Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль конкуренции и сотрудничества в развитых странах мира



2019-11-13 592 Обсуждений (0)
Роль конкуренции и сотрудничества в развитых странах мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Международная конкуренция - борьба между фирмами различных стран за:

- более выгодные условия производства и сбыта товаров (услуг) на мировом рынке,

- получение наивысшей прибыли,

- выгодные сферы приложения капитала, источники сырья и дешевой рабочей силы.

Признаки международной конкуренции

Масштабность

Динамизм

Острота

Участие правительств в поддержке национальных экспортеров

Появление новых эпицентров конкурентной борьбы

Преобладание неценовых параметров (качество, надежность, удобство, скорость, техобслуживание)

Формы МК

Многонациональная конкуренция – между национальными рынками различных стран.

Глобальная конкуренция – форма международной конкуренции, при которой конкурентная позиция фирмы в одной стране определяется ее конкурентными преимуществами на мировом рынке.

Причины международной конкуренции:

1. Образование глобальных монополий (олигополий);

2. Глобализация финансовой сферы, финансовых рынков;

3. Появление новых рынков (капиталов, еврорынков, страхования); новых субъектов инфраструктуры мирового рынка (информационных систем, Интернета, сотовой и спутниковой связи);

4. Разработка и введение новых правил регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам сотрудничества, интеллектуальной среды;

5. Рост степени открытости экономики и уменьшение степени свободы государств в формировании экономической политики;

6. Регионализация экономики; криминализация мирохозяйственных связей.

Черты глобальной конкуренции:

а) взаимосвязь конкуренции и монополии;

б) многообразие ее форм и методов;

в) вовлечение в нее новых субъектов, включая посредников;

г) доминирование критерия эффективности.

Особенности глобальной конкуренции:

1. Появление новых конкурентов (новые промышленно развитые страны, восточноевропейские государства, крупные торговые фирмы);

2. Появление новых форм конкуренции (множественно-национальная – multidomestic).

3. Появление новых видов монополистических объединений (глубоко законспирированные картельные сговоры в области технологии, трудно поддающиеся антитрестовскому контролю).

4. Изменение содержания производственной монополии, под которой нельзя понимать любую крупную корпорацию.

Главное – присвоение ею монопольной сверхприбыли.

5. Преобладание олигополистической конкуренции, когда в рамках каждой отрасли господствуют несколько соперничающих друг с другом крупных объединений, формирующихся на основе производственных и технологических связей.

6. Противоречивое единство конкуренции как соперничества и конкуренции как сотрудничества.

Промышленный шпионаж часто вытесняется сотрудничеством фирм в области НИОКР с целью удовлетворения будущего спроса. Это происходит на национальном и международном уровнях.

7. Изменение конечной цели конкуренции: стремление к обеспечению стабильности существования фирмы не путем грубого силового давления на рынок, а через максимальный учет запросов массового потребителя.

8. Ренессанс мелкого бизнеса, его мирное сосуществование с крупным бизнесом.

Конкурентоспособность - это экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности фирмы, отрасли, страны.

- это характеристика объекта, отражающая его отличия от других,

- обладание определенными преимуществами по сравнению с зарубежными аналогами,

- позиция субъекта хозяйствования на сегменте мирового рынка.

Уровни конкурентоспособности

· Глобальный

· Национальный

· Мезоуровень

· Микроуровень

Конкурентоспособность фирмы - возможность фирмы производить продукцию более привлекательную для потребителей по ценовым и неценовым характеристикам, чем продукция конкурентов

Конкурентоспособность отраслиопределяется наличием у нее конкурентных преимуществ, позволяющих:

1. производить (с издержками не выше интернациональных) продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей (потребителей) относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены);

2. поставлять ее на конкурентный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией.

Конкурентоспособность страны - способность в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние государства и ее граждан;

– это эффективность использования ее ресурсов, воплощенная в величине национального дохода на душу населения (М. Портер)

Конкурентоспособность национальной экономики- сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д.

Для определения конкурентоспособности на уровне национальной экономики можно сослаться на концепцию М. Портера, в основе которой лежит эффективность использования факторов производства (ресурсов). Исследователь считает, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет большого самостоятельного значения, так как основная цель государства в экономике — обеспечить гражданам высокий (повышающийся) уровень жизни, а достижение этой цели прежде всего зависит от эффективности использования ресурсов. [5].

Заслугой М. Портера является анализ конкурентоспособности страны, основными показателями которой должны быть уровень жизни и уровень общественной производительности труда.

Четыре детерминанта конкурентных преимуществ, сформулированных М. Портером, таковы: параметры производственных факторов; параметры внутреннего спроса; наличие конкурентоспособных на мировых рынках родственных или поддерживающих отраслей; стратегия фирм, их структура и соперничество. При этом необходимо учитывать условия в стране, определяющие как характер создания фирм и управления ими, так и особенности конкуренции на внутреннем рынке, наличие конкурентной среды, обеспечивающей возможность прорывных изобретений и технологий, а также политику правительства и ее соответствие стадии развития конкурентных преимуществ.

М. Портер выделяет стадии факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ. По его мнению, непосредственное влияние на национальные конкурентные преимущества правительство в состоянии оказывать на первых двух стадиях.

Интерес к проблеме конкурентоспособности в настоящее время, как в мире, так и в России, возник не случайно. Интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике во второй половине 90-х годов, наряду с либерализацией рынков способствовали усилению конкуренции между фирмами, странами и регионами, и необходимость повышения своей конкурентоспособности увидели многие государства. [22].

Экономику США сегодня нельзя замкнуть только в национальные границы, отдельные "агенты американской экономики" действуют во всех уголках мира. Поэтому США не ищет место в рейтинге конкурентоспособности, ведь американская экономика самая большая и богатая в мире. Последние 20 лет она росла стабильно высокими темпами, занятость находилась на уровне, превосходящем соответствующие показатели их основных конкурентов. Треть прироста мирового валового продукта за этот период была произведена в США. Производительность работников, вооружённых достижениями новых технологий, росла самыми высокими темпами среди промышленно развитых стран, что позволяло США успешно конкурировать со странами с низкой оплатой труда из числа развивающихся. Несмотря на все изменения в мировой экономике, Соединённые Штаты уверенно сохраняют мировое лидерство как производитель и экспортёр промышленных товаров.

Экономика США на протяжении многих лет была и пока ещё продолжает оставаться мировым лидером по основным макроэкономическим показателям, а соответственно и по уровню удовлетворения потребностей собственных граждан. В этой связи небезынтересно взглянуть на то, каковы же приоритеты стратегии США по поддержанию и укреплению конкурентоспособности американской экономики. [11].

Лидерство США определяется не только позициями основных кредиторов, но и фундаментальными преимуществами в реальном секторе экономики и прежде всего в уровне развития внутреннего товарного рынка, а также в формах и размерах американских капиталов, накопленных за рубежом.

Основные направления деятельности США по повышению уровня конкуренции:

1. Американское правительство уделяет первоочередное внимание наращиванию научно-исследовательского и научно-технического потенциала, способного обеспечить прочный фундамент для дальнейшего развития инновационной экономики.

2. Государство постоянно совершенствует созданный им механизм эффективного вложения федеральных ресурсов, а также привлекаемых ресурсов частного сектора в развитие науки и технологий.

3. В США значительное внимание уделяется стимулированию фундаментальных исследований. Последовательно наращивая их финансирование, в том числе в области информационных и телекоммуникационных, био- и нанотехнологий, правительство США видит в них чрезвычайно важный потенциал для прорывов сразу на нескольких технологических направлениях, что, в свою очередь, при наличии отлаженного механизма передачи технологий может в короткие сроки преобразить экономику США, способствуя её выходу из любого экономического кризиса. Вопрос лишь в том, смогут ли США и дальше наращивать научно-исследовательский потенциал при резко снижающемся доверии к доллару. [1]

Сегодня лидерство США находится под угрозой. И главная угроза исходит не от тех стран, которые занимают первые позиции в рейтингах, а от таких стран как Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея. Специалистов США особенно настораживает политика Китая и Индии. Китай уже сегодня занимает второе место после Соединённых Штатов по объёмам государственных расходов на науку. В 2006 г. национальные расходы на науку Китая достигли 29,4 млрд. долл., что примерно в 2,5 раза превысило расходы 2000 г. И Китай продолжает их наращивать темпами примерно 20% в год. В стране принята амбициозная программа - довести бюджетные расходы на исследования до 2% ВВП к 2010 г. и до 2,5% - к 2020 г. С некоторым отставанием, но аналогичным курсом движется Индия. Именно в эти страны с высоким уровнем развития научного потенциала устремились американские ТНК, перенося в них свои лаборатории. [11].

Основным фактором, обеспечивающим высокий уровень жизни, Р. Лоренс считает производительность труда. По этому показателю США лидировали на протяжении большей части XX века. Однако к концу века прежде всего Япония и Германия достигли уровня США по производительности, и это стало предметом серьёзных дебатов. Рассматривались различные причины замедления темпов роста производительности и соответственно уровня жизни: от непомерных военных расходов, связанных с реализацией имперских амбиций США и претензий на глобальный центр силы до структурных изменений в экономике вследствие "информатизации" (таких как массовый перевод предприятий обрабатывающей промышленности за рубеж, в страны с дешёвой рабочей силой). Но наиболее приемлемым для американской экономической элиты было признанно объяснение того, как замедлился рост производительности труда в следствие того, что в течение всего послевоенного периода США выполняло функции пионера научно-технического прогресса. Другие же страны лишь копировали нововведения, освоенные в США, что требовало значительно меньше времени и ресурсов. Но в начале XXI века ситуация сильно изменилась, и сегодня по многим направлениям японские и немецкие компании обогнали своих американских конкурентов, и последние вынуждены заимствовать нововведения и выступать в виде догоняющих.

В международных договорах, в законодательстве Российской Федерации и иностранных государств нет единого понятия недобросовестной конкуренции, а значит, и противодействуют ей все страны по-разному. В некоторых государствах, например, США, Канаде, Японии, борьба с недобросовестной конкуренцией ведется в рамках антимонопольного законодательства, так как она рассматривается в качестве одного из элементов монопольной практики. В других государствах, например, в странах ЕС, меры противодействия недобросовестной конкуренцией являются самостоятельной частью правового регулирования, существующей наряду с антимонопольным законодательством. В Нидерландах, Франции и Италии для борьбы с этим явлением используются общие положения гражданского права об ответственности за гражданский деликт. Они рассматривают недобросовестную конкуренцию как неправомерное действие, причиняющее ущерб, подлежащий возмещению согласно общим нормам деликтной практики. Судебные органы этих стран выработали понятие и определение действий, подпадающих под определение недобросовестной конкуренции. [12]

Мировой практический опыт применения антимонопольного законодательства позволил выделить две основные модели антимонопольного регулирования: американскую и европейскую. американская модель ориентирована на достижение идеала совершенной конкуренции, поэтому запрещает монополию как структурную единицу и осуществляет строгий надзор за действиями субъектов, функционирующих на рынках с монополистической структурой. однако данный подход в современных условиях уже признан ограниченным. нельзя не согласится с мнением Л. Туроу, который утверждает, что "если мы хотим строить конкурентную экономику в условиях ее глобализации, необходимо признать, что методы XIX века неприменимы в XXI веке". В США антимонопольная политика ориентирована на регулирование слияний и поглощений фирм, а также на контроль за антиконкурентным поведением фирм на рынках и носит запретительный, ограничивающий характер. Японии также не была навязана американская идеология свободных рынков. Европейская же модель строится на принципе разумности и исходит из того, что современные рынки несовершенны с точки зрения условий конкуренции. олигополистическая модель рынка признается предпочтительной, в том числе в силу развивающихся интеграционных процессов в мировой экономике. Поэтому конкурентная политика в странах западной Европы основана на принципах регулирования и ограничения монополистической деятельности, ведущей к негативным социально-экономическим последствиям для общества, т. е. на реализации концепции "эффективной конкуренции" и по своему характеру, в целом, стимулирующая. [19].

Международное движение капитала (ввоз и вывоз капитала) является одной из форм международных экономических отношений. Направления миграции предпринимательского капитала зависят от множества факторов как экономических, так и политических.

Капиталовложения в иностранную экономику — активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет того, что, во-первых, за рубежом создаются новые рынки; во-вторых, часть экспорта ТНК постоянно адресуется их зарубежным филиалам, и эта гарантированная доля составляет свыше 30% экспорта Канады, Германии, Франции, Швеции, около 50% экспорта США. В-третьих, инвестиции позволяют корпорациям обойти тарифные и нетарифные барьеры принимающего государства. [2,c.77].

Олицетворением движения капитала в современном мире являются ТНК. Сегодня ТНК контролируют свыше 50% мирового промышленного производства, 67% международной торговли, более 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау и что особенно для нас интересно, почти 90% прямых зарубежных инвестиций. Среди лидеров международного движения капитала как по импорту, так и по экспорту выделяются высокоразвитые страны, к которым относятся, прежде всего, США, Япония, Великобритания и Германия. [2,c.79].

Для того чтобы играть определенное место в экономике необходимо иметь хороший рейтинг.

Методические аспекты оценки рейтингов привлекательности инвестиционной деятельности в международной экономике имеют огромное значение, так как позволяют объективно оценить возможности вложения инвестиционных ресурсов, капиталов в различной форме.

Место каждой страны мира в международных рейтингах является своеобразной визитной карточкой для инвестора, который ищет возможности для вложения собственного капитала. С этой стороны шансы Украины на привлечение иностранных инвестиций остаются мизерными. Рейтинговое соседство Украины, которая является крупнейшей европейской державой, со странами третьего мира не способствует укреплению международного рейтинга. Кроме того настораживает негативная тенденция нисхождения по рейтинговой лестнице все ниже и ниже для нашей страны.

К числу наиболее авторитетных грандов мирового рейтингового бизнеса относят, такие агентства, как Mood’ys, Standart&Poor’s , а также Fitch IBCA. Базисными для составления рейтингов данных агентств являются такие финансовые индикаторы, как ликвидность и кредитоспособность. Большое внимание уделяется также политическому фактору. В современной мировой экономической ситуации большое значение уделяется также таким показателям, как индекс экономической свободы фонда Heritage, индекс человеческого развития ООН. Место страны по итогам Мирового форума в Давосе представлено значительно более широким спектром показателей, характеризующих страну с разных сторон. Однако отчеты и публикации этих авторитетных учреждений часто лишены оперативности, им присущ определенный временный лаг действия. Данные рейтинги как бы подытоживают достижения страны в экономической и социальной сфере и задают общую картину тенденций развития, тем самым, оказывая сильное влияние на долгосрочные цели инвесторов. [7,c.49].

Положение и статус нашей страны в последние годы, её место в рейтингах данных международных авторитетных организаций.

Кредитный рейтинг Украины Mood’ys investors service для Украины характеризуется следующими данными: текущий рейтинг Украины - В2 для государственных облигаций, В3 – для банковских депозитов. Среди стран, имеющих такой же рейтинг – Парагвай, Туркменистан, Румыния и Венесуэла. Чуть ниже находятся Пакистан, Молдавия и Аргентина. Среди причин, которые не способствовали бы росту доверия к Украине Mood’ys investors service называет: рост экспорта, жесткая бюджетная политика, уменьшение задолженности и увеличение валютных резервов. При этом Mood’ys investors service неоднократно подвергала критике работу банковской системы Украины, государственную политику и отношения с МВФ. Несмотря на экономический рост в Украине на протяжении последних трех лет данное агентство продолжает удерживать рейтинг Украины на том же уровне, а именно СааI, присваивая ему статус «с негативной перспективой». Рейтинги данной организации присваиваются в виде букв и цифр. Наивысшим является рейтинг Ааа, дальше последовательно идут Аа1, Аа2, Аа3, А2, А3, Ваа1, Ваа2, Ваа3, Ва1 и т.д., самым низшим является Саа3. Для сравнения положения Украины можно привести следующие данные данного агентства: Польша имеет рейтинг Ваа1, Литва - Ва1, Латвия - Ваа2, Эстония – Ваа1, Россия – Ва3. Самый высокий рейтинг имеют страны США и страны ЭС, а также Швейцария и Люксембург [7,c.54].

Индекс коррумпированности Украины составляет 2.1 (в этом списке мы на 83 месте среди 91 коррумпированной страны). Больший размах коррупции признан в Азербайжане, Боливии, Камеруне, Кении, Индонезии. Менее корумпироваными признаны Финляндия, Дания и Новая Зеландия.

По инвестиционному риску (данные компании Economist Intelligence UNIT) Украина имеет показатель «О» - 61 балл. Для сравнения Ангола также входит в группу «О» (это группа беднейших стран мира). Методология признания риска определена в этом агентстве группами двух показателей: 1) политика, структура экономики, ликвидность, 2) показатели, связанные с исполнением обменных операций. Самый высокий риск это группа «Е», самый низкий – группа «А». Россия по данному рейтингу занимает группу «С» -54 балла, Эстония - «В», Польша - «В». [7,c.58].

Вышеперечисленные факторы создают неблагоприятный портрет нашего государства в мировом сообществе и безусловно для преодоления сложившихся тенденций экономике и социальном устройстве Украины необходимы большие усилия всего общества и его властных структур.

Выводы

В качестве обобщений в теоретическом исследовании можно заметить, что сегодня для всех стран международные экономические отношения играют большую роль.

Установление и развитие таких связей способствует интеграции стран в мировое хозяйство, с тем, чтобы каждая страна ощутила значимость своего потенциала, смогла развивать свои базовые хозяйственные направления и обеспечивать ресурсные потребности национальной экономики.

Международные экономические отношения сегодня - это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен.

В первой части работе подробно рассмотрены два вектора международных экономических отношений, это внешнеторговые отношения и инвестиционная политика, их составляющие и оценка. Вызвано это тем, что на долю торговли исторически приходится самая большая доля заключенных и проведенных договоров, обменов. Инвестиции для нашей страны очень важны, они позволят увеличить ВВП и войти в мировое содружество на правах равноправного члена.

 

 



2019-11-13 592 Обсуждений (0)
Роль конкуренции и сотрудничества в развитых странах мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль конкуренции и сотрудничества в развитых странах мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)