МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ И БИОХИМИИ
ЗАНЯТИЕ №1. Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы. Термин "биология" образуется из двух греческих слов «bios» —жизнь и «logos» — знание, учение, наука. Отсюда и классическое определение биологии как науки, изучающей жизнь во всех ее проявлениях. Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д. Методы исследований в биологии Метод – это способ научного познания мира. Методы делятся на теоретические (логические) -требуют мышления, анализа, сравнения, обобщения и т.д. и практические (эмпирические) – требуют конкретных действий с применением или без различных приборов и инструментов. Разные области наук применяют разные методы в зависимости от поставленной цели исследования. Есть общенаучные методы, применяемые во многих науках (сравнение, анализ, описание, эксперимент, обобщение, наблюдение, моделирование и др.) Есть частнонаучные методы, применяемые в конкретной науке. Например, в цитологии: микрокопирование, цитогенетический метод, центрифугирование, в генетике: гибридизация, генеалогический метод, близнецовый метод, в селекции: инбридинг (близкородственное скрещивание), только в селекции растений метод ментора (передача качеств подвоя привитому растению), в биотехнологии: методы клеточной и генной инженерии.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ | ||||||||||||||||
1 | Наблюдение | Визуально или с помощью приборов следят за различными объектами для достижения поставленной цели. | Для получения новых знаний, сбора фактов для описания объекта. Изучают сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных, поведение животных и т.д. | |||||||||||||
2 | Описание | Устная или письменная характеристика объекта по результатам наблюдений | Получение и накопление информации об объектах, процессах | |||||||||||||
3 | Сравнение | Сопоставление и нахождение сходств и различий между объектами (организмами, процессами и др.) | В систематике для распределения организмов по группам, для установления родства и общего происхождения. | |||||||||||||
4 | Классификация | Распределение объектов по различным основаниям | Для упорядочивания имеющейся информации об объектах. | |||||||||||||
5 | Анализ | Изучение объекта (процесса) по отдельным составляющим компонентам | Для получения полной характеристики объекта, процесса, для дальнейшего обобщения полученных результатов | |||||||||||||
6 | Эксперимент | В специальных условиях (управляемых и контролируемых) проводится опыт. Обязательно есть опытная группа, есть контрольная группа. | Для получения новых научных знаний, закономерностей, для подтверждения или опровержения выдвигаемой гипотезы | |||||||||||||
7 | Измерение | С использованием приборов, инструментов определяют какие-то количественные характеристики объекта, процесса | Для дальнейшего их анализа, сравнения, сопоставления, нахождения причинно-следственных связей, для проведения мониторинга | |||||||||||||
8 | Моделирование | Создаются копии прототипа (объектов, процессов) для их изучения. Например, глобус –модель Земли, карта –модель ландшафта, можно создать модели молекул, организма, клетки. | Изучение объектов на моделях позволяет визуализировать невидимые объекты, изучать и прогнозировать изменения, позволяет отрабатывать умения и навыки, оно менее затратное. | |||||||||||||
9 | Мониторинг | Проведение регулярных измерений каких-то величин объектов (процессов организмов, популяций, экосистем, биосферы) | Позволяет выявлять изменения каких-либо параметров, показателей во времени. Благодаря мониторингу своевременно можно выявить и принять меры по предупреждению негативных изменений в природе, в популяциях. | |||||||||||||
10 | Статистический | Проводится сбор и анализ числовых показателей для дальнейшей обработки (в популяциях численность, количество особей с определенными признаками, заболеваниями) | Позволяет получать информацию о динамике изменения показателей, позволяет прогнозировать изменения и своевременно принимать определенные меры. | |||||||||||||
ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ | ||||||||||||||||
МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ И БИОХИМИИ | ||||||||||||||||
11 | Световая микроскопия | Под световым микроскопом рассматриваются объекты (живые или на фиксированных препаратах) и процессы в живых клетках, пропуская через микропрепарат видимый свет | Для изучения строения клеток (формы, размеров, расположения ядра и хромосом, вакуолей, клеточной стенки, пластид, их количества). Для изучения процессов в живой клетке (митоз, мейоз, плазмолиз и др.) | |||||||||||||
12 | Электронная микроскопия | Специально приготовленный неживой микропрепарат (химическим путем зафиксированный) рассматривается под электронным микроскопом (световой пучок заменяется электронным пучком). | Для визуального изучения тонкого строения органоидов клетки (рибосомы, ЭПС, лизосомы, митохондрии, плазматическая мембрана, микротрубочки, центриоли) и даже некоторых молекул. | |||||||||||||
13 | Флуоресцентная микроскопия | Микропрепарат рассматривают через ультрафиолетовые лучи разной длины, которые окрашивают разные вещества в разные цвета. | Для определения содержания разных веществ в разных частях клетки, диагностирования заболеваний, для обнаружения патологий. | |||||||||||||
14 | Центрифугирование | Пробирки с разрушенными клетками вращают под большой скоростью в центрифуге. Из-за разной массы и плотности органоидов клетки при вращении у них возникает разная центробежная скорость, поэтому в конце вращения органоиды в пробирке располагаются слоями. | Для выделения отдельных структур клетки в целях дальнейшего изучения их строения под электронным микроскопом. Более плотные, тяжелые части клетки (ядра) оказываются на дне пробирки, потом митохондрии (пластиды), лизосомы, рибосомы. | |||||||||||||
15 | Цитохимический | Разными реактивами окрашивают препараты и изучают содержание разных веществ в разных клетках. | Для исследования химического состава клеток и тканей живых организмов, обнаружения патологий в тканях | |||||||||||||
16 | Хроматография | Смесь проводят через неподвижное вещество (адсорбент). Разные молекулы веществ в составе смеси имеют разную массу и скорость движения в адсорбенте, поэтому разделяются. | Для определения составляющих компонентов смеси, их количества. Для разделения светопоглощающих пигментов (хлорофиллов а и в) в растениях. | |||||||||||||
17 | Метод меченых атомов (авторадиография) | В организм вводятся молекулы веществ, содержащие радиоактивные изотопы, дающие излучения. Приборами отслеживаются перемещения этих веществ в организме в ходе обмена веществ (пластического и энергетического), фотосинтеза у растений. | Для изучения участия разных молекул в обменных процессах, их количества, движения в организме, мест накопления, путей выведения, а также определения характера биохимических .процессов | |||||||||||||
18 | Рентгеноструктурный анализ | Через вещества пропускают рентгеновские лучи, которые рассеиваются и по характеру рассеивания (дифракции) лучей на экране можно узнать о пространственной структуре молекулы. | Для установления пространственной структуры молекул белков, ДНК и т.д. | |||||||||||||
19 | Электрофорез в геле | Вещества проводят через гель, в котором есть электрическое поле. Отрицательно заряженные компоненты вещества начинают двигаться в сторону положительно заряженного электрода с разной скоростью и происходит их разделение | Для разделения составляющих компонентов вещества(белков, ДНК и др.), имеющих разные заряды. | |||||||||||||
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (625)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |