Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.
Культурное развитие народов Советского союза и русская культура.
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Практические занятия:
Рассмотрение фото и кино материалов, анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.
Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиции русской культуры
Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внешней политики СССР к началу 1980-х гг.
222
Самостоятельная работа обучающихся:
Обосновано ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
2
Тема 1.2.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
Содержание учебного материала
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР.
Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.
Практические занятия:
Рассмотрение и анализ документального материала, раскрывающего деятельность политических партий и оппозиционных государственной власти сил в Восточной Европе.
Рассмотрение биографий политический деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.; экономический, внешнеполитический, культурный, геополитический анализ произошедших в этот период событий.
222
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовьте (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990-е гг., альтернативного «новому мышлению».
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
4
Раздел 2.
Россия и мир в конце XX - начале XXI вв.
54
Тема 2.1.
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Содержание учебного материала
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е гг.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество. Планы НАТО в отношении России.
Практические занятия:
Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 90-е гг.
Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты
Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.
222
Самостоятельная работа обучающихся:
В тезисной форме сформулируйте важнейшие внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией после распада территории СССР.
Сделайте прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Свои выводы обоснуйте.
3
Тема 2.2.
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
Содержание учебного материала
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией.
Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.
Изменения в территориальном устройстве РФ.
Практические занятия:
Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.
Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей сторон конфликта, их программных документов. Выработка учащимися различных моделей решения конфликта.
Рассмотрение политических карт 1993-2009 гг. и решений президента по реформе территориального устройства РФ.
222
Самостоятельная работа обучающихся:
Существует ли отличие в содержании понятий: «суверенитет», «независимость», «самостоятельность» по отношению к государственной политике. Ответ объясните.
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской Республики за 1990-2009 гг.
2
Тема 2.3.
Россия и мировые интеграционные процессы
Содержание учебного материала
Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.
Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионов мира. Участие России в этом процессе.
Практические занятия:
Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
Изучение основных образовательных проектов с 1992 года с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.
22
Контрольная работа № 1:
«Россия – суверенное государство: приобретения и потери. Россия как партнер НАТО»
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.