Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация патриотического воспитания



2019-11-13 231 Обсуждений (0)
Организация патриотического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своей державой. [12, 20]

Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни, труде людей, природе. Зарождается это сложное чувство из любви к близким, к тому месту, где ребенок родился, где прошли его годы детства, к своей малой родине.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, но особую значимость она приобрела в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение, стала задачей государственной важности.

Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной Республике играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Если обратиться к словарному определению «патриотизм» – преданность и любовь к Отечеству, к своему народу.

Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять, приумножать богатства своего родного края. [14, 38]

Знакомство детей с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут стать патриотами и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал, ты вспоминаешь Родину, такую, какой ее ты с детства увидал».

Наш край, с его богатым боевым и трудовым прошлым и настоящим, представляет большие возможности для формирования у молодого поколения чувства гордости за свой народ. Сама социально-культурная среда здесь способствует воспитанию основ нравственности, патриотизма у подрастающего поколения.

Наследование нравственных и духовных ценностей родной культуры в дошкольном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатление еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота. [4, 120]

Воспитание детей в духе толерантности – это:

- приобщение к культуре своего народа;

- формирование уважения к иной культуре;

- формирование взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия.

Одной из главных задач воспитания толерантности является приобщение детей к культуре и традициям народов разных национальностей. Она включает в себя ознакомление детей с обычаями и традициями народов нашего края, особенностями национальных костюмов, с национальной кухней, песнями и художественными произведениями, народными играми. [11, 38]

Чтобы донести до детей красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознавать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение. В этом нам помогают родители наших воспитанников, рассказывая о своих семейных традициях, участвуя в фотовыставке «Моя семья». Таким образом, мы воспитываем у детей патриотизм, интерес к истории и культуре своего народа, уважение и бережное отношение к семейным ценностям.

Художественно – эстетическое развитие воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает организованная образовательная деятельность по изобразительной и театральной деятельности, по музыке, организация развивающей среды, оформление уголков детского творчества для родителей. [15, 201]

Исходя из этого, нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада включает в себя:

• Воспитание у ребенка любви и привязанности к дому, семье, детскому саду, улице, городу.

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

• Воспитание уважения к труду.

• Формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека.

• Расширение представлений о городах нашей Республики.

• Ознакомление детей с Государственными символами Республики (герб, флаг, гимн)

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

•Формирование толерантности, чувства уважения к традициям других народов.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности. [18, 115]
С целью ознакомления детей с историей родного города, Республики, помимо занятий, организуются досуги и праздники: «День защитника Отечества», – используются и такие формы работы как:

- целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны;

- экскурсии к памятным местам;

- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей - о защитниках родной земли, Отечества;

- используется аудио и видеоаппаратура для слушанья музыкальных произведений о Родной земле, показ детям фильмов о подвигах людей;

- рассматривание иллюстраций, картин, вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

- тематические выставки, посвященные памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда.

Дети приобщаются к искусству и в процессе музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях они обогащаются впечатлениями, развивают воображение, чувства ритма, творческую активность. Музыкальные руководители знакомят детей с обрядами, традициями, песенными и устным народным творчеством посредством музыкальных досугов. В учреждении созданы условия для проявления творческих способностей детей в театрализованной деятельности. В группах имеются уголки ряженья. [30, 38]

Дошкольное образовательное учреждение выполняет подготовительную работу по накоплению первоначальных знаний об Отечестве, и зарождают у них патриотические чувства. В этом процессе основной задачей являются: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу не формальной, систематической, интересной и содержательной.

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. В основе его лежит развитие нравственных чувств. [29, 146]

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. [28, 183]

Гражданское воспитание школьников и молодежи направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Основные цели гражданского воспитания в школе:

- Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

- Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина-патриота своей Родины.

- Социализация личности.

Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы.

Задачи гражданского воспитания школьников:

- Формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание).

- Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину.

- Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.

- Формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [21,165]

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету – к лучшему;

2) вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе – научиться содействовать необходимым переменам. В том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений (школы, и дополнительного образования – бывших внешкольных), семьи и других организаций.

Само слово «воспитание» подсказывает нам, что это непрерывно возобновляющееся приобретение человеком необходимых в общественной жизни опыта, знаний, качеств личности. Как замечательно говорил В. Г. Белинский: «Воспитание – это великое дело: им решается участь человека…».

Постепенно возрождается сложившаяся в прежние годы система форм и методов военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп. [17, 74] Разворачивая сегодня практическую работу, необходимо добиваться единства взглядов на педагогически целесообразное использование этих форм и методов в школе, внешкольных учреждениях (дополнительного образования) и жилых массивах (по месту жительства) и других, учитывая специфику их деятельности, привлекая к участию семьи воспитанников.

Эффективными формами воспитания детей могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героям; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Детей следует знакомить с государственной и военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы. [25,108]

Познавательные интересы старших подростков значительно расширяются: интерес к выбору профессии, стремление к самовоспитанию, нравственному и физическому самосовершенствованию, к общению с разными людьми, интерес к науке, технике, искусству и так далее. Все это требует значительных волевых усилий, внутренней собранности и целеустремленности, самоутверждения как личности через социально значимую деятельность.

Нравственное и гражданское воспитание подростков заключается в формировании у них мироощущения и мировоззрения, развития сознательной общественной активности, дисциплины, побуждения руководствоваться ими в повседневной жизни. В основном у подростков развиваются те качества, которые были заложены в младшем школьном возрасте. От общих понятий «Гражданин», «Родина», «Отечество», «Воин-защитник» подросток старшего возраста вырастает до собственных нравственно-этическихценностей.

Формы патриотического воспитания в основном остаются прежними, но они совершенствуются и усложняются. По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учебой, но и интересами, и участием детей в общественной жизни.

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. В прошедшем веке мы пережили и всплески антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). [25,204]

В XXI веке необходимость воспитания гражданственного самосознания и патриотизма у молодежи вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. [13,89]

 

1.3. Проблемы патриотического воспитания, возникающие
при работе с детьми разного возраста

Проблема переосмысления патриотического воспитания по сей день является актуальной. Это объясняется рядом причин, которые характеризуются тем, что происходит дискредитация не только организации патриотического воспитания, но и самой идеи воспитания личности патриота. Уменьшение внимания государства к проблемам воспитания подрастающего поколения привело к ослаблению работы дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию. [26, 16]

Но всё же, кардинальные изменения в этой области происходят. Патриотизм начал рассматриваться как важнейшая ценность, выраженная не только в социальном, но и в духовно-нравственном, военно-идеологическом, культурно-историческом и других аспектах.

В связи с этим выявляется противоречие между необходимостью осуществления патриотического воспитания дошкольников и отсутствием связанных с ним условий его реализации в педагогическом процессе.

Анкетирование педагогов показало, что при реализации патриотического воспитания они сталкиваются с рядом трудностей, связанных:

- c созданием благоприятных материально-технических и социальных условий;

- c обновлением содержания образования, отбором наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства дошкольников;

- c констатированием по данной проблеме с семьёй.

Опытно-исследовательская работа выявила ряд проблем, препятствующих эффективной работе по патриотическому воспитанию дошкольников, а именно: затянувшийся процесс создания целостной системы патриотического воспитания, сведение патриотического воспитания лишь к одному, хотя и важному аспекту, связанному с будущей военной службой; несовершенство законодательной базы дошкольного учреждения по реализации патриотического воспитания; недостаточное материально-технической и теоретико-методической базы; малочисленность подготовленного кадрового потенциала; недостаточное освещение СМИ патриотического воспитания, предназначенного для дошкольников.[26, 25]

В первой группе выступает важнейшаяпроблема обеспечения предметно-категориальной определенности самого понятия «патриотическое воспитание». Достижение такой определенности – крайне сложное дело, поскольку родовое, более общее для патриотического воспитания – понятие «воспитание» является многозначным. [26, 32]

С точки зрения предметной области исследований воспитание рассматривается и как социальное явление, и как направление педагогической деятельности, и как фактор общественной жизни, социализации человека. С общенаучной точки зрения, воспитание осмысливается в качестве системы, процесса, деятельности. Все вышеперечисленные значения этого понятия трансформируются в соответствующие смысловые конструкции патриотического воспитания.

Сущность и содержание патриотического воспитания– это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [26, 35]

Нельзя не согласиться с тем, что патриотическое воспитание граждан, детей и молодежи – составная часть внутренней политики государства, компонент его идеологической деятельности, поэтому определение стратегических целей, задач, основных направлений патриотическое воспитание принадлежит именно государственным органам. Признание этой объективной зависимости позволяет говорить о правомерности существования понятия «государственно-патриотическое воспитание».

Вторая группа научных проблем патриотического воспитания – научно-педагогические. Наиболее значимые из них – формирование и развитие патриотического воспитания в образовательных и иных учреждениях; совершенствование содержания и методики патриотически-ориентированного воспитательного и образовательного процессов; создание системы непрерывного, соответствующим образом ориентированного образования граждан; оптимизация структуры и управления социально-педагогическим пространством такого рода воспитания; развитие социальной инфраструктуры; формирование патриотических ценностных ориентации у детей и молодежи; содержание и методы диагностики патриотического воспитания, его критерии и показатели; учет пола и возраста детей при организации воспитательного процесса; место и роль семьи в этом виде воспитания и др.

Ключевой проблемой здесь представляется проблема совершенствования воспитания как воспитательного процесса на уровне всех его составляющих компонентов – целевого, субъектно-объектного, содержательного, технологического, результативного [26, 39].

Интегрированные задачи гражданского и духовно-нравственного воспитания, социального воспитания в целом отнесены к целевой области патриотического воспитания, т.е. понятие «патриотическоевоспитание» употребляется в значении общественного воспитания в целом, включает составными элементами все другие виды (направления) воспитания. Гораздо продуктивней, на наш взгляд, вести речь о тесной взаимосвязи патриотического воспитания с другими направлениями (духовно-нравственным, гражданским, экологическим, физическим и др.) воспитания, интегрированности их целей [35, 42].

С другой стороны, в определении патриотического воспитания его целью определено формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В данном вопросе желательна была бы методологическая корректировка.

Формирование личности человека происходит в трех его наиболее важных сферах жизни – сознании, отношениях и деятельности. Но если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены четко (патриотическое сознание и чувство любви и верности Родине), то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина, не проводится важнейшая мысль – патриотизм, в первую очередь, должен проявляться в патриотических поступках и социальной активности. Ограничение сферы патриотического воспитания сферой сознания прослеживается в теории и практике этого типа воспитания на всех уровнях – в концепциях и программах, научных исследованиях, учебных и методических разработках [32, 56].

Нельзя забывать о том, что на целевом уровне патриотическое воспитание детей и молодежи, помимо направленности на формирование социально значимых качеств, фокусируется на достижении других целей воспитательного процесса – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Весьма важный вопрос патриотически-ориентированного воспитательного процесса: какова его субъектная база? Эффективность патриотического воспитания детей в решающей степени зависит от семейного воспитания.

Именно в семье ребенок получает азы любви к своему микросоциуму, малой Родине, именно через семью передается генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей [36, 258].

Именно семья, как социальная ячейка и духовный оплот государства, испытывает сейчас крупномасштабный кризис. Придание ей статуса одного из ведущих субъектов патриотического воспитания детей, включение духовно-нравственного потенциала семейной сферы в содержание патриотического воспитания научно состоятельны и жизненно необходимы.

Актуальной задачей современного патриотически-ориентированного воспитательного процесса является придание ему субъектно-субъектного характера, обеспечение активной роли детей и молодежи в своем нравственно-патриотическом развитии [36, 265].

Третья группа актуальных проблем патриотическоговоспитания – междисциплинарные, входящие в предмет исследования ряда гуманитарно-социальных наук (философии, социологии, политологии, истории, психологии и др.). К приоритетным междисциплинарным проблемам могут быть отнесены следующие: патриотизм – социальный и нравственный ресурс консолидации общества; закономерности и «механизмы» формирования отечественной символики патриотизма; содержание государственной политики в области патриотического воспитания граждан; идеология патриотического воспитания, как система формирования важнейших духовных и социокультурных национальных ценностей и идеалов; система общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов как «надстройка» патриотического воспитания; духовные и культурно-исторические ценности как приоритеты патриотического воспитания; тенденции развития патриотизма в условиях глобального мира; место и роль национальных традиций в патриотических ценностях; патриотические ценности, интересы и устремления молодежи как социальной группы; психологический механизм перевода неосознанных гражданско-патриотических действий в осознанные; психологические особенности сочетания чувственного и рационального в патриотическом воспитании; особенности содержания патриотически-ориентированного исторического школьного образования и др. [34, 30].

Четвертая группа актуальных научных проблем патриотического воспитания – организационно-педагогические. Назовем основные из них: структура и организационно-педагогическое обеспечение государственной системы патриотического воспитания граждан; социально-педагогическая деятельность СМИ, научных и других организаций, творческих союзов по освещению проблем патриотического воспитания, формированию и развитию личности гражданина и защитника Отечества; социально-педагогические механизмы консолидации деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных и других общественных и религиозных организаций и др.[22, 364].

Последняя, пятая группа актуальных научных проблем патриотического воспитания – научно-методические. На мой взгляд, сюда могут быть отнесены: методика организации патриотического воспитания в различных типах образовательных учреждений; методика организации патриотического воспитания в общественных объединениях, военно-патриотических и спортивных молодежных клубах; отбор содержания образования по учебным предметам и актуализация в нем патриотических идей; междисциплинарная интеграция патриотических знаний на уроках в школе; использование активных форм, методов и приемов обучения в процессе патриотического воспитания детей и молодежи; обобщение, систематизация и распространение накопленного передового педагогического опыта в данной области [35, 129].

 



2019-11-13 231 Обсуждений (0)
Организация патриотического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация патриотического воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)