Вокальное обучение Манфредини предлагает строить на эмоциональном, а главное, сознательном восприятии музыки, на выразительном и разумном пении не по слуху, а по нотам.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ В ПРИДВОРНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КАПЕЛЛЕ В 30-е годы XVIII века в Россию начинает проникать итальянская вокальная музыка. интермедии, а с 1737 года стали исполняться оперы На церковных песнопениях, в общем близких по строению русским народным песням, формировались голоса: удобный для пения диапазон, распевность, вокализация на гласные, медленные темпы, внимание к четкости дикции. Итальянские мастера занимались не только постановкой оперных спектаклей, но и обучали пению наиболее одаренных певчих капеллы. В должности придворных капельмейстеров служили Ф. Арайя (1709 — ок. 1770), Б. Галуппи (1706—1785), Д. Сарти (1729—1802), В. Манфредини (1737—1799). В. Манфредини «Правила гармоническия и мелодическия для обучения всей музыки». «Никогда не должно, — говорит автор, — голосом форсировать через силу, певши очень высокие или очень низкие ноты, но всегда петь такие, которые соответствуют голосу, набирая дух в приличное время» В первый год уделяется внимание выравниванию интонации посредством пения интервалов (сначала легчайших, а при переходе к «фигурному» пению — интервалов скачками), изучению увеличенных и уменьшенных интервалов, а также пению хроматизмов, ибо «кто имеет практику и сведущ в знании теории о всех скачках интервалов, которые почитаются душою всякого пения, тот не может никогда ошибиться в интонации» Во второй год обучения певцам «выравнивают» голоса на вокализации, обучают произношению слов, для чего перед пением педагог рекомендует прочитывать слова вслух. Огромное значение Манфредини придает четкости дикции и правильному формированию звука. Пение legato В. Манфредини считает лучшим средством для начального обучения. Третий год является завершающим в певческом обучении. В этот период уделяется много внимания пению арий, вначале «медлительных» — на вокализации, а потом и со словами. Вокальное обучение Манфредини предлагает строить на эмоциональном, а главное, сознательном восприятии музыки, на выразительном и разумном пении не по слуху, а по нотам. Мастерам итальянской школы пения внесли в русскую хоровую школу методически продуманную последовательность в выработке вокальных навыков, обосновали применение рекомендуемых ими приемов пения, способствовали более широкому музыкальному кругозору и эрудиции певчих, отмечали преимущества или недостатки, которые могли приобрести певцы в процессе обучения пению. Влияние, распространяющееся и на церковный православный ритуал, нашло воплощение в духовных концертах. Духовные концерты выдающегося итальянского мастера Д. Сарти отличались блеском внешних эффектов, впечатляющей театральностью исполнения духовной музыки в оперно-концертном итальянском стиле. В 1738 году императрицей Анной Иоанновной был издан специальный указ об основании в г. Глухове, в то время резиденции гетманов на Украине, детской музыкально-хоровой школы с разработанной методикой обучения и о выделении ей немалых средств для воспитания будущих профессиональных певцов и регентов. Глуховские солисты имели огромную славу. Среди певцов-малолеток выделялись своими великолепными голосами Гаврила Головня (даты жизни не известны) и Марк Полторацкий (1729—1795) — будущий руководитель Придворной певческой капеллы, Григорий Сковорода (1727— 1794) — будущий философ и поэт, Максим Березовский (1745—1777) — выдающийся певец и композитор, Дмитрий Бортнянский (1751—1799). Прибывшим из Глуховской школы в Петербургскую капеллу мальчикам устраивали экзамен, после чего они попадали под опеку взрослых певчих. С именем Д. Бортнянского связан наивысший расцвет культового пения в России. Бортнянский поставил перед собой более глобальную задачу преобразования Придворной капеллы в центр профессиональной подготовки оперных певцов и учителей пения. Вокальные навыки в Придворной капелле дети приобретали в церковном хоре. Придя в Капеллу, Д. Бортнянский ввел новшества в методику вокально-хорового обучения: «Вырабатывалась агогика (замедление или ускорение темпа), динамика и артикуляция (выразительность и точность воспроизведения текста). Стали употреблять дополнительные темповые авторские обозначения. В разных частях одного и того же концерта в нотной партитуре давались письменные рекомендации типа: петь «медленно» или «оживленно», «довольно тихо» или «довольно скоро». Это придавало больше организованности хору, помогало управлять им в наиболее трудные моменты исполнения... Для упорядочения динамики стали употреблять обозначения силы звука: пиано или форте, то есть тихо или громко... уменьшение или увеличение звучности, расстановку акцентов... Стали придавать значение и таким определениям пения, как «плавно», «величественно», «важно и медленно», «покойно», «подвижно». То была настоящая наука хорового пения, которая уже обещала дать свои первые плоды» Капелла стала комплектоваться двумя составами хора, а именно: предназначенными для пения без сопровождения инструментов (a’cappella) и для участия в оперных спектаклях. Звучание капеллы отличалось мягкостью и ровностью, необычайной чистотой строя, глубоко осмысленным интонированием и отличным произношением слов. Гибкая, живая динамика оставляла неизгладимое впечатление.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |