Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словообразовательное значение



2019-11-13 1046 Обсуждений (0)
Словообразовательное значение 0.00 из 5.00 0 оценок




Материал к теме 4: Словообразование как система

I. 4. Структура производного слова

 

Для описания структуры производного слова используются понятия словообразовательный формант, словообразовательное значение, словообразовательный тип

I. 4. 1. Словообразовательный формант

 

Русская грамматика (РГ-80). Наука, М., 1980. т.1.- С. 134

Словообразовательный формант – это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих. Например, глагол накрахмалить отличается от крахмалить префиксом на-, а от слова крахмал – суффиксом –и- и префиксом на-; формантом слова накрахмалить является префикс на- /от составителя: потому что префикс на- «наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство»/.

В словах пилотаж, зондаж формантом является суффикс –аж, указывающий на то, что данные слова означают отвлеченное действие, то же, что и мотивирующие глаголы пилотировать, зондировать, а в словах арбитраж, подхалимаж (разг.) тот же формант указывает, что данные слова означают действие, свойственное тому, кто назван мотивирующим словом (арбитр, подхалим).

 

Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М.: Астрель – АСТ. 2002

Фрагмент словаря: С. 693– 694

 

Формантная часть производного слова – это составная единица. Формант – совокупность всех средств, участвующих в образовании слова. В состав форманта входят аффиксы, все морфонологические средства (чередование гласных и согласных, перемещение ударения, усечение производящей основы, наращение основ, наложение морфем).

Средства морфонологии, хотя и широко используются в словообразовании, самостоятельной словообразующей функцией не обладают. Морфонологические явления обычно лишь сопровождают аффиксацию. Аффикс – основной и обязательный компонент форманта, который может представлять его без морфонологических средств или в комплексе с ними. Часто формант – комплексная единица словообразовательной системы. Так, в словах виноградник, лавсановый, законный, вскипеть, закипеть формант представлен лишь суффиксами –ник, -ов(ый), (ый), префиксами вс-, за-. В существительных дружок, дружище в формант входят суффиксы –ок, -ищ(е), ударение и чередование г/ж. В прилагательном современный формант состоит из аффиксальной части со-…-н-, ударения, наращение ен. <…>. В сложном прилагательном кратковременный формант состоит из суффикса –н-, интерфикса –о- и наращения ен.

 

 

I. 4. 1.1. Особенности приставок и суффиксов

как словообразовательных формантов

 

Суффиксы 

1. Присоединяются к основе производящего слова.

2. Находятся рядом с флексией, тесно с ней спаяны и по существу представляют вместе с ней единое словообразовательное средство. Поэтому образование слова с помощью суффикса означает и отнесенность его к определенной части речи: при описании суффиксов в скобках рядом обязятельно указывается окончание, например: -н(ый): закупочный, примерочный; -льн(я): читальня, спальня; -льн(ый): стиральный, родильный.

Таким образом, суфффикс относит слово к определенному грамматическому классу, тем самым выполняет классифицирующую функцию.

3. Закреплены за частями речи: есть суф. существительных, прилагательных и т.д. В русском языке один и тот же суффикс не образует слова разных частей речи.

 

Префиксы 

1. присоединяются ко всему слову: нежный – пре-нежный, тип – под-тип, читать – пере-читать, вы-читать.

2. не изменяют частеречной принадлежности слова: производное слово является той же самой частью речи, что и производящее

3. не являются формообразующими, всегда словообразующие.

  1. одна и та же приставка может образовывать слова разных частей речи: красавиц – рас-красавиц, веселый – раз-веселый; легкий – сверх-легкий, прибыль – сверх-прибыль.

 

I. 4. 2. Словообразовательное значение

Современный русский язык // Белошапкова В.А., Земская Е.А. и др. М., 1981

Фрагмент учебника: С.189 – 190

 

Словообразовательное значение

Установив семантические отношения между производящим и производным, мы тем самым определяем словообразовательное значение данного типа. Таким образом, словообразовательное значение является общим для производных данного типа и устанавливается на основании семантического соотнесения производящих и производных. Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установитьто общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их струтуре, т.е. связано с семантикой производящей базы и форманта (см. файл Словообразовательный формант). Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые серии (ряды) одинаковым образом построенных слов. В семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.

       Словообразовательное значение производных слов разных типов обладает разной степенью конкретности. Наряду с такими конкретными значениями, как ‘детеныш животного, названного производящей основой’, существуют такие отвлеченные значения, как ‘обозначение признака, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой’. Именно так формулируется словообразовательное значение прилагательных с суффиксами –Н- и –ОВ-, производимых от основ существительных (лесной, автомобильный, дорожный; асфальтовый, бензиновый, парковый и т.п.).

Словообразовательные значения неоднородны – то, что было сказано о словообразовательных значениях, относится к словообразовательным значениям простых слов. Сложные слова, сращения, аббревиатуры (т.е все производные, наделенные производящей базой, включающей несколько основ) имеют словообразовательные значения иной природы. Такое словообразовательное значение предложено называть синтагматическим. Оно сводится к идее соединения составляющих производное простых основ. В тех случаях, когда словоосложение соединяется с аффиксацией, синтагматическое деривационное значение осложняется значением, вносимым аффиксом, например, значением отвлеченного действия (в словах типа лесосплав-Ø, сенокос- Ø, ледоход- Ø), значением производителя действия (в словах типа скороход- Ø, стеклодув- Ø, мореход- Ø).

 

Пояснение составителя:

Словообразовательное значение (СЗ) – это обобщенное значение, отвлеченное от ЛЗ конкретного слова. СЗ формируется совокупностью значений производящей основы и словообразовательного форманта. Например, СЗ «носитель процессуального признака» (слова типа изобретатель, избиратель, заместитель, летчик, заправщик и включатель, глушитель, погрузчик ит.д.) складывается из общего значения производящей глагольной основы («действие», «процесс») и значения форманта – суффиксов –тель-, -чик-, -щик- («лицо», «предмет»). В результате получается «действующее лицо» или «действующий предмет», а шире, в целом – «носитель процессуального признака».

То новое, что вносит словообразовательный формант в производную основу (по сравнению с производящей), является словообразовательным значением форманта. Так, суффикс существительного -ин- (горошина, фасолина) имеет значение единичности, суффикс существительных -онок-(медвежонок, гусенок) – значение «невзрослости». Глагольная приставка раз- (рас-) – значение распространения в разные стороны, разъединения (разбросать, размазать, расстелить, разослать, расклеить).

В отличие от ЛЗ слов, СЗ может быть обобщенным, то есть общим для многих производных слов, и может быть более конкретным, частным, общим только для сравнительно узкой группы производных слов. Например, в названном выше СЗ «носитель процессуального признака» выделяются частные СЗ, например: «предмет, предназначенный для выполнения действия, названного мотивирующим словом» – в словах типа будильник, паяльник, умывальник, светильник и под.; «то, что возникло в результате действия» - в словах типа набросок, подарок, слепок.

Еще примеры. Среди производных прилагательных выделяется значительный пласт с общим словообразовательным значением «отнесенность к предмету». Внутри этого словообразовательного значения различаются частные словообразовательные значения: значение «индивидуальной принадлежности» (отцов, дядин, тетин); значение «неиндивидуальной принадлежности,свойственности» (рыбачий, медвежий, конский, человеческий); значение «сделанный или состоящий из того, что названо мотивирующим существительным со значением вещества, материала» (кожаный, глиняный, деревянный, кирпичный, капроновый).

Итак, значение производящей основы и значение словообразовательного форманта – две составляющих, на основе которых формируется словообразовательное значение.

Примечание составителя. Все формулировки словообразовательных значений взяты из Русской грамматики, 1980, т.1.

 

 

I. 4. 2.2. Основные словообразовательные значения существительных:

(По Русской грамматике. М., 1980, т.1. §§ 593 - 601)

· «Процессуальный признак»

Существительные с данным значением мотивированы глаголами.

Примеры существительных: рисование, ослабление, движение; расклейка, порубка; производство; дремота; борьба; дрожь (← дрожать), бег (← бегать), беготня, вспышка и т.п.

· «Непроцессуальный признак»

Существительные с данным значением мотивированы прилагательными.

Примеры: смелость; изящество; радушие; глухота; синева; синь (← синий), горечь (← горький); теплынь (← теплый) и т.п.

· «Носитель непроцессуального признака».

Существительные с данным значением мотивированы прилагательными. Некоторые частные значения:

«предмет - носитель непроцессуального признака» (рыжик, линивец, одиночка, крепыш, желтуха);

«лицо - носитель непроцессуального признака» (бедняга, хитрюга, грязнуля, жадина, дикарь);

«животное - носитель непроцессуального признака» (полосатик, белуха, глухарь);

· «Носитель предметного признака».



2019-11-13 1046 Обсуждений (0)
Словообразовательное значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словообразовательное значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1046)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)