ИЗ «ОПИСАНИЯ АЗОВСКОЙ ГУБЕРНИИ». 1781 Г.
«<...> Сия страна подвержена бывшим издревле разным переменам и так сказать служившая свету театром злоключений и разорений, ныне в мирное и благополучнейшее <...> приведена <...> состояние. Новая Днепровская линия закрывает границу; поселенные три гусарских, три пикйнерных и греческий пехотный полк, кроме расположенных по крепостям гварнизонов и казачьих полков всегдашним сей губернии, в случаях противных, служат защищением и преградою от насилъства. Обширное пространство плодовитых и тучных земель, которые I прежде бывшими запорожцами оставлены были в небрежении <...> возделывается <...> Качество земли производит всякаго рода хлеб: рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо, лен, конопель и проч. Из городних овощей: арбузы, отменно сладкие и великие, красные и белые дыни, разные огурцы, земляные яблоки, чеснок, лук, свеклу, петрушку и многия другия. В недрах ее находятся алебастр, мел пишущий и мел, годный к зжению извести, глина для делания кирпича, дикие камни в теску к строению и с зжиению извести способные, как то из оных поселенные греки и армяне делают для себя дома, а чаятельно, что и другого рода камни и руды сыскаться могут, если бы к тому употреблять надлежащие меры. В рассуждении пространных степных мест великое заведено скотоводство: лошадиное, рогатого скота и овечьи заводы суть главнейшим предметом зажиточнейшим к получению изрядного прибытка. Скотоводство здесь содержать тем удобнее, что скот, особенно рогатый и лошади, почти чрез целую зиму, исключая разве месяца полтора, а по крайней мере два –декабрь и январь –могут себе в поле сыскивать пасьбу <...>. Касательно склонности <...> здешних жителей <...> из российских однодворцы и крестьяне больше склонны к хлебопашеству и в земледелии трудолюбивы; малороссияне, упражняясь в том же, склоннее к скотоводству и домостроительству; армяне в купечестве и промыслах отличаются; греки в разных мастерствах, в разведении виноградов и в хлебопашестве <...>».
1. О каких занятиях жителей Азовской губернии идет речь в документе? 2. По мнению авторов документа, какие народы к каким занятиям проявляли склонность? 3. Какие природные условия способствовали развитию промышленности и ремёсел? Работаем с картой 1. Покажите пути татарских набегов на Русь. Где начинались и где заканчивались татарские сакмы? 2. Покажите и назовите южные оборонительные линии Российского государства. Со строительством каких линий непосредственно связана история Донецкого края? 3. Что стало причиной российской военно-земледельческой колонизации в южном направлении? Покажите на карте её этапы. Чем она завершилась?
Думаем, сравниваем, размышляем 1. Пользуясь дополнительными источниками информации и текстом параграфа, составьте исторический портрет И.А.Гильденштедта. 2. Определите историческое значение периода военно-земледельческой колонизации для Российского государства. 3. Многонациональный состав населения нашего края – это результат объективного исторического процесса или волевого решения российских императоров? Свое мнение аргументируйте и подтвердите фактами. Запоминаем новые слова Военные поселяне – военные сословия предшествующей эпохи, переведенные в разряд государственных крестьян, но обладающие более высоким статусом и привилегиями. Ранговая дача – участок земли, получаемый служилыми людьми как жалованье за службу и на содержание себя и своей семьи в соответствии с рангом. Оборонительная черта (линия) – комплекс острогов, сторожевых постов, засек и лесных завалов, а также водных преград для защиты от нападений конницы противника. От центральных районов Российского государства по направлению к южным рубежам были построены следующие оборонительные сооружения: Большая черта (1521-1566 гг.), Белгородская черта (1635-1653 гг.), Изюмская черта (1679-1680 гг.) с ответвлением – Торская чертой (1684 г.), Украинская линия (1731-1736 гг.), Днепровская линия (1770-1783 гг.). Непосредственно на территории Донецкого края была построена Торская черта.
Пути турецко-татарских нападений и продвижение на юг российской военно-земледельческой колонизации. XVI–XVIII вв. Хронология для запоминания 1763 г. – Манифест императрицы Екатерины II о дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах. Памятка для повторения 1708 г. – по указу Петра І создана Азовская губерния (всего 8). 1719 г. – разделение на провинции. Создана Бахмутская провинция. 1725 г. – Азовская губерния именуется Воронежской (всего 14). 1753 г. – в составе Бахмутской провинции создана Славяносербия. 1764 г. – Славяносербия и Бахмутская провинция в составе первой Новороссийской губернии 1775 г. – создана вторая Азовская губерния (в составе: Бахмутский, Торский уезды, всего 9). 1783 г. – образование Екатеринославского наместничества (в составе: Бахмутский, Торский уезды, частично – Донецкий, Мариупольский, Павлоградский (всего 15). 1796 г. – образование второй Новороссийской губернии.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ 1. В чём отличие исторических процессов в северной части Донецкого края от южной (степной)? Каковы были их итоги в XVIII в.? Проведите параллели по периодам. 2. Когда и при каких обстоятельствах вся территория Донецкого края вошла в состав Российской империи? Как это отразилось на административно- территориальном делении края? 3. Можно ли назвать Донбасс конца XVIII в. многонациональным краем? Как проходил процесс его заселения? Какие народы приняли участие в формировании постоянного населения Донецкого края? 4. В чём состоял успех военно-земледельческой колонизации нашего региона, и какими были его этапы? СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1331)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |