МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Данная программа соответствует двум этапам обучения: первый или начальный учебный этап /1-3 классы/ и второй или основной этап /4-7 классы/. Программа ориентирована главным образом на учащихся специальных классов с изучением композиции, но в несколько видоизмененной, облегченной форме она может преподаваться факультативно для других классов, если этого требует индивидуальный подход к ученику. В программе возможны перестановки и варьирование учебных тем, она также рассчитана на учащихся, которые начали изучать музыкальную композицию с 3-6 класса.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, творчества отечественных и зарубежных композиторов, ознакомление с импровизацией, подбор и запись музыки нотами, ее исполнение и т.д. Уроки из украинского музыкального фольклора, которые также входят в программу, углубляют знания учеников о жанровых разновидностях и дают практические навыки музыкальной обработки отдельных образцов народного творчества.
В соответствии с предлагаемой программой учебного курса, предусмотрено проведение в течение учебного года контрольных уроков или зачетов по музыкальной композиции, а в конце каждого года - академконцертов с исполнением собственных музыкальных произведений. Программа рекомендует после окончания третьего класса сделать переводной экзамен /из начального в основной этап изучения композиции/, а в последнем, завершающем классе обучения - выпускной экзамен.
Начальный этап изучения музыкальной композиции /1-3 классы/.
Основная цель этого курса - научить ребенка чувствовать и воспринимать художественно-музыкальный образ и уметь воспроизводить его на музыкальном инструменте. На начальном этапе практикуется интуитивное, неосознанное творчество учеником, как правило, программно-изобразительных инструментальных музыкальных пьес, а также песен, легких обработок, танцев, этюдов в простых формах.
Программа первого и второго классов
- Общее представление о музыкальном творчестве /композиции/. Музыкальный образ. Импровизация и экспромт /простейшие импровизации из нескольких звуков/.
- Цикл занятий под общим названием "Музыкальные картинки":
а/ природа в музыке;
б/ животные в музыке;
в/ настроение, характер в музыке /мажор и минор/;
г/ музыкальная сказка;
д/ действие, движение в музыке. Жанровые рисунки.
Слушание музыки с подбором к ней соответствующих рисунков, в которых отражено определенное настроение, образы природы и т.п. Музыкальная импровизация по этим рисункам, запись первых творческих попыток учеников по определенным педагогом темам, а параллельно - изучение динамики, регистров, темпов, штрихов; импровизация по воображению или по теме, предложенной преподавателем /без рисунков/. - Досочинение мелодий.
- Сочинение мелодии к ритму.
- Знакомство с интервалами. Песенки на интервалы. Интервалы и их окраска. Импровизация на определенные интервалы и интервальные группы /смена окраски интервала/.
- Фраза и предложение в музыке. Импровизация и досочинение фрагментов песен.
- Фольклор. Народная и профессиональная музыка. Украинские народные музыкальные инструменты. Колыбельные украинские народные песни и забавки. Импровизация голосом мелодий в характере колыбельных и забавок.
- Музыкальный прием остинато. Импровизация и создание простейших мелодий с мелодическим остинато /к "рисунками" и к текстам колыбельных песен и детских забавок/.
Контрольный урок:
- Повторение пройденного материала /устный опрос учеников по изученным темам теории композиции, проверка последних ученических творческих упражнений/;
- Слушание музыки по "картинкам", определение ее характера, темпа, динамики, регистров и штрихов;
- Произвольная, а также с использованием остинато импровизация по "рисункам" /из серии проведенных уроков под общим названием "Музыкальные рисунки"/. - Одноголосие и двухголосие:
- Одноголосие с элементами двухголосия. Гармоническое двухголосие сопрано и альта, подбор и досочинение альта к сопрано и наоборот;
- Двухголосие сопрано и баса. Главные ступени в басу. Цифрованный бас, мелодизований бас. Творческие упражнения на подбор и досочинение басового голоса к сопрано и наоборот;
- Подголоски. Органный пункт. Двухголосие, в котором один из голосов - подголосок, досочинение подголоска. - Простейший аккомпанемент:
а) органный пункт в аккомпанементе;
б) остинатный аккомпанемент;
в) аккомпанемент отдельными звуками медленно, типа:
и другие.
г) аккомпанемент двумя звуками /в гармонические интервалы/, произвольный, а также по определенным интервальным моделям, например, терциями или квинтами; акордовое сопровождение, произвольное, с выдержанным звуком и подвижными терциями, и с трезвучиями главных ступеней /второй класс обучения/;
д) ритмический аккомпанемент.