Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития детей раннего возраста.



2019-11-13 338 Обсуждений (0)
Особенности развития детей раннего возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучая в методической литературе основные особенности организма ребенка, выяснилось, что в этот период развития ребенка идет его непрерывный рост и развитие, а также высокая интенсивность этих процессов. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для детей этого возраста. По мнению педагогов - психологов (М.Д. Ковригиной, Борисенко М.Г, Камышниковой О.Е. и др.) период раннего детства (первые три года жизни) имеют ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных периодов. [2, 24].

Наиболее быстрый темп развития. В этот период интенсивно увеличивается рост и масса ребёнка (особенно на первом году), происходит быстрое развитие всех функций организма. Быстро развивается высшая нервная деятельность. Быстрым темпом развиваются разнообразные движения, эмоции, сенсорные процессы и все функции речи. Речь становится средством общения с окружающими взрослыми и детьми, средством развития мышления, познания. Происходит развитие всех психических процессов – внимания, памяти, наглядно-действенного мышления, воображения. Очень быстро формируются различные виды деятельности (игра, конструктивная и изобразительная деятельность и др.)

Неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.

Большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния. Дети этого возраста легко заболевают, у них часто нарушается эмоциональное состояние даже от незначительных причин, легко изменяется состояние возбудимости нервной системы, они легко утомляются.

Скачкообразность и неравномерность процесса развития. На разных возрастных этапах ребенок оказывается особенно чувствительным к определенного рода воздействиям, и при наличии соответствующих педагогических условий наиболее легко развиваются соответствующие психические процессы и качества, которые имеют первостепенное значение не только для настоящего, но и для будущего, и которые очень трудно сформировать в более позднем возрасте.

Зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния. Эффект любого занятия зависит прежде всего от эмоционального отношения ребенка к его содержанию. Если ему интересно – он занимается сосредоточенно и длительно, а в противном случае – быстро начинает отвлекаться, скорее устает, в результате чего снижается результат занятия.

Потребность в получении сенсорных раздражений и в движениях. Ярко выраженная ориентировочная реакция на все новое, которая в дальнейшем превращается в специальную оринтировочно-познавательную деятельность, интерес ко всему окружающему, заинтересованное наблюдение, желание узнать, «что это?», «почему?», «как?», «куда?» и т.д.

Потребность в общении с взрослыми. Без эмоционально насыщенного общения нельзя обеспечить эмоционально положительное состояние детей, нельзя достигнуть своевременного психического развития и формирования нравственных качеств личности ребенка. [3, с.18-23]

Лютова Е.К. и Монина Г.Б. отмечают, что высшая нервная деятельность детей в период раннего детства также имеет свои особенности:

    -низкий предел работоспособности, что обуславливает быстрое утомление;

    -сравнительно малая выносливость нервных клеток: многие сильные внешние раздражения (например, резкие звуки) непосильны для детской нервной системы и их действие иногда вызывает защитное торможение. Неуравновешенность нервных процессов – возбуждения и торможения. У детей раннего возраста преобладают состояния возбуждения;

     -трудность формирования тормозных условных рефлексов. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от желаемого действия;

   -легкое возникновение внешнего торможения, вследствие чего дети легко отвлекаются появлением нового раздражения, при сильной заинтересованности чем-либо не слышать обращения к ним, затормаживаются после длительного действия одного и того же раздражения;

-легкая возбудимость нервной системы – частое нарушение возбудимости, возникающее даже от незначительных причин;

-неуравновешенность первой и второй сигнальных систем. Преобладающее значение имеют первосигнальные раздражители, и происходит лишь постепенное увеличение роли второй сигнальной системы, т.е. слова. [4, 15-17]

Субъектная позиция детей дошкольного возраста рассматривается, как способность адекватно действовать в соответствии с целями и задачами деятельности в различных условиях, проявляя самостоятельность и элементарную творческую активность (Т.И. Бабаева, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.). Выражением данной позиции становится мера субъективной активности ребенка, то есть активности, развиваемой самим ребенком. Представляя ребенка раннего возраста в качестве субъекта педагогического взаимодействия, рассмотрим структуру его деятельности, основные новообразования развития и предпосылки становления феномена «Я сам».

Потребность в общении является первым проявлением субъектности ребенка. Затем сфера субъектности резко расширяется на ближайший предметный мир. Ребенок стремится самостоятельно освоить новое действие с предметом. Ребенок становится субъектом по отношению к этим предметам окружающего мира, т.к. предметы требуют операций. Субъектная позиция ребенка в процессе деятельности отчетливо проявляется к окончанию первого года его жизни и выражается симптомами кризиса одного года. Кризисы по Э. Эриксону - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». [5, 18-21].

Кризис одного года обусловлен выделением в сознании ребенка нового объекта окружающего его мира - предмета. Ограничения, которые устанавливают взрослые, вызывают симптомы кризисного периода -обидчивость, раздражительность, частные слезы. Переход на новый этап развития приводит к усложнению структуры деятельности ребенка, изучение которой дает представление о видах деятельности всего периода дошкольного детства.

Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является предметно-орудийная деятельность. В рамках предметной деятельности развиваются процессуальная игра, исследовательская и продуктивная деятельность.

Овладение предметами и игровой деятельностью происходит в процессе общения ребенка с взрослым. Предыдущая, ситуативно-личностная форма общения усложняется, становится опосредованной предметом и действием с ним. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, деловое. Важным видом деятельности ребенка раннего возраста является эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками.

Поведение ребенка раннего возраста отличается ситуативностью (интересны те предметы, которые попадают в поле зрения) и особой эмоциональностью.

Его память и внимание на протяжении раннего возраста сохраняют непроизвольный и непосредственный характер, поэтому ребенок может изучать свойства предметов только на основе действий с ними. Постепенно формируется способность понимать речь взрослого человека, а затем и говорить.

А. Л. Венгер утверждает, что предметно-развивающая среда и социокультурное окружение — мощный фактор, обогащающий (или тормозящий) детское развитие.

Важнейшим механизмом полноценного развития личности с раннего детства являются разнообразные виды деятельности ребенка: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных возрастных этапах те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период раннего детства — предметная деятельность, в дошкольном детстве — игровая.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. [3, 23]

Таким образом, раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

 



2019-11-13 338 Обсуждений (0)
Особенности развития детей раннего возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития детей раннего возраста.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)