Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ



2019-11-13 1825 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Виды ощущений

3. Свойства ощущений

4. Чувствительность анализатора и порог чувствительности

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ[1]

1. Дайте определение понятию «ощущение». Приведите 2-3 примера.

2. Охарактеризуйте физиологическую    основу   ощущения. Проанализируйте строение анализатора.

3. Проанализируйте    виды ощущений по критериям. Приведите 2-3 примера ощущений по основным критериям.

4. Перечислите основные свойства ощущений. Раскройте их сущность.

5. Проанализируйте понятие «порог чувствительности». В чем проявляется и чем обусловливается субъективный характер ощущений?

6. Дайте характеристику порогам ощущений.

7. Что такое адаптация ощущений и каков её механизм? Приведите примеры.

8. Что такое сенсибилизация ощущений и   каковы  её механизмы? Приведите примеры.

9. В чем сущность синестезии? Приведите примеры.

10. Можно ли утверждать, что слабые раздражители усиливают, а сильные – ослабевают чувствительность анализатора? Обоснуйте свой ответ.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ[2]

Задание 1. Из приведённых примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа.

А. Девочка четырёх лет нашла табель-календарь. Показывая на число «З», говорит: «Зина» здесь написано». Потом в числах 13, 23 снова находит цифру «3» и повторяет: «И здесь Зина. И здесь».

Б. В детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же.

В. В детском саду проводится игра лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета.

Г. В детском саду проводится следующее занятие. Детям дают десять погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребёнок выслушивает звук одной из погремушек и должен найти такую же по звуку.

Д. Учитель предлагает учащимся первого класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2».

Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие престали писать.

Задание 2. Что произойдёт с ощущением в каждом из описанных случаев?

1.Повреждена сетчатка глаза.

2.Перерезан зрительный нерв.

3.В затылочных долях больших полушарий головного мозга произошло отмирание нервных клеток.

Задание 3. Какие свойства и закономерности ощущений как психического процесса проявляется в каждом примере?

1.    Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться.

2.    После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 градусов, воспринимается как тёплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

3.    Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается повышение слуховой чувствительности.

4.    Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

5.    После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.

6.    Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.

7.    Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле.

8.    Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как красный цвет, звук флейты – синий.

Задание 4. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

1. Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.

2. Человек не слышит, как муха ползёт по столу.

3. При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

4. Ориентировка слепых  опирается на обонятельные, осязательные, двигательные и вибрационные ощущения.

5. Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.

Задание 5. Выберите правильный ответ.

В исследовании обнаружено, что уровень чувствительности к слабым звукам у врачей-хирургов и терапевтов неодинаков.

а) У терапевтов чувствительность к силе звука выше.

б) У хирургов пороги силы звука ниже.

в) У терапевтов пороги силы звука выше.

г) У хирургов чувствительность к силе звука выше.

Задание 6. В какой из ситуаций имеет место ощущение:

а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.

б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух. в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.

г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.

д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.

Задание 7.  Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примерах (что происходит с чувствительностью анализаторов?)

• При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

• Музыкант слышал разницу между звуками 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2 тона.

• Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

• Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.

• Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?

• Почему человек не ощущает пылинок, попадающих на его лицо?

• В романе Э.Л. Войнич есть эпизод: «Джулия, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: от ее такого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту».

• Если люди продолжительное время живут в экологически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.

• Человек, занимающийся йогой, может ходить по лезвию ножа без обуви, не ощущая боли. Почему?

• Существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются более легкие, но с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.

• Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему?

• Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. Почему?

• Человек не замечает тиканья часов в комнате. Почему?

• Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется очень сладким. Почему?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ[3]

1. Разработайте образ-ассоциацию понятию «ощущение»: нарисуйте ассоциации, связанные с каждым словом определения понятия. Глядя на образы-символы, воспроизведите определение.

2. Проанализировать вопрос:  Чувствительность анализатора и порог чувствительности. Сделайте краткий конспект вопроса с примерами.

3. Напишите эссе на тему: «Роль ощущений в жизни человека»   

4. Составьте фантастический рассказ о жизни человеке, у которого нет любых 2-х органов чувств, однако он полностью смог реализовать себя в социуме. Объясните данный феномен.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Восковская Л.В. Психология ощущений и восприятия. – М.: Изд-во Юрайт, 2017. – 475 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 337 с.

3. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов – СПб. : Питер, 2016. – 583 с.

4. Максименко С.Д. Общая психология – М. : «Рефл-бук» - 2004. – 528 с.

5. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. – Москва : Юрайт, 2003. – 688 с.

6. Общая психология / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. – Ярославль: изд-во ЯГПУ, 213. – 492 с.

7. Психология ощущений и восприятия / под редю Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова. – М.: «ЧеРо», 2002. – 610 с.

8. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с.


[1] Данный пункт оформляется в папку на листах А4. Сами вопросы могут печататься (или писаться как № задания), ответы пишутся от руки.

[2] Задачи оформляются в папку на листах А4. Сами задачи могут печататься (или писаться как № задания, ответы пишутся от руки

 

 

[3] Задания по данному пункту вкладываются в папку как отдельные самостоятельные работы.

 



2019-11-13 1825 Обсуждений (0)
Тема: ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1825)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)