Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Что случилось с культурой российского общества в XXI веке?



2019-11-13 200 Обсуждений (0)
Что случилось с культурой российского общества в XXI веке? 0.00 из 5.00 0 оценок




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

 

Культура современного общества.

Лекция №1.

Литература

Лотман Ю.М. Феномен культуры. – Труды по знаковым системам. Вып. 10, Тарту, 1978
Кребер А., Клакхон К. Культура. Критический анализ концепций и дефиниций.М., 1978
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983
Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л., 1984
Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989
Библер В.С. Цивилизация и культура. М., 1993
Гвардини Р. Конец нового времени. – Феномен человека. Антология, М., 1993
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996
Кармин А.С. Основы культорологии. Морфология культуры. СПб, 1997
Силичев Д.А. Культурология . М., 2003

 

Две основные культурные парадигмы определяют культурную жизнь современного общества и культурное сознание современного человека: массовая культура (маскульт) и постмодернизм.

В 20 в. в обществе произошли глубокие изменения, главный источник которых – научно-техническая (и технологическая) революция. Произошел переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации.Высокие технологии позволили сделать производство массовым, способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества. Массовое потребление и средства массовой информации (телевидение, компьютерные системы, спутниковая связь, радио, пресса) соединяют и объединяют людей.

В результате этих процессов наряду с традиционной элитарной(высокой) гуманитарной и научно-техническойкультурами в обществе начинает господствоватьмассовая культура. В отличие отнародной массовой культуры (народные развлечения, игры, искусство и др.) маскульт – продукт новых способов производства и потребления, системы средств массовой коммуникации. Основное поле маскульта – духовная культура, индустриально коммерческий тип производства и распределения стандартизованных духовных благ.

Маскульт создается не народом, а профессионалами. Их творения часто называют «китчем» – яркую, но безвкусную массовую продукцию. Маскульт близок рекламе, их роднит: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к преувеличениям.

Основные виды и формы маскульта: комиксы, видеоклипы, система бестселлеров, система «звезд». Основные жанры – это детектив, фантастика, секс, эротика, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм.

Главное назначение массовой культуры – развлечение, удовольствие, острые ощущения, «убить» свободное время, заполнить досуг. В соревновании с высокой культурой за массового потребителя она одерживает верх. Пока будут «массы», будет и массовая культура.

Культура постмодернизма.

Постмодернизм, как и маскульт – продукт постиндустриального, информационного общества. Он отчетливо проявил себя в 1970-е – как движение к компромиссу между высокой и массовой культурой.

В социальной сфере постмодернизм – это определенный образ жизни, это общество конформизма и компромисса. Народ уступает место «массе», «электорату», интеллигенция – интеллектуалам, лишенных интеллигентских комплексов и выступающих как представители преуспевающего среднего класса. На первое место выходят средства, а цели перестают быть ценностью. В идеологии уживаются несовместимые вещи. Жизнь начинает восприниматься как игра, лотерея, дело случая и удачи. Широкое распространение получает мода. Важную черту постсовременной культуры составляет театрализация, охватывающая все области жизни (политику, религию и др.).

Постмодернизм проявляет себя в философии и в науке. В философии он опирается на позиции релятивизма и плюрализма. Постмодернизм критикует науку за абсолютизацию рациональных методов и недооценку интуиции и воображения. Наблюдается тенденция уравнять науку с религией и искусством.

Многие существенные черты постмодернистской культуры зримо представлены в искусстве постмодернизма. Можно выделить две основные тенденции в этом искусстве. Первая – это компромисс с массовым искусством, противостояние модернизму и авангарду с его экспериментированием. Провозглашается культ эклектизма, смешение всех форм, стилей, манер с приемами коллажа, цитирования, повторения. Постмодернизм часто сочетается с китчем. Как правило, произведения постмодернистского искусства имеют красивый вид, они приятны для зрения и слуха.

Вторая тенденция постмодернистского искусства связана со стремлением преодолеть модернизм и авангард с помощью иронии, пародии и гротеска. Под каждое изображение подкладывается другое изображение, другой «текст». Здесь также широко используются цитирование, коллажи, заимствования и др. Эстетика гармонии сменяется эстетикой шока.

Анализ культуры имеет значение, выходящее за рамки чисто теоретических исследований. Проблема культуры – реальная практическая проблема, которая остро встает перед мировой цивилизацией. Культурный нигилизм, пренебрежение к культурному наследию прошлого или к новаторству в культуре, недостаточное внимание общества и государства к созданию условий для расширения межкультурных контактов – все это может отрицательно отразиться на завтрашнем дне человечества.

Лекция № 2.

Человеческое сообщество, существующее сейчас на Земле, можно условно разделить на три типа - доиндустриальный, который основная часть человечества уже прошла; индустриальный и постиндустриальный, относящиеся к современности.

Доиндустриальное общество – это традиционное аграрное общество, в котором господствуют экстенсивные технологии, направленные преимущественно на овладение внешними природными процессами. Этот тип общества представлен сейчас многими странами Азии и Африки.

Второй тип - индустриальное общество, в котором принято интенсивное производство, предполагающее активное воздействие на природу, постоянное обновление, модернизацию и научно-технический прогресс.

Третий тип – постиндустриальное общество, переход к которому в западном мире начался со второй половины XX века под влиянием научно-технической революции и превращения науки в непосредственную производящую силу. На первом этапе развития НТР важнейшей его чертой стала автоматизация производственного процесса. Затем настало время компьютерной и технологической революций, связанных с успехами микроэлектроники, осуществлением технологических процессов на молекулярном, атомном и субатомном уровнях, применением биологической, мембранной, лазерной и плазменной технологий. Все это вызвало коренные изменения в жизни людей. В их повседневный быт вошли персональные компьютеры, кабельное телевидение, видеодиски, записывающие устройства, спутниковая связь, позволившие очень быстро сделать любую информацию достоянием всех и каждого. Создание компьютерных и информационных сетей привело к информатизации всей системы общественной жизни, породило экранную культуру, потеснившую устную и письменную. Сегодня информационные потоки через компьютерную сеть проникли во все сферы деятельности человека. Не случайно ученые называют постиндустриальное общество одновременно информационным.

Состояние современной культуры во многом определяется культурой постиндустриального общества. Вследствие научно-технической, компьютерной и технологической революций современная культура перетерпела фундаментальные изменения. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие – гуманитарную, научно-техническую и массовую.

Гуманитарная культура включает в себя религию, философию, мораль, классическое искусство. Хотя эта культура сохраняется и развивается, ее влияние в современном обществе падает, особенно среди молодежи, которая воспринимает ее устаревшей, скучной и трудной, требующей слишком много времени для осмысления и понимания.

Большим престижем в современном обществе пользуется научно-техническая, или так называемая интеллектуальная культура, включающая в себя прежде всего новые течения модернизма и авангардизма в искусстве, непосредственно связанные с наукой, новейшей техникой и технологией, обращенные главным образом к интеллекту, а не к чувствам человека. Так, современные течения неомодернизма активно используют в качестве художественных средств фотографию, кино, трафаретную печать, видеотехнику. Основные течения неоавангардизма, прежде всего поп-арт, боди-арт, хэппенинг, инсталляция, исповедуют идею, что «все есть искусство», уравнивая тем самым искусство с обычными вещами. В последнее время в интеллектуальной культуре происходит активный процесс вытеснения неомодернизма постмодернизмом, в котором главным становится не само произведение, а спонтанный процесс его создания. Поэтому художественное значение постмодернизма ставится в зависимость от силы производящего эффекта, способности вызвать шок у зрителя.

В целом, научно – техническая культура, как и гуманитарная, является культурой для ограниченной части общества. Обе они составляют элитарную культуру, нелегкую для восприятия и требующую для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности.

Безраздельное господство в современном постиндустриальном обществе имеет массовая культура. Ее возникновение было подготовлено всем ходом развития западноевропейской цивилизации, прежде всего возникновением в XV веке книгопечатания и появлением в XVI-XVII веках газет и журналов, ставших впоследствии важным средством распространения массовой культуры. В XIX веке к ним присоединяются фотография, радио, кинематограф, а в XX веке возникает телевидение, положившее начало новой, телевизионной и экранной, цивилизации.

Массовая культура впервые появилась в США, т. к. будучи не слишком отягощенной историческим и культурным прошлым, она оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса. США породила особую культурную индустрию, позволяющую производить и тиражировать массовую культуру для массового потребления.

Характерными чертами массовой культуры стали сегодня ее доступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность, ориентация на не развитое сознание людей.

Современная культура в целом основывается на европейской культуре городского типа сильно потеснившей народную культуру. Корни народной культуры – в деревне, но деревня в современном индустриальном и постиндустриальном обществах утратила свою независимость от города. Всеобщая грамотность и развитие средств массовой информации позволили приобщить сельское население к современной городской культуре, но фактически сделали культуру деревни подражательной. Крестьянский фольклор стал сегодня на фоне повальной гонки за новизной реликтом прошлого.

В современном индустриальном и постиндустриальном обществе происходит смещение центра культурного и духовного влияния на людей от школ, вузов, классического искусства и церкви к моде и телевидению. Вместе они становятся определяющим ядром культуры и всей современной жизни людей, выполняя ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание, должны стать модными. Практически все сколько-нибудь существенные события современной общественной и культурной жизни принимают форму яркого телешоу.

В целом, современная культура становится все более упрощенной. Хотя внешне культурная жизнь нашего времени изобилует громкими событиями, внутренне она переживает глубокий кризис духовности. Основными признаками этого кризиса являются девальвация этических и юридических норм в обществе, упадок в области литературы и искусства, подмена образования пустыми знаниями, исчезновение традиционной культуры, духовное обнищание и бескультурье людей, рост суицидов и наркомании. Как отмечал выдающийся культуролог XX века Питирим Сорокин, что даже искусство стало сегодня «товаром для массового потребления», «приложением к рекламе», «музеем социальной патологии», поставив в центр своих интересов не Бога и позитивные идеалы, а насильников, убийц и сексуальных маньяков.

Сегодня все больше людей осознают неблагоприятность современной жизни и культуры, ищут выход из этого положения. Такая озабоченность звучит, к примеру, в манифестах Римского клуба, созданного в 1968 г. крупными учеными, общественными деятелями и бизнесменами из многих стран мира с целью более глубокого уяснения происходящих в современном мире социокультурных процессов и прогнозирования неоднозначных последствий научно-технической революции. В пути преодоления кризисных явлений в современной культуре многие ученые предлагают изменить ориентацию дальнейшего развития науки и техники, отказаться от техногкратической модели развития цивилизации, придать первостепенное значение духовному и моральному совершенствованию человека разумному ограничению его потребностей, приводящих к загрязнению окружающей среды, истощению энергетических ресурсов и угрозе термоядерного конфликта.

ЛЕКЦИЯ №3.

Одной из актуальных проблем современного общества является низкий уровень культурного развития населения России. Массовое пренебрежение к народным традициям, духовно-нравственным ценностям, искусству, литературе и экологии привело к тому, что в начале XXI века происходит падение культуры общества.

Что случилось с культурой российского общества в XXI веке?

Внутренние процессы в РФ, повлиявшие на социокультурную жизнь, сказываются как на культуре отдельных граждан, так и на мировоззрении группы лиц, представляющих определенные слои населения. В результате, можно увидеть, что на современную социокультурную ситуацию большое влияние оказывают негативные тенденции. Они выражаются в низком уровне образованности людей, усложнении межличностных отношений, проблемах воспитания детей, появлении нежелательных образцов поведения и взаимодействия. Можно заметить высокий уровень психической и социальной напряженности, отсутствие эффективных способов, препятствующих расслоению общества, падение интереса к культурным ценностям, деградацию в сфере научно-технической деятельности.

Интегрирование нового социокультурного опыта западных стран привело к тому, что собственная история и культура занимает в приоритете граждан РФ второстепенное место, тогда как интерес к культурному наследию постепенно исчезает. Социальное общество разобщено, поэтому потеряно ощущение таких понятий, как социальная идентичность, позиция и статус отдельного члена социума. Появились расхождения между запросами, образом и стилем жизни слоев населения с разным уровнем дохода и различной образовательной базой. Больше всего от падения культуры «страдает» молодое поколение, которое стремится к нововведениям в культуре, забывая об исконно русских традициях и менталитете.



2019-11-13 200 Обсуждений (0)
Что случилось с культурой российского общества в XXI веке? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Что случилось с культурой российского общества в XXI веке?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)