Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образ Христа в поэзии  начала XXI века



2019-11-13 310 Обсуждений (0)
Образ Христа в поэзии  начала XXI века 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Трудно представить себе другой образ, который встречался бы в поэзии столь повсеместно, как образ Иисуса Христа. Парадоксально то, что будучи иконой исключительно христианского мира, Иисус узнаваем (именно узнаваем, а не признан) в абсолютно любом другом вероисповедании: исламе, буддизме и т. д. Говоря об образе Христа в поэзии я не имею в виду некую фигуру с терновым венком на голове, а скорее символическую персонификацию его судьбы (страдания, самопожертвование, благодеяния) в лице Его собственном или , может быть, каких-либо других личностей.

При этом, роль Христа в поэзии давно вышла за пределы жестких рамок религии и времени: Иисус становился прообразом многих поэтов и писателей, особенно золотого и серебряного века русской литературы. Точно так же много примеров образа Христа можно встретить и в современной поэзии.

Начать свою курсовую работу хотелось бы с постановки задач, которые мне предстоит решить с помощью этой небольшой исследовательской работы.

 

Во-первых, надо понять, как изображают Христа в стихотворениях конца XX начала XXI века. Найти разницу между образом Христа в поэзии 90- годов и современной поэзии .

Во-вторых, необходимо объяснить, чем обусловлено различие: попытаться выявить культурологические и исторические факторы .

 

В-третьих, надо обязательно связаться с авторами разбираемых мною стихотворений или прочитать/ посмотреть интервью с ними для того, чтобы узнать, как лично они относятся к религиозной теме, как их мнение может отражаться в их стихотворениях.

 

Образ Христа в поэзии  начала XXI века

Сначала рассмотрим стихотворение «Х. нового времени», написанное автором Dеклатим 15 апреля 2018 года.

 

"Х. нового времени"

 

и каждый раз, превращая вино в воду,

ты даже не думал о том, как теряешь силу.

ты делал всё, делал всё, что угодно.

и даже то, о чём тебя не просили.

 

и каждый раз, вынимая из рук заносы,

ты даже не думал о том, как был близко к Миру,

ты даже не думал, насколько это серьёзно,

насколько легко было превратиться в кумира.

 

и каждый раз, умирая по пятницам в баре,

растекаясь по дереву проспиртованной стойки,

ты, тридцатитрёхлетний успешный парень,

утекал всё дальше от своих сакральных истоков.

 

и каждый раз, когда я тебя вижу,

мне хочется слепнуть от блеска твоей кармы,

молиться, чтоб чуть ближе побыть к свету,

чтоб хоть на секунду выйти из здешнего ада.

но вместо этого - только тень и иже

с ней забирают тебя, раскрывая карты:

того,

чтó есть свет,

в этом миру

нет и

не будет, пока ты не сделаешь всё

как надо.

В городе Кане была свадьба, на которую пригласили Иисуса Христа с его Матерью и учениками. Во время обеда не хватило вина. Матерь Божия заметила это и сказала Иисусу Христу: «У них нет вина», а слугам сказала сделать все, что Он скажет им. В доме находились шесть больших каменных сосудов стоявших по обычаю очищения Иудейского. Господь сказал слугам наполнить эти сосуды водой. И потом сказал им: «почерпните и отнесите распорядетелю обеда». Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, то позвал жениха и сказал: «всякий человек подает сперва хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до конца обеда». Так сказал распорядитель потому, что он не знал, откуда это вино, а знали только слуги, черпавшие воду.   Превратив воду в вино, «положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской». Превращение воды в вино- чудо Иисуса, после которого он « явил славу Свою и  «уверовали в Него ученики Его».  Господь начал творить чудеса после своего крещения , однако эти слова могут говорить о том, что «прежде сего Он не творил другого чуда, которым бы Он явил славу Свою», а значит можно предположить, что это его первое чудо. 

«Превращение вина в воду»- первая строка стихотворения,  в которой мы, безусловно, узнаем библейский мотив, однако он  с точностью наоборот перевернут, изменен. [1] Вода не сделалась вином, значит первого чуда, положившего "начало" другим чудесам, не было. В толковании Нового Завета Феофилактом Болгарским сказано, что «совершив и «другие чудеса»,  «настоящее должно было сделаться достоверным». Получается, описанное в этом художественном пространстве настоящее  либо еще «не сделалось достоверным» , либо ему не суждено «сделаться достоверным» никогда.

Первая строка стихотворения преграждает путь тем действиям, которые по сюжету должны произойти с Иисусом. Здесь идет речь об изменении хода истории. Иначе говоря, библейский сюжет меняет вектор развития , разворачиваясь в сторону, противоположную тому, что написано в Священном Писании.  Если снова обратиться к толкованию Библии, то можно узнать, какой смысл заложен в «превращении» , и, соответсвенно, понять, что может означать это «движение в противоположную сторону». В толковании Феофилакта Болгарского говорится, что    «Под "водою" ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью "водоносами" пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах; под шестым водоносом - разум, которым мы колеблемся в мнениях». Итак, Иисус Христос ««жидкое и нетвердое в нас прелагает в "вино", то есть в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, - чувства, чтобы не погрешали в деятельности, - разум, чтобы мы не погрешали в мнениях.»  Таким образом, "вино" - евангельское учение, а "вода" - все предшествовавшее Евангелию, что  «было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения».

Получается, что «претворение воды в вино» означает «претворение» «нетвердого», то есть неопределившегося, несформировавшегося  в нас в учение. Можно предполагать, что с первым чудом Иисуса физический мир становится еще и миром духовным, ученым,  а жизнь приобретает высшее значение: «В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. она дана двум царствам природы: животному и растительному; в тесном смысле, она требует произвольного движения и чувств, принадлежа одним животным; в высшем знач. как бытие, она относится к душе или к смерти плоти».[2] Как нам уже известно, в стихотворении не происходит превращения воды в вино. Если снова обратиться к истории, случившейся в Кане Галилейской, где Иисус перед превращением сказал Матери : «что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой»[3] , то можно предположить, что чуду дано свершиться в другое время. "Еще не пришел час Мой", - сказал не потому, будто подлежит зависимости от времени или наблюдает известные часы (ибо как прилично сие Творцу времен и веков?), но потому, что все совершает в приличное время». Однако есть противоречие: в стихотворении происходит превращение, значит нельзя сказать, что «час» Иисуса не пришел. Если ссылаться на толкование слова «чудо» Далем: «всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы», то можно сказать, что тут однозначно изображено чудо,  символический смысл которого надо понять.

Первая строка стихотворения во всех смыслах начальная. Она фиксирует то время, когда Христос начинает превращать еще не известное никому земному евангельское учение во «все предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства».

    «Ты даже не думал о том, как теряешь силу»- вторая строка первого четверостишия и вместе с тем узнаваемый библейский мотив «силы». Если Христос в стихотворении «теряет силу», значит  он был наделен ею, как наделен и в писании: «Иисус, будучи Источником всякого блага и всякой силы, имеет и силы, от Него исходящие». Еще одно расхождение с библейским рассказом:  в стихотворении Иисус «даже не думал» о том, как терял силу, а в библии, когда к нему прикасается больная женщина, Иисус  «чувствувует силу, исшедшую из его»[4]. 

Получается, что Иисус, наделенный божественной силой, не наделен способностью чувствовать эту силу. Мы опять имеем дело не с трансформированными, а скорее с искаженными библейскими мотивами. Но чтобы понимать суть искажения, надо хорошо знать, что имеется в виду в первоисточнике. Чтобы узнать, что может обозначать потеря «божественной силы», надо попытаться понять, какими смыслами наделена «божественная сила».

 

Иисус обращается к своим ученикам : «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»[5] . Иисус Христос называет  их «солью земли», т. е посланниками, имеющими великое предназначение- «укрепление слабых учением и обличениями».  И «Если же соль потеряет силу» , то она сделается «негодной».

Получается, что «потерять силу»- перестать осознавать свое предназначение, перестать выполнять свое дело. Тот, кто потеряет силу,  не сможет  выполнять должного, будет «подвергнут презрению», но стоит заметить, что Иисус еще «теряет», а не совсем «потерял».

В третьей и четвертой строке «ты делал всё, делал всё, что угодно. и даже то, о чём тебя не просили » мы опять же узнаем мотивы, из которых построен образ Христа в нашей голове, но они так же искажены. Иисус в стихотворении делает то, о чем не просят, на этом сделан акцент. Иисус в Писании  делает « все что угодно», но это все то, о чем его настоятельно просят. Например, обратимся к Библии: «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.  Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.»[6]; «но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»[7]

Иисус «делал, то о чем не просили». Можно предположить, что все его «непрошенные деяния, совершенные в прошлом» - то что привело к тому, что в настоящем он «теряет силу», а значит, возвращаясь к смыслу первой строчки,  не завершив свой жизненный путь , провозгласив «жизнь вечную», продолжает идти в противоположную сторону.

Продолжая построчный анализ, обращусь к 5 строке стихотворения : «и каждый раз, вынимая из рук заносы». В Библии не упоминается слово «заноза», но оно ассоциируется с распятием. Известно, что Иисуса распяли на деревянном кресте, «заноза» – это «тонкий, острый кусочек дерева, острый осколок металла, стекла и т. п., вонзившийся под кожу».[8]   Явление не описано в Библии. Если Иисус вытаскивает занозы из рук, значит он ожил. Следовательно «занозы»- свидетельство второго появления Иисуса в нашем мире: он представлен нам после своего распятия. Автор не объясняет, как именно Иисус снова оказался на земле: еще раз младенцем появился на свет или же спустился с небес, но нам точно известно, что ему снова предстоит пройти земной путь.

Неизвестно, можно ли назвать Иисуса из стихотворения библейским Иисусом с «новой судьбой»? Шестая строка начинается с таких же слов с каких начинается вторая строка. Автор использует лексический повтор: «ты даже не думал о том, как теряешь силу», «ты даже не думал о том, как был близко к Миру». Такой стилистический прием- сигнал эмоционального усиления речи.

Автор второй раз говорит о том, что « Иисус не думал», но в этой строке все гораздо серьезнее: Иисус в стихотворении не знал, «как был близко к Миру». В Библии все с точностью наоборот: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.»[9]  

Об искажении смысла говорит и грамматическое оформление фразы. Известно, что имя Господа и все, что с Ним связано должно писаться с большой буквы. Здесь обращение к Господу «ты» пишется с маленькой буквы, а слово «Мир» пишется с большой. Может ли это искажение, говорить о том, что «Мир» победил Иисуса, а не Иисус победил «мир»? Для большего понимания обратимся к толкованию этого библейского сюжета. В толковании Библии Феофилакта Болгарского сказано:  «Как с поражением Адама вся природа осуждена, так с победою Христовою победа простерлась на всю природу, и во Христе Иисусе нам дарована сила наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражескую (Лк. 10, 19). Ибо чрез человека смерть вошла, чрез человека же и жизнь, и сила на диавола (1 Кор. 15, 21-55). Ибо, если бы победил один только Бог, тогда ничто не относилось бы к нам.» Таким образом, «Победить мир»- это значит пройти через все испытания и победить греховное в мире. Когда Иисус «победил мир», любовь «победила» ненависть, жизнь «победила» смерть.

Важно заметить, что перед этим Иисус просит своих учеников не забывать о нем, не забывать сказанную им истину: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир». Иисус выполняет свою задачу- оставляет людям свои наставления :«Но вы противостойте искушающему помыслу». Это строка может растолковываться двумя способами. Итак, в стихотворении Иисус не только не «побеждает» мир, он даже не осознает, что находится близко к нему. Библейский мотив «близости» остается, а вот мотив «победы над злом» исчезает. В таком случае Иисус не выполняет своей задачи, то есть не спасает человечество.

Если принимать за смысловую основу грамматическое оформление строки, то можно рассуждать и так: слово «мир» пишется автором с большой буквы, когда обращение к Иисусу- с маленькой. Это может быть сигналом обратного поворота, то есть говорить о том, что «Мир» победил «Иисуса». Тогда можно перевернуть все сказанные до этого утверждения: «Ненависть победила любовь», «смерть победила жизнь».

    В седьмой и восьмой строках «ты даже не думал, насколько это серьёзно, насколько легко было превратиться в кумира» снова приходится наблюдать лексический повтор «ты не думал». Мы уже выяснили, что «не думать», «не осознавать, то что делаешь» Иисусу не свойственно.

Иисус в стихотворении становится для людей тем, кого запрещается иметь в Библии:  «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» [10] Получается, что Бог не может быть кумиром, а Иисус кумиром становится.

Однако это не единственное, что можно сказать по поводу этой строки. Если обратиться к  толковому словарю, то там можно найти следующее определение слова «кумир»: «изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван.»[11] Итак, «кумир» - это языческий Бог. То есть Иисус в стихотворении олицетворяет Бога, но не в христианском мире, а в мире языческом.

Этой строкой заканчивается второе стихотворостишие. Если вернуться к первой строке первого стихотворостишия: « и каждый раз, превращая вино в воду», можно заметить, что за эти восемь строчек рассказывают об обратном пути Иисуса. Первая строка начинается с того, что говорится, как Иисус , «превращая вино в воду», превращает евангельскую истину в все «водянистое» и несовершенное. Делая все наоборот, он начинает путь не к Христианству, а от Христианства, а все, что было до Христианства - язычество. В восьмой строке становится ясно, что Христос воспринимается  как языческий Бог, то есть является символом «жидкого и нетвердого в нас», несформировавшегося .

В первых двух строфах чувствовалось движение: мы могли проследить за символическим путем Иисуса, преодолевшим огромный временной промежуток,  в третьей строфе такого движения нет : мы можем наблюдать его сидящим в баре «растекающимся по дереву проспиртованной стройки». Именно в третьей строфе мы узнаем, что Иисусу 33 года: он показан нам в конце своего жизненного пути. Иисус в год своей смерти утекает « всё дальше от своих сакральных истоков», может ли он «победить Мир»? На вопрос « Что будет, если Иисус не победит Мир?» можно ответить так: «победит» язычество. Обратимся к Священному писанию: « Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.[12] Можно ли второе явление Иисуса Христа на землю быть сигналом того, что современный мир стал языческим? Иисус - «тридцатитрехлетний успешный парень» .Важно обратить внимание на прилагательное «успешный». Если обратиться к толковому словарю, то слово «успех» в подходящем для нас значении толкуется так :«общественное признание, одобрение чего-л., чьих-л. достижений»[13]. Успешный человек- это человек принимаемый обществом. Получается, что «утекающий от своих сакральных истоков» Иисус принимаем обществом.

Последняя самая важная часть стихотворения кардинально отличается о первых трех. Если первые две строфы стихотворения рассказывают о пути Иисуса, третья строфа характеризует его состояние, положение на данный момент времени, то в четвертой  строфе мы можем видеть автора. В ней рассказывается не о самом случившемся, а о переживании этого случившегося: было «ты», «тебя», стало «я», «мне».

 Обратимся ко второй строке четвертой строфы: «Мне хочется слепнуть от блеска твоей кармы». Первое, на что надо обратить внимание – это на слово  «карма»: «одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайниза) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле - общая сумма_совершенных всяким живымсуществом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существова ния».[14] Во- первых, Иисус Христос, символ христианской веры, не может характеризоваться словом, имеющим отношение к другой религии. Во-вторых, могут ли все совершенные поступки Иисуса и особенно их последствия блестеть? Слово «блеск» в Библии  содержится в следующих псалмах: « Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!»[15], «Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой»[16] В словаре «блеск»- это «яркий, сияющий свет; сверкание», «пышность, великолепие» [17] Известно, что прославленный Христос изображается на миниатюрах в божественном сиянии. Мотив «сияния» - один из основных мотивов, сопровождающих образ Христа. Лирическому герою «хочется слепнуть» от великолепия всех совершенных Иисусом дел.  Оксюморон заключается в том, что те дела,  которые совершает Иисус, этим самым «утекая все дальше от своих сакральных истоков», и превращая мир христианский в мир языческий, воспринимаются как сияние. Стоит  обратить внимание на то, что лирическому герою «хочется слепнуть» от того, что сделал Христос. «Ослепнуть» значит «перестать замечать, понимать совершающееся, происходящее вокруг»[18] Фраза может быть понята в двух контекстах: либо лирический герой понимает, что происходит вокруг и ему не хочется осмыслять происходящее, либо  лирический герой хочет покориться такому Иисусу, ослепнуть от его прекрасного сияния и служить Господу. Но как бы это фраза не толковалась, ясно, что лирическому герою только «хочется слепнуть», то есть он еще не «ослеп».

    Третья и четвертая строки последней части стихотворения противопоставлены:

Иисус-«свет», «рай», а то, что происходит сейчас на земле- «ад». Иисус по-прежнему ассоциируется со светом. Лирический герой хочет «хоть на секунду выйти из здешнего ада», и  Иисус мыслится для него единственным проводником.

    Пятая строка последней части «но вместо этого- только тень» является одной из ключевых в этом стихотворении. Слово «тень» сигнализирует нам о двойничестве, о подмене одного другим: «Негативное начало, в противоположность положительному и солнечному. У некоторых примитивных племен тень символизирует душу человека, то же- в колдовстве и заговорах»[19]. Становится понятно, что перед нами не Иисус – «символ христианской веры», а языческий Бог «кумир» с именем Иисуса. Современное общество называет себя христианами, не задумываясь над этим, оно не познает веру. «Иисус Христос» для общества- всякое божество: «потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь»[20] Можно заметить некоторую схожесть с книгой Екклесиаста. «Выводы «Екклесиаста о «суете» человеческой перед лицом будущего суда, справедливы, но «заключение» в 12:13 типично подзаконное, оно рисует лучшее, на что способен человек без искупления и не предвосхищает Евангелия.»[21] Данное стихотворение описывает современный мир, в котором люди, как и в книге Екклесиаста, не познали Бога.

    Автор пишет, что Иисуса забирают ,«раскрывая карты». В данном контексте речь идет об игральных картах. Игральные карты, игральные кости и все, что относится к игре в связи с различными историческими и культурными явлениями и на различных хронологических отрезках привлекала внимание историков, филологов, культурологов и стала объектом специальных исследований. Об «игральных костях» в «Словаре символов» сказано, что «Бросать кости - значит испытывать судьбу, ее неотвратимость и изменчивость. Разломить игральную кость надвое - значит договориться о сделке или восстановить дружбу. В индуизме игральная кость включает в себя символизм куба, четыре стороны которого олицетворяют священные циклы бытия, или юги. В христианстве игральные кости символизируют страдания Христа.»[22] В стихотворении образ «раскрытых карт» может ассоциироваться с идеей разгаданной судьбы, с возможностью победить рок.

    Лирическому герою «раскрываются карты», он замечает подмену. Лирический герой хочет «выйти из здешнего ада», и в нем теплится надежда, потому что он в этом мире видит свет: «того, что есть свет в этом миру». Важно то, что «мир» пишется здесь с маленькой буквы. Автор акцентирует внимание на то, что у человечества еще есть шанс «победить мир», есть шанс победить греховное в мире, обрести веру в Бога. Но этого не случится, пока Иисус не сделает «все как надо».

Для подтверждения своих предположений, обратимся к автору стихотворения. Первое, что сказала Dеклатим про свое стихотворение - это то, что «Иисус Христос в этом тексте не шел к божественности». Но при этом в стихотворении содержится надежда на то, что «мир озарится светом, только потому, что «свет» в мире еще есть».

Но «свет» у автора не столько ассоциируется с Богом, сколько означает «метафору Бога». Для автора свет - «божественное начало вне зависимости от религии»: светлое, хорошее, гармоничное, доброе. Автор говорит о том, что Иисус в стихотворении  «не смог раскрыть себя» . И это можно понимать, как двух планах. В первом (социальном) – с Иисусом, как с любым другим человеком случилось то, что случается довольно часто: Иисус не смог раскрыть свой талант, найти свое предназначение. В этом плане Иисус сравнивается с земным человеком. Во втором плане (религиозном) – Иисус не узнал, что он Иисус, то есть Он не готов к совершению чудес, искуплению грехов человечества: Он в себе не видит Бога.

Обратимся к названию стихотворения. Известно, что название- это самая важная часть стихотворения. Через название можно понять, о чем оно написано, какие мысли и идеи выражает. Как уже нами установлено, «Х. нового времени» написано о современном обществе, о том, как общество относится к религии, о том, каким в данном обществе предстает Христос. Важно отметить то, что Иисус Христос в названии сокращен как «Х.». Более того, в самом тексте он ни разу не был назван по имени, к нему обращались только на «ты».

Dеклатим говорит, что «Х.» - это «необязательное сокращение от «Христос», это может быть так же и человек- икс». Если обратиться к словарю, то «икс» может быть понят как «условное обозначение неизвестного или умышленно не называемого лица»[23] Автор говорит: «на данный момент мы не знаем, станет ли человек-икс Иисусом Христом, мы не знаем, успеет ли он «сделать все, как надо». Но «Х.», по мнению автора, неизвестный в настоящем, но все-таки будущий Христос.

Иисус Христос, безусловно, неслучайно появляется на земле спустя две тысячи лет. То, что Христос показан не тем , кем должен быть- ошибка, которая должна быть исправлена, а то, что Христос показан не тем, кем был тогда- абсолютно продуманный ход автора. Читатель не знает, чем закончится история, и благодаря этому ему предоставляется возможность решить, каков будет конец . Проблема исканий Христа не решается в рамках этого текста, вся ответственность за судьбу Иисуса ложится на плечи читателей.

В свой первый приход Иисус был не понят людьми , во второй его приход его понимают люди, но он не понимает себя и своего предназначения. Безусловно, люди всегда чувствовали добро, тепло и свет, но сейчас они не только чувствуют, но и знают, кто является источником света. Люди теперь знают все, они читали «Священное Писание» и «подкованы» теорией, но это не решает проблемы «неверия», язычества.

Люди тянутся к Иисусу, как все живое тянется к свету. Но тот свет, который был с людьми и в людях не только угас, а совсем потух. Современные люди как будто бы совсем потеряли веру и с ней свет, поэтому наш собеседник называет жизнь «здешним адом». Удивительно, что человек не пытается обрести вечную гармонию. Автор использует глагол несовершенного вида, чтобы показать, что он всего лишь хочет « побыть» ближе к свету- как будто бы «побыть ближе к свету» надо по каким-то установкам, выполнив которые можно опять вернуться к прежней жизни.

Человек хочет побыть «чуть ближе», то есть не хочет совсем приблизится к свету и зажечь свет в себе. Это говорит о том, что люди до конца не осознают, чего именно они хотят, и они тоже оказываются не готовыми к тому, чтобы обрести свою веру.

Человек может поверить в Иисуса, но у него не получается до конца понять, зачем это делать, и Иисус в свою очередь не может поверить в себя. Но общечеловеческую проблему «погашенного света» еще можно решить. Чтобы зажечь огонь, надо иметь хотя бы одну горящую свечу.

Люди были посланы на землю Богом за свои грехи. Людям предстояло и еще предстоит пройти огромный путь от тьмы к свету. Все пребывание на земле человечества понимается в религиозной трактовке как исправление и стремление обратно в Рай. Люди должны становится лучше и потому жить в этом мире им становится все сложнее. Теперь Иисус не может спасти все человечество, взяв на себя все его согрешения , как это было две тысячи лет назад, теперь человечество должно спасти Иисуса и себя.

Понятно, что в уже в сложившихся обстоятельствах современного мира Иисус не сможет стать самим собой. Как уже говорилось, он не мог придти к людям второй раз без причины. Автору неспокойно, и теперь мы окончательно пришли к тому, что с людьми происходит, то, что не должно происходить. И автор как будто чувствует это первым, вызывая на землю Христа, повторяя историю. Появление Иисуса -показатель отклонения от предназначенного человечеству пути.

Человечество придет к свету не тогда, когда Иисус «сделает все, как надо», а когда его собеседник сделает, все, чтобы понять и раскрыть себя , когда он сделается первой «горящей свечой». Мир должен быть готовым к изменениям, чтобы принять Иисуса, то есть поверить в Бога снова.

У Dеклатим есть еще одно стихотворение, которое непосредственно связано с «Х. нового времени».Обратимся к стихотворению «Допрос», которое было написано 25 июня 2017 года.

 

«ДОПРОС»

 

я хотел посвятить ей песню

взял бумагу ручку

вместо этого

привели какого-то идиота

хоть плачь

хоть спейся

что он и сделал короче

в итоге я светил ему лампой в лицо

точнее в то

что от лица осталось

а осталось не очень много

минут двадцать мы со спецом

честно пытались распознать

и пробить по базе

но в общем с начала самого было понятно

что бесполезно

даже отпечатки пальцев не снять

а я тут придурок с песнями лезу

не в том месте работаю

не о том вообще думаю

тут

немного

другая

тусня

а он сидел напротив

много шрамов на лбу

сказал от гвоздей

руки дрожат

красно-кровавые

сказал от гвоздик

насколько я помню

никого похожего не было никогда здесь

насколько я помню

никто до него

не был

так одинок и дик

 

я не знал с чего начать

он заговорил первым

о правоохранительных органах

о терроризме

о текстах священных книг

о том что в современном мире

богом можно стать и без веры

достаточно иметь свой бзик

и много стройматериалов

стигматы делаются обычной дрелью

терновый венец из саморезов и алюминиевой проволоки

или тонкой металлической палки

крест из дсп

главное

чтобы ты всё потерял а

голгофа найдётся на любой свалке

 

я оставил его

вышел на улицу

зажёг маяк сигареты

через три минуты пришла вероника

пока её ждал оторвал пуговицу

придумал название планеты

и первую строчку песни

не знаю зачем

вероятно бомж в отделении вынес мозг

покруче чем мог бы мессер

вероника принесла полотенце и куртку

потому что ночью дежурить холодно

сказала что выиграл челси

сказала что лучше б я курил трубку

в идеале не курил бы вообще

а то и так выгляжу лохом и олухом

я ей сказал мол

ты тоже не святая

и не бессмертная не кощей

отправил домой

 

когда я зашёл он казался бодрее

и даже как будто взрослей

я спросил

кто-то тебя знает

он ответил

что у него есть одиннадцать друзей

я спросил

ты чё оушен что ли

он ответил что да почти но есть ещё один

и это ты

я не понял

я оказался немножко в шоке

я даже собрался уже уходить

он сказал вас должно быть двенадцать

и что он здесь во второй раз

я спросил

когда же был первый

он ответил ты знаешь

и я вспомнил

глядя ему в глаза

и мы оба ответили одновременно

 

почти две

тысячи

лет

назад

 

    В этом стихотворении так же описывается Иисус Христос. Попробуем выявить те мотивы, которые создают его образ.

    Действие происходит в полицейском участке одного из российских городов. Первый раз Христос появляется в четвертой строке стихотворения и называется «идиотом», то есть «человеком, страдающим идиотией, слабоумием»[24]. В пятой и шестой строках мы имеем дело с трансформацией устойчивого сочетания «хоть плачь хоть смейся», автор заменяет один из компонентов устойчивого сочетания - «смейся» на «спейся». Далее сказано, что Христос это и сделал, то есть «спился». Надо заметить, что оба стихотворения содержат мотив «опьянения».

    В стихотворение достаточно подробно описывается внешность Христа. Сказано, что у Него «не очень много осталось от лица», нет отпечатков пальцев, «много шрамов на лбу от гвоздей», руки «красно-кровавые от гвоздик». В христианстве гвоздика – «растительный символ гвоздей распятия»[25]. Гвозди, шрамы, гвоздики кровь - все говорит о распятии Христа. «Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску»[26] Представленный после распятия Иисус так же «одинок и дик». Христос был одинок на протяжении всей своей жизни «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»[27] Он сознавал Свою обособленность, одиночество. Уже тогда Его душу объемлет сознание непонятости: «…Но они не поняли сказанных Им слов»[28] Жизнь Иисуса в этом тексте проходит так же  одиноко и непонятно, как проходила Его жизнь две тысячи лет назад- мотив « одиночества» входит в образ современного Христа.

    Также, здесь хочется отметить, что Христа «пытались распознать и пробить по базе», «снять с него отпечатки», то есть идентифицировать, установить его личность. Эти строки могут растолковываться по- разному. Иисус не обычный «земной» человек, поэтому он не может быть занесен в базу данных. Но может быть и такой вариант: Иисуса нет в современной базе данных, значит он не отображается в сознании людей. Надо отметить, что в этом стихотворении он называется еще и «бомжем», то есть тем, кому нет места на этой земле, в этом мире. И это так же можно понимать в двух планах.  

 

    Отдельного внимания заслуживает то, о чем говорит Иисус: «о правоохранительных органах, о терроризме, о текстах священных книг». Правоохранительные органы – мотив «защиты», терроризм - мотив «разрушения». Правоохранительные органы должны защищать людей от злого, но так как сразу после этого Иисус говорит о «терроризме», значит этого не происходит. То, что сейчас случается в современном мире, можно назвать катастрофой. Поэтому следующее, о чем говорит Иисус - «о текстах Священных книг», Все ответы на вопросы находятся в Священном писании, только обратившись к Евангелию, люди смогут спасти себя.

    Иисус говорит о том, «что в современном мире богом можно стать и без веры достаточно иметь свой бзик», то есть «странность, причуду»[29], о том, что «голгофа найдется на любой свалке»- это совершенно точно характеризует состояние современного мира и положение в нем человека .

    Христос в тексте говорит о одиннадцати друзьях, двенадцатым должен стать герой стихотворения: « у него есть одиннадцать друзей», «есть еще один и это ты», «вас должно быть двенадцать». Угадывается еще один библейский мотив: « В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем»[30] Христом были избраны двенадцать учеников, которые были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение, и которых в дальнейшем назовут апостолами «посланниками»  Христа.

Герой стихотворения, обычный полицейский становится божьим избранником, двенадцатым апостолом Христа. Если в стихотворении «Х. нового времени» Иисус Христос не узнает себя, но Его узнают люди, то в стихотворении «Допрос» земной человек не узнает себя и не узнает Иисуса Христа: «я не понял я оказался немножко в шоке и даже собрался уже уходить», « никого похожего не было никогда здесь».

    Надо отметить, что святым апостолом становится герой не святой: «я ей сказал мол ты тоже не святая и не бессмертная и не кощей». В этом судьба героя может быть сравнима с судьбой апостола Павла, который, будучи ввергнут в кризисное состояние, преодолел свою греховность и впоследствии стал святым подвижником: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего [Иисуса Христа] открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»[31].

    Интересно отметить, что уже в самом начале стихотворения показано, что герой интуитивно понимает: то, чем он



2019-11-13 310 Обсуждений (0)
Образ Христа в поэзии  начала XXI века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образ Христа в поэзии  начала XXI века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)