Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИКА РАБОТЫ Н. М. ДАНИЛИНА



2019-11-13 599 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА РАБОТЫ Н. М. ДАНИЛИНА 0.00 из 5.00 0 оценок




С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ХОРОМ СССР (1 9 3 7—1939)

1.При наборе певцов в хор Данилин требовал наличия певческого диапазона, который он проверял на долгих по длительности, раздельно пропеваемых звуках сначала вверх, потом вниз, требуя, чтобы голос ставился «на звук» интонационно точно. Это было особенно важно для теноров и сопрано, которых он доводил до си, а меццо-сопрано, баритонов и басов — до фа. Здесь уяснялись природный тембр певцов, наличие ровности в регистрах, владение дыханием.

 

О рабочем диапазоне Николай Михайлович говорил так: «У каждого голоса есть свои рабочие ноты, то есть те ноты, на которые больше всего пишут хоры, и эти ноты — идеальны. Когда испытывают голоса, проверяют, может ли певец долго петь на этих нотах. Если не может, скоро устает — значит не годится. Если не выходят верхние ноты, это полбеды, это можно сделать. На рабочих нотах голос должен петь чисто и сколько угодно». К рабочим нотам он относил: у альтов — (лям—фа1, у теноров — (до1—фа1), у басов первых — (Фам—до1 у басов вторых — (дом—солъм). О рабочих нотах у сопрано не сказано, видимо, потому, что их ноты дублировали теноров октавой выше:

 

2. Данилин обращал внимание на чистое интонирование голоса, особенно на переходных звуках верхнего регистра сопрано и теноров.

 

3. Для прослушивания верхних звуков регистра Н. М. Данилин применял арпеджио на мажорной гамме, пропеваемой на всем диапазоне по полутонам вверх на «f» и на «р» в медленном движении с возобновлением.

 

4. Давал упражнения на скачки голоса (до-ре-соль-ля), где наилучшим образом проявляются устойчивость и ровность звучания.

 

Приступая к разучиванию хорового произведения, Данилин кратко говорил об авторе музыки и словесного текста, о содержании, иногда о стилевых особенностях, затем проигрывал произведение на фортепиано.

 

Перед разучиванием произведений Данилин распевал хор, считая, что сначала нужно настроить инструмент, а потом на нем играть. Упражнения он использовал как средство к тому, чтобы постепенно вырабатывать ими вокально-хоровые навыки, развивать слух и чувство гармонии. Николай Михайлович не любил часто обращаться к инструменту, предпочитая без него добиваться чистоты интонирования и певучести звучания хора, ибо частое обращение к фортепиано портит хоровой строй.

Наивысшей точкой напряжения и внимания певцов Данилин считал момент задавания тона, который он воспроизводил всегда тихо, пропевая только один звук, по которому хористы сами находили нужные им ноты. Он запрещал хору повторять за ним вслух тон, ибо это тоже вело к загрязнению звука. На концертах Данилин задавал тон сзади хора, на репетициях иногда он задавал тон пением арпеджио сверху вниз.

 

В процессе работы легкие сочинения a cappella пелисьсразу же со словами, более сложные сольфеджировались,очень сложные разучивались раздельно по партиям и даже по голосам. При наличии технических трудностей разбирали сначала каждую в отдельности, и только усвоив, пропевали произведение целиком.

Н. М. Данилин любил медленно пропевать произведение, часто не на полном звуке, как бы напевая «бесстрастно», ровно, на мягкой атаке, ясной артикуляции гласных, и очень следил за интонацией, проверяя вступление партий и отдельно взятых звуков, помогая хору поддержкой на рояле. Он говорил, что «самое трудное — вступать после паузы, нужно хорошо знать музыку. Вступать после паузы с верной интонацией (точно в ноту), в нужном месте, с верными словами — первое правило хорошего певца».

Намечая оттенки, он внимательно слушал, выясняя неверные интонации, добивался идеальной фразировки, соблюдая строй, ансамбль, динамику и характер слова.

На репетициях был немногословен, ценил время, считая, что: «хуже всего, когда отдельное место при разучивании повторяется много раз и неизвестно для чего. Надо обязательно указывать, для чего повторяем, что надо изменить, исправить или улучшить. Только тогда повторение ведет к достижению цели, только тогда оно имеет смысл. Иначе — пустая трата времени. Да и хор всегда сильно утомляется, если чувствует бессмысленное топтание на месте».

 

Согласные, при традиционном требовании слитности их с гласными, должны формироваться в высокой позиции, как и гласные, но без распевания их.

   

Вспоминая годы своей учебы, Данилин говорил, что уже тогда научился читать партитуру глазами, то есть с л ы ш а т ь партитуру. Он часто спрашивал: «А зачем Вам рояль? Вы разве г л а з а м и не слышите?». Такая способность слышать партитуру возникает у человека, когда он приучен петь мелодию про себя — беззвучно. Это и есть внутренний слух, который нужно развивать.

 

Какими средствами достигал Н. М. Данилин высокого уровня художественного исполнения? Прежде всего — отношение к с л о в у , его месту в смысловой передачи музыкальной фразы.

 



2019-11-13 599 Обсуждений (0)
МЕТОДИКА РАБОТЫ Н. М. ДАНИЛИНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИКА РАБОТЫ Н. М. ДАНИЛИНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)