Из труда современного историка.
Задание № 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Съезд князей в Любече 2) Призвание варягов 3) Первый созыв английского парламента
Задание № 2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Церковная реформа Владимира Святославовича 2) Создание «Русской правды» 3) Окончательный раздел христианской церкви на католическую и православную
Задание № 3. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание № 4. Установите соответствие между событиями и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание № 5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства.
1) Смерд 2) помещик 3) рядович 4) пожилое 5) боярин 6) закуп
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Задание № 6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.
1) рядовичи 2) волхвы 3) помещики 4) закупы 5) полюдье 6) пожилое
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
Задание № 7. Напишите пропущенное понятие (термин).
Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.
Задание № 8. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».
Задание № 9. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание № 10. Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание № 11. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава». Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему. Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) после Олега правил Русью князь Святослав 2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией 3) указанные события относятся к концу IX в. 4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава 5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира 6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии
Задание № 12. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….> 4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….> 8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….> 10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду. 11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….> 16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его. 17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь. 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….> 20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна. 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>» Б) «В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Документ посвящен попытке прекратить междоусобную рознь в Киевской Руси в конце XIIв. 2) Отрывок из документа взят из первого письменного сборника законов на Руси. 3) Первые письменные законы на Руси появились при княгине Ольге. 4) Одним из участников съезда князей был Владимир Мономах. 5) Одним из составителей «Русской правды» являлся Ярослав Мудрый. 6) По решению съезда князья хотели объединиться для борьбы против половцев.
Задание № 13. Какие три из перечисленных божеств относились к пантеону богов восточных славян? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Мокошь 2) Деметра 3) Тор 4) Велес 5) Сварог 6) Арес
Задание № 14. Какие княжества боролись за лидерство в политическом объединение Руси в XIII—XIV в.
1) Галицко-Волынское 2) Нижегородское 3) Тверское 4) Московское 5) Киевское 6) Черниговское
Задание № 15. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание № 16. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание № 17. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы: 1) Зимний дворец 2) митрополит Иларион 3) Успенский собор 4) Кирик Новгородец 5) В. Растрелли 6) Ярослав Владимирович 7) «Учение о числах» 8) Владимир II Всеволодович 9) «Остромирово евангелие»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание № 18. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы: 1) Всеволод Ярославович 2) святые Борис и Глеб 3) Пётр III 4) Владимир Красное Солнышко 5) Александр I 6) Ярослав Мудрый 7) Иван Калита 8) Святослав 9) Мстислав Владимирович Великий
Задание № 19. Прочтите отрывок из летописи.
«В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Олег был первым скандинавским князем, приглашённым на Русь славянскими и финскими племенами 2) после Олега правил Русью князь Святослав 3) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией 4) указанные события относятся к концу IX в. 5) варяги — наёмные воины из Скандинавии на службе древнерусских князей 6) чудь, меря, весь относятся к восточнославянским племенам
Задание № 20. Прочтите отрывок из летописи.
«В год 6472 (летоисчисление от Сотворения мира). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем". В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов. В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил. В год 6475. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.»
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) мать Святослава княгиня Ольга уговорила сына принять православие 2) вятичи селились в нижнем течении Днепра 3) кроме хазар Святослав окончательно разгромил печенегов 4) Святославу не удалось закрепиться на Дунае в противоборстве с Византийской империей 5) данный текст летописи рассказывает о событиях X в. 6) отцом Святослава был князь Игорь
Задание № 21. Рассмотрите схему и выполните задание
Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1». Задание № 22. Рассмотрите схему и выполните задание Напишите название древнего речного пути, обозначенного на схеме цифрой «2».
Задание № 23. Рассмотрите схему и выполните задание
В какой город, расположенный на берегу проливов, соединяющих Чёрное и Средиземное моря, стремились купцы из Скандинавии?
Задание № 24. Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к обозначенным на схеме древним речным путям, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку 2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в. 3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в. 4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком 5) одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат) 6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.
Задание № 25. Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы указаны стрелками.
Задание № 26. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».
Задание № 27. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «2».
Задание № 28. Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат 2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы 3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь 4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси 5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай 6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси
Задание № 29. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Задание № 30. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание № 31. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече. 2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть. 3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах. 4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки». 5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.
Задание № 32. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие из представленных ниже памятников культуры находятся в этом городе? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание № 33. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная монета выпущена в период существования СССР. 2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого. 3) На данном изображении представлен символ царской власти в России. 4) Одним из авторов памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин. 5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.
Задание № 34. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите изображения памятников архитектуры, созданных наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из исторического очерка:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Задание № 35. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
Задание № 36. О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите не менее трёх причин.)
Задание № 37. Каковы были последствия описанного в документе события? (Укажите не менее двух последствий.)
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда современного историка. «Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».
Задание № 38.
О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?
Задание № 39.
Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.
Задание № 40.
Какие черты князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт личности князя.
Задание № 41. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор. Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).
Задание № 42. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
Задание № 43. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на наличие государства в Древней Руси.
Древнюю Русь X—начала XII вв. можно назвать централизованным государством.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1)... 2)... Аргументы в опровержение: 1)... 2)...
Задание № 44. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Древнерусское общество XI–XII вв. нельзя считать феодальным, феодальные отношения в нём практически не были развиты».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …
Задание № 45. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1019–1054 гг.; 2) 862 - 912 гг.; 3) 1090-е –1132 гг.
В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |