КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРАТИВНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
(608 часов)
Условия:
Курс 360 часов – 15 модулей, включая самоподготовку
Курс 140 часов – 7 модулей на выбор из того, что идет в «Сфере»
108 часов – личная терапия, супервизия, интервизии, тренинги тренеров «Сферы»
Диплом: 608 часов
Модальности двухдневками.
· Знакомство с модальностью;
· С чем и с кем работает;
· Пропускание через себя через авторские методики, упражнения;
· Навыки и инструменты;
· Супервизия.
Что с моей точки зрения важно специалисту:
1. Личная терапия.
2. Базовые понятия и принципы работы на которые я опираюсь и считаю важными.
3. Конкретные инструменты помощи клиенту.
4. Важно чтобы в каждом модуле было много личной терапии, в дальнейшем уже супервизии.
Структура курса:
Базовый курс
1. Введение. Базовые понятия. Этика психолога. Базовые принципы. Психодиагностическая модель (1-2 модуль).
2. История интегративного подхода. Теории личности. Современные психотехники. (3-10).
Старший курс:
3. Частные вопросы консультирования. Пятишаговая модель (11-14).
4. Интеграция (15).
Модуль 1. Базовые понятия психологического консультирования. Перцептивный вход. Роль и значение эмоций и чувств
• Понятие ПК. Консультирование, психокоррекция, психотерапия – разница понятий;
• Основные школы и течения в психологии. Интегративный подход;
• Личность психолога и её влияние на процесс. Условия профессионального становления. Мотивация психолога. Этика психолога;
• Состояние потока в консультировании. Влияние состояния потока на процессы клиента и психолога. Тренировка навыка входа в состояние потока;
• Эмоции и чувства и их значение в консультировании. Работа с эмоционально-чувственным контекстом консультирования;
Модуль 2. Психодиагностический инструментарий психолога.
• Основные диагностические критерии;
• Виды диагностики. Основные функции психодиагностики;
• Проективная диагностика;
• Общий обзор тестов и опросников;
• Психофизиологическая диагностика и основы телесной психодиагностики;
• Типологическая модель А.Лоэнна;
• Основы клинической диагностики. Типология.
С 3 по 8 модуль знакомимся с интегративной модальностью – базовыми школами и их постулатами. Практики авторские. Акцент – много терапии личной через практики +работа с определённой категорией клиентов на модуле.
Модуль 3. Инструменты телесно-ориентированной психотерапии в интегративном консультировании. Основы психосоматики.
• Базовые постулаты ТОП. Принципы и инструменты работы;
• Модель В. Райха, модель А. Лоуэнна;
• Насыщение в консультировании. Опорные практики в ТОП;
• Райхианские практики в консультировании. Работа с блоками, зажимами. Работа с хондрозом. (челюстной, шейно-воротниковый блок, грудной: работа с руками – 2 на выбор группы).
• Основная природа психосоматических проявлений. Принципы работы с психосоматическими клиентами, проявлениями;
• Лоуэновские практики в консультировании, роль и значение. Техника «Свеча», техника «коврик и семечка», позиция Арки Лоуэна.
• Заземление в консультировании. Способы помощи в кризисном состоянии. Процессы второй матрицы.
Смотрим: Райх и Лоуэнн
Модуль 4. Аналитическая модель. Возрастная психология: основные этапы эволюции личности
• Представление о личности с точки зрения аналитической модели. Общая концепция развития З. Фрейда;
• Возрастные особенности и их влияние. Основные постулаты возрастной психологии. Исследование основных возрастных этапов и влияние кризисов личности на развитие;
• Возрастные этапы: внутриутробный, период раннего развития; препубертатный; пубертатный период;
• Демонстрационная сессия с разбором и анализом №1;
• Анализ оговорок, описок, сновидений. Метод свободных ассоциаций.
Смотрим: Фрейд
Модуль 5. Работа с кризисными состояниями. Инструменты гештальт подхода в трансформации кризиса.
• Гештальт модель. Базовые понятия школы. Теоретический и практический обзор;
• Основные зоны осознавания. Феноменологический подход;
• Кризис в консультировании, с точки зрения гештальт-модели. Работа с клиентами в кризисных состояниях;
• Работа с горем;
• Техника завершения прошлых отношений. Отпускание отношений. Дневник прощения и психологическая диета;
• Работа с застарелыми обидами, сильными чувствами;
• Работа с усвоенными установками, интроектами, переработка долженствований в ресурс здоровой зрелой личности;
Смотрим: Перлз
Модуль 6. Экзистенциальная модель. Работа с суицидальными клиентами.
• Основные данности жизни с точки зрения экзистенциальной модели: смерть, свобода, ответственность, смысл жизни;
• Качество жизни человека. Способы повышения. Роль психолога в процессе повышения качества жизни человека;
• Работа с суицидальными клиентами;
• Работа с депрессивными состояниями;
• Переживание кризиса смерти. Техника «Личные похороны»;
• Техника работы с масками, освобождение от лишних масок. Техника Растождествление по И. Ялому;
• Трансформационная практика «Встреча со стеной». Последний день жизни;
• Демонстрационная сессия № 2 со стульями.
Смотрим: Ялом
Модуль 7. Гуманистическая модель.
• Модель Роджерианского консультирования;
• Основные принципы: безусловное принятие, конгруэнтность, самораскрытие терапевта;
• Основные приёмы консультирования: глубинные техники выстраивания контакта с клиентом. Приём отражения чувств;
• Практика модели консультирования в гуманистическом подходе;
• Тренинг «Ресурсы детства». Работа с внутренним ребенком. Выход во взрослое состояние в консультировании. Контакт с внутренним ребенком;
• Техники гуманистического подхода. Излечение травм внутреннего ребенка, интеграция в опыт;
Смотрим Роджерс
Модуль. 8. Когнитивно-поведенческий подход. Краткосрочная модель работы. Работа с фобиями и паническими атаками. ПТСР
• Краткосрочная модель консультирования. Приёмы и техники дэпатологизации состояния;
• Модель Милтона Эриксона в консультировании;
• Техника ДДГ;
• ДДГ с выходом в транс;
• Ресурсные трансы;
• Принципы наведения трансовых состояний;
• Работа с фобиями и паническими атаками;
• Работа с ПТСР (посттравматика);
• Демонстрационная сессия № 3 с ДДГ и трансом
Смотрим: Эриксон и поведенческая школа
Модуль 9. Трансперсональный опыт в психологическом консультировании. Работа с агрессией, сексуальностью.
• Трансперсональная модель по С. Грофу. Основные матрицы и их влияние на жизнь человека;
• «Трансперсональное путешествие в животную природу». Дыхание состояний агрессии – смерти – сексуальности. Рождение;
• Юнгианская модель. Архетипы. Работа с теневыми процессами личности. Явные и скрытые личностные процессы;
• Тренинг «Я и моя тень»
• Агрессия и её природа. Значение. Роль в работе с клиентом;
• Сексуальность. Основные страхи и мифы. Работа с сексуальными процессами клиента.
Смотрим: Грофф, Юнг
Модуль 10. Техники психодрамы в консультировании. Работа с аддикциями. Работа с внутренними конфликтами.
• Методы психодраматического разыгрывания внутренних и внешних конфликтов, детско-родительских конфликтов в процессе консультирования;
• Аддикции c точки зрения внутренней конфликтности.
• Практика «Линия времени». Интеграция жизненного пути, постановка целей, проектирование будущего;
• Исследование альтернатив выбора. Работа с принятием решений на жизненном пути;
• Практика «работа с полярностями». Работа с внутренней конфликтностью.
Смотрим: Морено
Модель консультирования. Начинается супервизия
Модули 11-12. Интегративный подход в консультировании. Пошаговая модель консультирования. Рынок психологических услуг
· Системный подход в консультировании;
· Этапы интегративного консультирования;
· Постановка психологической модели проблемы клиента. Пятифокусная модель причин проблем клиента на этапе сбора анамнеза;
· Границы: пространство, время, деньги;
· Фокусы внимания у психолога;
· Ассоциированные и диссоциированные состояния;
· Работа с сопротивлением;
· Понятие раппорта, рабочего альянса. Значение и роль доверия в ПК;
· Перенос и контреперенос в психологическом консультировании;
· Сопротивление;
· Особенности завершения сессии;
· Основные навыки психолога-консультанта. Актуализация пройденных навыков в процессе обучения;
· Рынок психологических услуг;
· Режим вопрос-ответ. Обсуждение актуальных вопросов группы;
· Мотивация клиента;
· Самопрезентация;
· Самораскрытие;
· Интеграция полученных на модуле знаний в единую систему;
· Нарцисс и модель Мак-Уильямс
· Супервизия 1
· Супервизия 2
Модуль 13. Специфические вопросы консультирования
· Особенности семейного консультирования. Семья как система. Влияние на процесс консультирования;
· Особенности дистанционного консультирования;
· Игры и манипуляции. Драматический треугольник;
· Взрослое состояние. Инструменты входа во взрослое состояние, перевод клиента во взрослое состояние коммуникации;
· Терапия молчанием. Техника «исповедь».
· Сложные клиенты.
· Элементы провокационной терапии в консультировании;
· Практика провокативной терапии;
· Супервизия 3
Берн