Литература и искусство XVII в. (параграф 15)
|
|
Д. з.: знать итоги: «С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре эпохи Возрождения приходят новые направления в литературе и искусстве: пышное и эффектное барокко, глубокий реализм таких мастеров, как Сервантес или Рембрандт, строгий и рациональный классицизм.
Вопрос 1 на стр. 167: В чём состояли особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира?
16
| Образ мира: наука и философия в XVI-XVII вв. (параграф 16)
|
|
Д. з.: знать итоги: «В результате замечательных открытий нескольких поколений учёных в XVII в. произошла подлинная революция в естествознании. Новая картина мира сложилась главным образом на основе достижений астрономии, математики и механики. Быстро развивалась философия, в которой сформировались два наиболее важных направления: эмпиризм и рационализм».
| Тема 5. Европа XVIII в. Идеи и политика
| 3ч
|
17
| Просвещение (параграф 18)
|
|
Д. з.: вопрос 3 на стр. 194: Чем была важна идея Монтескьё и других просветителей о разделении власти на три ветви? Почему объединение этих трёх ветвей, преобладавшее прежде, не устраивало просветителей?
18
| Политическая карта Европы и мира в XVIII в. (параграф 19)
|
|
Д. з.: Используя карту «Европа во второй половине XVIII в.» на стр. 202, составить таблицу задание 1 стр. 204
Дата
| Название войны
| Основные итоги
|
|
|
|
Рассказать о Семилетней войне (1756-1763 гг.) и усилении России (стр. 200-201).
Запомнить:
170-1714 гг. – война за испанское наследство;
1700-1721 гг. – Северная война;
1740-1748 гг. – война за австрийское наследство;
1756-1763 гг. – Семилетняя война;
1772, 1793, 1795 г. – три раздела Польши.
19
| Тестирование: стр. 254, 10; стр. 267, II, I вариант Заключение к пятой главе: В век Просвещения возникает теория «общественного договора», утверждавшая ответственность верховной власти перед народом и право народа на замену не отвечающей своей высокой роли власти. В преобразовании мира возможности разума и созидательного труда.
|
|
| Тема 6. На заре индустриальной цивилизации
| 1ч
|
20
| Англия в XVIII в. Промышленный переворот (параграф 22)
|
|
Д. з.: стр. 236, задание 1
Фамилия изобретателя
| Изобретение и дата
| Его значение
|
|
|
|
| Тема 7. Рождение американского государства
| 3ч
|
21
| Северная Америка в XVII в. (параграф 23)
|
|
Д. з.: запомнить:
1607, май – основание Виргинии – первой английской колонии в Северной Америке;
1620 г. – основание пуританами колонии Новый Плимут;
1676 г. – восстание под руководством Бэкона в Виргинии;
1682 г. – основание Пенсильвании.
Использовать атлас Новая история 7-8 класс Москва «ДиК» 1998
22
| Начало конфликта между Англией и её североамериканскими колониями (параграф 24)
|
|
Д. з.: стр. 257, задание 3
Дата
| Важное событие
| Его значение
|
|
|
|
Запомнить:
1765 г. – принятие закона о гербовом сборе в колониях;
1773, декабрь – «Бостонское чаепитие»;
1774, сентябрь-октябрь – заседание Первого Континентального конгресса. Принятие Декларации прав;
1775, 19 апреля – начало войны за независимость.
23
| Война за независимость и её итоги (параграф 25)
|
|
Д. з.: стр. 267, задание 3 (использовать карту «Война за независимость английских колоний в Северной Америке и образование США», стр. 260)
Дата
| Важное сражение или событие
| Его значение
|
|
|
|
Даты:
1776, 4 июля – принятие Вторым Континентальным конгрессом Декларации независимости;
1777, октябрь – победа американцев у Саратоги;
1781, октябрь – капитуляция английских войск в Йорктауне;
1783, 3 сентября – подписание мирного договора между Англией и США в Париже. Окончание Войны за независимость;
1787 г. – принятие конституции США.
Для желающих: сообщение «Вашингтон Джордж – первый президент США»
| Тема 8. Страны Востока в XVI - XVIII вв.
| 3ч
|
24
| Мусульманский мир (параграф 26)
|
|
Д. з.: знать устройство Османской империи:
Глава государства – султан, или падишах
Второй человек государства – великий визирь
Высшее духовное лицо государства, духовный глава мусульман – халиф
Государственный совет (султанский совет) – диван
империя была поделена на 21 провинцию – зялет. Во главе каждой стоял губернатор – паши.
Опорой Османской империи была армия. Султан имел постоянное войско – янычар.
Османская империя стала могущественным государством данного периода. Сулейман I Великолепный вёл не только завоевательные войны, но и активно использовал дипломатические отношения. При дворе султана были открыты посольства ведущих стран Западной Европы, Центральной и Южной Европы. (стр. 225 в поурочных планах)
Д. з.: запомнить:
1526 г. – возникновение государства Моголов на севере Индии;
1600 г. – основание английской Ост-Индской компании;
1757 г. – победа англичан над французами близ Плесси.
Отсутствие в Индии сильного централизованного государства пагубно сказалось на судьбе этой древнейшей страны. Вначале она стала объектом нападений воинственных соседей. А затем сокровища Индии привлекли внимание европейских держав. В борьбе за Индию победу одержали англичане, во второй половине XVIII в. закабалившие значительную часть страны.
26
| Страны Дальнего Востока в XVI-XVIII вв. (параграф 28)
|
|
Д. з.: знать:
1603 г. – объединение сёгуном Изясу Токугава основных княжеств Японии;
1639 г. – прекращение Японией торговли с иностранными державами (кроме Китая и Голландии);
1628-1645 гг. – крестьянская война в Китае;
1644 г. – начало правления Цинской (маньчжурской) династии в Китае;
1757 г. – закрытие китайскими властями всех портов (кроме Кантона) для европейских купцов.
Две крупнейшие страны Дальнего Востока, Китай и Япония, к XVII в. достигли исключительно высокого уровня материальной и духовной культуры. Но дальнейшая самоизоляция этих стран от внешнего мира, их «закрытость» привели к значительному отставанию Китая и Японии от ведущих держав Европы. Вопрос «открытия» дальневосточных стран приобрёл для них первостепенное значение.
Итоговый контроль по теме Страны Востока в XVI-XVIII вв.
Поурочные планы, стр. 344-347
Итого: 26 часов
Полугодие II
История Нового времени
История России
Тема урока: Периодизация мирового цивилизационного процесса.
Хронологические рамки Нового времени
Ведюшкин «Новая история. 7 класс. Поурочные планы»
Понятие «Новое время»: «Новое время - принятое в исторической науке название исторической эпохи или отрезка времени, которое длилось в Европе с конца XV века до 1918 года»
Аграрная цивилизация уступает место индустриальной цивилизации
Цели:
1. Познакомить с хронологическими и географическими рамками нового времени
2. Знать об основных чертах традиционного общества и чертах зарождающегося индустриального общества, стр. 7-8
ФГОС Инновационная школа В. Н. Захаров, Е. В. Пчелов - История России XVIII век. Учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений под научной редакцией профессора, доктора исторических наук, директора Института российской истории РАН Ю. А. Петрова, 4-ое издание. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, соответствует гос. образовательному стандарту, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Москва, «Русское слово», 2018, 240 страниц
Работа с лентой времени на форзаце учебника
С. р. по схеме
V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| X
| XI
| XII
| XIII
| XIV
| XV
| Новое время
|
Средневековье
| |
На руинах античности (V-конец XI-го века) – раннее Средневековье; два столетия – зрелое Средневековье; до конца XIV-го века – позднее Средневековье. Его «осень» - преддверие эпохи Нового времени.
История России XVII - XVIII вв.
Программы общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы, М. «Просвещение», с. 11
IX-XII вв. – Древнерусское гос-во; XII-XV вв. – удельный период; XVI-XVII вв. – централизованное гос-во; XVIII-начало XX века – Российская Империя; Советский период – начало XX в.-конец 80-ых; 90-ые-Настоящее время – Новая Россия (по Степанищевой).
Россия на рубеже XVI - XVII вв. (3 часа)
1. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
2. Смута
3. Окончание Смутного времени
Краеведение. Ввоз и вывод товаров через порт Архангельск и Белое море.
Контроль знание:
Обозначьте стрелками направление вывоза товаров из России за границу и ввоза из других стран в Россию:
Россия
| Изделия из железа и стали (ножницы, замки, ножи)
Кружево
Сало
Изделия из меди и олова (кружки, блюда)
Лён
Полотно
Холст
Писчая бумага
Шёлк
Канаты
Украшения, краски
Сахар, вина
Смола
Порожние бочки
Кожа
| Другие страны
|
Поморская энциклопедия с. 322
Товары выгружались на дощаники и доставлялись в Холмогоры.
Архангельск, 1584-1613: становление международного морского порта; 1613-начало XVIII века – главный морской порт России, с каменными Гостиными дворами (1668-1684 гг.) П. Э. стр. 41
Работа с картой (П. Э. вкладыш)
Кто такие поморы? А. В. Репневский: Поморами назывались люди, которые жили рыбным промыслом.
Мы с вами не относимся к поморам.
Североведение. Предложено создать содружество Баренцева моря - Баренц-региона (1991)
О мезенских качах (судах): они были легче регулярных судов («История Архангельского Севера»)
Россия в XVII веке (6 часов)
1. Политическое развитие страны
Тема урока: Политическое развитие страны.
Работа с текстом учебника «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс», 10-ое издание, М. Просвещение, 2011, 240 стр., А. Данилов, Л. Г. Косулина для образовательных учреждений
Д. з.: Чем была вызвана необходимость реформ приказной системы (третий вопрос)?
Работа с помощью схемы «От Средневековья к Новому времени». Понятие средневековой Европы – это общность христианских народов
Новая история зарубежных стран. 7 класс. Поурочные планы к учебнику Ведюшкина, С. Н. Бурина, Волгоград, издательство «Учитель», 2007
Работа со словарём
Сословие - социальные группы, с. 359
Итоги: О признаках традиционного общества: Деление средневекового общества на сословия; господство натурального хозяйства.