Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Алгоритм обеспечения успешного психического развития



2019-11-13 164 Обсуждений (0)
Алгоритм обеспечения успешного психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Характеристика нейропсихологических синдромов

1. Синдром функциональной дефицитарности базальных структур
Возраст ребенка: внутриутробный период развития.
Основные причины возникновения синдрома: - повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка (хронические или инфекционные заболевания матери, употребление лекарств); - вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики); - неблагоприятная экологическая среда; - стрессы, испуги, негативные эмоции матери.
Признаки синдрома: - эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения); - быстрая утомляемость; - неустойчивость внимания; - капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении; - патологическое упрямство; - патологическая лень; - нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса); - длительный энурез (до 10-12 лет); - нарушения аппетита и сна; - проявления аллергии или псориаза; - метеозависимость; - вредные телесные привычки (грызет ногти, сосет палец); - затруднено формирование почерка и навыков рисования; - в речи многословность и нравоучения (резонерство); - мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение; - дизартрические проявления; - в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление; - слабый вестибулярный аппарат.
Основные методы коррекции синдрома: - обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие вестибулярно-моторных координаций; - развитие лобных структур головного мозга. Если лобные отделы не сформированы, то прогнозируется интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» - ведущая позиция на всю жизнь.

Термины

Детская нейропсихология – наука о формировании психических функций (мышление, память, речь, внимание и т.д.) в процессе развития ребенка. Тесно связана с неврологией, остеопатией, мануальной терапией.

Синдром – комплекс симптомов (признаков).

 

Формирование понятий

До 3-х лет – понятия «хочу» и «нельзя».

До 4-х лет – понятия «надо» и «могу».

До 5-ти лет – понятие «стыдно».

До 7-ми лет – понятие «должен».

 

 

2. Синдром функциональной дефицитарности стволовых структур
Возраст ребенка: от рождения до 1,5 лет.
Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; - чрезмерное использование памперсов; - депривация (недостаток телесного контакта); - общий наркоз; - предыдущий синдром.
Признаки синдрома: - психическое развитие проходит с нарушением возрастных норм (со смещением этапов); - лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки); - неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, раньше или позднее); - нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота); - нарушение формулы сна, трудности с засыпанием; - гипотонус мышц (переразгибание суставов, плоскостопие, сколиоз, открытый рот и т.д.); - гипертонус мышц (кривошея, срыгивания, хождение на цыпочках и т.д.;  - искажение моторного развития (тики, заикания, тремор); - обилие пигментных пятен и родинок; - нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение, трудности с глотанием, нарушения зрения и слуха; - выраженные девиации языка (высунутый язык, движения языка во рту); - вредные телесные привычки (грызет ногти, сосет палец); - несформированность моторной асимметрии: псевдолеворукость, обоерукость; - низкий иммунитет; - аллергия, диатез, нарушение работы эндокринной системы; - энурез (до 7-9- лет), энкопрез; - не формируются навыки опрятности; - у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием; - искажение порогов болевой чувствительности; - школьная дезадаптация; - нарушение фонематического анализа, сложности с ударением; - проявление неуклюжести; - незрелость эмоциональной сферы; - невротические страхи; - раздражительность и агрессивные проявления.
Основные методы коррекции синдрома: - обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие вестибулярно-моторных координаций; - невесомость (плаванье, качели, батут, фитнесмячи и т.д.); - дыхательные упражнения. Дети трудно поддаются коррекции, часто обучаются в коррекционных классах.

 

 

3. Синдром функциональной несформированности правого полушария
Возраст ребенка: от 1,5 до 7-8 лет.
Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; - депривация (недостаток телесного контакта); - общий наркоз; - эмоциональный стресс; - раннее начало формирования учебных навыков; - все предыдущие синдромы.
Признаки синдрома: - недостаточность развития пространственных представлений; - нарушение дифференциации эмоций; - склонность к обильному фантазированию; - штамповый характер речи и поведения; - в речи многословность и нравоучения (резонерство); - нарушение ритма речи; - нарушение постановки ударений; - истеричность и демонстративность; - синдром дефицита внимания и гиперактивности; - агрессивные проявления.
Основные методы коррекции синдрома: - обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие таких высших психических функций как наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), чувство ритма, зрительное восприятие, зрительная память, обоняние, осязание, вкус, восприятие шумов (звукоразличение), копирование.

 

4. Синдром функциональной несформированности межполушарных связей (мозолистого тела)
Возраст ребенка: от рождения до 7-8 лет.
Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы.
Признаки синдрома: - нарушение вектора сканирования текста с листа; - несформированность фонематического слуха; - аномия (отсутствие связи между образом и словом); - несформированность ведущей руки; - сниженный фон настроения; - повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам; - эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи; - неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.); - нарушена социальная адаптация к новым условиям; - недостаточная дифференциация эмоций; - непонимание юмора в карикатурах и шутках.
Основные методы коррекции синдрома: - обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие межполушарного взаимодействия.

 

5. Синдром функциональной несформированности левой височной области
Возраст ребенка: от 7-8 до 9-10 лет.
Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы.
Признаки синдрома: - неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух; - «проглатывание» окончаний; - не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи; - в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка; - не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще – замкнутость, молчаливость; - размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости; - слухо-речевая память развита недостаточно; - дислексия.
Основные методы коррекции синдрома: - обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие межполушарного взаимодействия; - слухо-речевое развитие ребенка.

Наши контакты

Тел. 8-904-006-66-88; E-mail: [email protected]

http://www.sirotyk.ru (Тверские дети)

Сиротюк Алла Леонидовна, доктор психологических наук, профессор Тел. 8-910-648-41-32 Сиротюк Анастасия Сергеевна, кандидат психологических наук, клинический психолог Тел. 8-904-010-18-87

 

 

6. Синдром функциональной несформированности левого лобного отдела
Возраст ребенка: от 9-10 лет до 12-15 лет.
Основные причины возникновения синдрома: - родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз;  - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы.
Признаки синдрома: - эмоциональная неустойчивость (частая смена настроения); - капризы; - быстрая утомляемость; - равнодушие ко всему окружающему; -  недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности; - нарушена социальная адаптация к новым условиям; - упрощение программ в жизни; - привлечение внешних опор при выполнении задания (потребность в помощи); - не формируется система правил; - восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы. - агрессивные проявления, особенно при попытках регламентировать их деятельность; - нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым); - снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей; - школьная программа усваивается с трудом; - речь бедная, фразы примитивные; - слова, предлоги, слоги - не дописываются; - в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи. Возрастная динамика: - в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций; - в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость; - к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе.
Основные методы коррекции синдрома: - обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие межполушарного взаимодействия; - развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля, любовь, альтруизм, удержание программ, коммуникации, рефлексия (самопонимание, самоанализ, чувство вины).

Рекомендуемая литература

1. Ефимов О.И. Школьные проблемы. СПб., 2004.

2. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. М., 2005.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

4. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.,  2009.

Алгоритм обеспечения успешного психического развития

 

Первым шагом к обеспечению успешного психического развития нормативных детей и детей с отклонениями в психическом развитии является решение неврологических проблем.

В связи с этим, перед началом коррекционно-развивающих занятий рекомендуется провести медицинское обследование ребенка (нормативно развивающегося и с проблемами в психическом развитии):

- допплерография (УЗИ сосудов головного мозга и шейного отдела позвоночника, проверяется кровоснабжение мозга);

- электроэнцефалография (проверяется соответствие степени развития структур головного мозга возрасту ребенка);

- рентген шейных отделов позвоночника (проверяется наличие смещения шейных позвонков).

С данными медицинского обследования необходимо проконсультироваться у детского невролога и мануального терапевта (остеопата), при необходимости провести лечение.

Помните: причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы.

После медицинского обследования и лечения психологические, логопедические и дефектологические занятия будут более эффективными (!).

 

 



2019-11-13 164 Обсуждений (0)
Алгоритм обеспечения успешного психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Алгоритм обеспечения успешного психического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)