Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА СО СТУДЕНТАМИ



2019-11-13 191 Обсуждений (0)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА СО СТУДЕНТАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль общения и взаимоотношений педагога со студентами в образовательной деятельности весьма важна. Это, во-первых, действенный элемент условий, среды, воздуха образования, его качества; во-вторых то, что он создает, понимая это или нет; в-третьих, то, что относится к средствам образования и влияет на достигаемые результаты.

С общением и отношениями связаны многие проблемы высшего образования в современной России. Падение нравов, моральное опустошение, нецивилизованные рыночные отношения в образовательной сфере, коммерциализация, распространение «духа продажности», коррупции, деформаций различного рода — все это негативно сказывается на общении и взаимоотношениях педагога со студентами. Это проявляется в смещениях целей образовательной деятельности на достижение неполноценных результатов, не требующих ни усилий, ни педагогического профессионализма, барьерах взаимопонимания, ошибках оценок, неадекватном поведении. Устранение недостатков, совершенствование образовательной деятельности и содействие профессионально-личностному становлению студентов во многом обеспечивается владением педагогами психологией общения и взаимоотношений.

Общение педагога со студентами — педагогическое общение — это установление и поддержание целенаправленных и специально организованных контактов преподавателя со студентами для решения задач образования, обучения, воспитания и развития посредством вербальных (речевых) и невербальных средств (жест, взгляд, мимика, дистанция и др.)[1] [2]. В отечественной психологии принято выделение трех составляющих общения: познавательной (ориентировки в ситуации общения), коммуникативной (передачи сообщения), интерактивной — взаимовлияния и воздействия (Г.М. Андреева) [1] . Они присутствуют и в общении педагога.

Взаимоотношения педагога со студентами психологически обычно рассматриваются во взаимосвязях с совместной деятельностью, конфликтами, в личностном, групповом аспектах, но, как правило, в контексте общения. Сущность общения поэтому связана прежде всего с отношением субъект — субъект, личность — личность[4], которые выступают стержневыми, задающими его направленность. Поэтому правильное построение педагогом контактов со студентами усиливается их профессионально-личностной ориентированностью.

Главное в них — центрация на субъектности и индивидуальности студента как будущего профессионала, как учащегося, способного делать выбор, брать на себя ответственность, быть самостоятельным.

Развитие культуры педагогического общения и взаимоотношений со студентами для каждого педагога — это серьезная работа над собой в двух основных направлениях:

· 1) осмысление и принятие ценностных ориентиров, задающих профессионально-личностную направленность отношений со студентами;

· 2) овладение психотехникой педагогического общения в контексте профессионально-личностной ориентированности.

Ценностные ориентиры профессионально-личностных взаимоотношений преподавателя со студентами — это этичность, педагогическая и профессиональная этика, моральность, общечеловеческие ценности — служение добру, истине, делу, справедливости играют роль первого и самого важного условия педагогических отношений. Наиболее существенно в реализации этического отношения преподавателя — уважение личности студента, его человеческих прав, права на выбор, принятие ответственности и проявление самостоятельности[5].

Взаимоотношения педагога со студентами в основе своей — отношения совместного образовательного труда, а потому сотрудничество — ключевой ценностный ориентир, при котором студент рассматривается как полноправный субъект педагогического процесса. Реализация сотрудничества предполагает:

· • построение отношений исходя из взаимного уважения, взаимопонимания, доверия, на нравственно здоровой основе профессионально-личностных педагогических контактов;

· • опору на позитивную мотивацию в учебе; отказ от командования, запугивания, формализма;

· • построение отношений не от педагога и учебного предмета, а от студента, его запросов, от потребностей будущей профессиональной деятельности.

Диалог как ценностный ориентир наиболее специфичен для профессионально-личностной ориентации отношений педагога со студентами. Диалогизация — одна из ведущих современных образовательных тенденций, она проявляется в массированном проникновении в педагогическую практику диалогических форм и методов обучения. При профессионально-личностной ориентации диалог — не просто последовательный обмен информацией, суждениями, совместное обсуждение проблемы. Студенты в диалоге выступают как равные собеседники с правом на собственную позицию, свое мнение и предложения. Помочь педагогу выстроить профессионально-личностные отношения со студентами может использование таких разновидностей диалога, как спор, дискуссия, диспут и полемика.

Игра — наиболее технологичный способ в профессионально-личностной ориентации. Она хорошо моделирует профессиональную деятельность, снимает психологические барьеры, раскрепощает студентов и является гибким методическим инструментом.

Методологические основы игровой образовательной деятельности достаточно известны в современной науке[6]. Реализация игровых отношений в контактах педагога со студентами опирается на ролевые подходы, хорошо проработана в игровых технологиях и конкретизируется комплексом профессиональных и личностных ролей и позиций в психотехнике общения.

Психотехника общения педагога со студентами как комплекс рациональных приемов и способов общения в процессе решения задач образования, обучения, воспитания и развития имеет особенности в профессионально-личностно ориентированном контексте (в сравнении с традиционным, центрированном на знаниях педагогическом общении). Общение в рамках учебных занятий складывается их трех основных этапов:

· 1) коммуникативной подготовки, т.е. подготовки к учебному занятию как к общению;

· 2) установления педагогического контакта в начале учебного занятия;

· 3) управления педагогическим общением в ходе занятия.

Техника коммуникативной подготовки к учебному занятию. Считается, что общение начинается непосредственно в аудитории — с первым контактом педагога и студентов. Однако к любому учебному занятию педагог должен готовиться как к общению. Стержнем подготовки является моделирование предстоящего общения, продумывание его важнейших сторон и составных частей в профессиональноличностно ориентированном измерении.

Прием педагогической настройки на аудиторию. Профессиональноличностная настройка педагога на аудиторию должна быть достаточно полной и глубокой. Здесь необходимы:

· • предварительный анализ особенностей студентов по схеме: общие характеристики (практический опыт, образование, интеллектуальный уровень, возраст, национальность и др.); мотивы учебы, запросы к учебной дисциплине и теме занятия; их состояние, настрой в конкретной ситуации;

· • суммирование предшествующих контактов и работы со студентами: осмысление проделанной работы, результатов и проблем, причем надо «не потерять» ни одного студента; полезно завершать это выводами и прогнозом общего и профессионального развития и воспитания личности студентов;

· • личную настройку преподавателя на занятие, постановку перед собой вопросов и задач: чему и как научить их на данном занятии, как наилучшим образом мобилизовать личностный потенциал студентов; необходимо также привести себя в оптимальное рабочее и творческое состояние.

Прием коммуникативной проработки учебного материала. Его суть — в приспособлении письменного учебного текста к профессиональноличностным характеристикам конкретной аудитории. Главное здесь — достижение свободного владения учебным материалом в устной речи. Чтение лекций по тексту не отвечает требованиям профессиональноличностного педагогического общения, а потому:

· • для малоопытных и недостаточно квалифицированных преподавателей необходима тренировка: написать полный текст выступления (именно устного, в расчете на конкретную аудиторию), преобразовать его в подробный конспект, затем в краткий;

· • особое внимание нужно уделять ясному и четкому формулированию основных положений, логике и структуре учебных вопросов. Идеи, конструктивные выводы и рекомендации целесообразно выделять рельефно, в форме конкретных тезисов, учитывая особенности восприятия и понимания данного материала;

· • важно лексическое приспособление учебного материала к конкретной аудитории, примеры из практики, близкие аудитории речевые обороты.

Прием разработки коммуникативной партитуры (сценария) учебного занятия. Это развернутая программа общения на занятии. Она готовится только для сложных в построении общения занятий. В ее разработке полезно:

· • наметить основные коммуникативные задачи, которые придется решать на занятии: установить контакт, организовать дискуссию, найти взаимопонимание по обсуждаемой теме, подвести обучаемых к пересмотру устаревших взглядов, стереотипов и т.д.;

· • драматизировать ход учебного занятия. Один из вариантов: завязка, развитие, кульминация, развязка. На каждом из этапов нужны «домашние заготовки» для поворота общения в нужное русло;

· • при подготовке к игровым формам занятий партитура усложняется и превращается в сценарий: более детально формулируются вводные, отдельные ситуации, расписываются игровые роли.

Техника установления педагогического контакта. Педагогический

контакт — это ситуативное состояние взаимоотношений преподавателя и студентов, оптимальное в мотивационном, эмоциональном и интеллектуальном плане для решения задач образования, обучения, воспитания и развития.

Прием педагогической самоподачи преподавателя. Самоподача (са- мопрезентация) — это формирование в сознании студентов педагогически целесообразного образа преподавателя. Для этого:

· • при первой встрече со студентами всегда важно педагогически целесообразное самопредставление преподавателя аудитории. Назвав фамилию, имя, отчество, статус, нужно сказать несколько слов о себе как профессионале и личности, чтобы студенты поняли, что перед ними компетентный специалист и педагог, заинтересованный и способный научить своему предмету;

· • проявление сильных сторон педагога: научной эрудиции, знаний тонкостей профессии, личных секретов овладения ею;

· • демонстрация открытости преподавателя, приглашение к диалогу.

Прием вовлечения в педагогическое общение наиболее характерен для начала групповых занятий и любой встречи со студентами. Он предполагает:

· • ориентировку в поведении, учет и завоевание внимания аудитории, в том числе посредством профессионально-личностно ориентированных обращений;

· • достижение согласия с аудиторией в начале занятия и накопление согласия по ходу, пусть даже по мелким, второстепенным вопросам путем избегания противоречий, заострения внимания на главном пункте согласия;

· • включение студентов в контекст конкретной ситуации, работы над учебной дисциплиной в целом, а при уместности с учетом событий в обществе во вступительном слове преподавателя. Прием мотивирования (заинтересовывания) аудитории заключается в:

· • концентрации интересного материала в начале занятия, это может быть неожиданная, необычная, броская, занимательная информация;

· • опоре на различные мотивы учения студентов, как внутренние (лично любопытно, ново, интересно), таки внешние (полезно для профессии);

· • активном проявлении интереса к внутреннему миру студентов, к их трудностям и проблемам, радостям и огорчениям в овладении профессией, в том числе по прямым и косвенным вопросам в диалоге.

Прием формирования эмоционально-положительной связи со студентами. В зависимости от личностных особенностей педагога доля эмоциональности в отношениях со студентами бывает разной. Освободить педагогический процесс от отрицательных эмоций полностью нельзя, ибо в нем всегда будут трудности и неудачи, но активизировать положительный эмоциональный тон важно. Для этого:

· • целесообразно установление неформально-деловой атмосферы общения на учебном занятии посредством мягкой, личностной формы обращения (по имени), шуток, юмора, недопущения излишней официальности;

· • полезно использовать механизм психологического заражения для трансляции состояния увлеченности через эмоциональное насыщение речи, мимики, жестов, динамику поведения педагога;

· • эффективны комплимент, положительная оценка, подчеркивание позитивных сторон, психологическая, эмоциональная поддержка студентов.

Прием активизации взаимопонимания со студентами. В его применении педагогу:

· • полезно ставить себя на место студентов, чтобы лучше понимать их;

· • помогает постоянный зрительный контакт с аудиторией;

· • способствует демонстрация не только позиции, близкой и понятной аудитории, но и самого понимания преподавателем аудитории, ее ожиданий, желаний, потребностей, взглядов, состояния;

· • важен разговорный стиль речи преподавателя, использование близких аудитории слов и оборотов.

Техника управления процессом общения. Управление общением осуществляется при его выходе за требуемые пределы, для обеспечения переходов из одной формы в другую и в ситуациях необходимости опосредованного влияния на сложные процессы общения.

Установление контакта в начале занятия обычно предполагает и установление соответствующих рамок (порядка, регламента, правил) общения, многие из которых лишь подразумеваются, но недостаточно осознаются и формулируются.

Прием поддержания и корректирования рамок общения предполагает при применении:

· • исходить из осознания, публичной фиксации установленных рамок общения и контроля их соблюдения;

· • отдавать себе отчет в их качестве, уровне; психологи выделяют до семи уровней общения (примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный); учитывать их профессионально-личностные особенности[7];

· • для поддержания должного уровня общения напоминать, обращаться к студентам (мы договорились...; напоминаю, что... и т.п.);

· • при необходимости уточнять рамки и проводить коррекцию. Прием перестройки схем общения на занятии на основе инициативы

педагога. Если педагог предлагает провести дискуссию, вводит необходимые рамки, но дискусия не получается, то следует:

· • провести коммуникативную атаку, т.е. сначала развернуть дискуссию «педагог — аудитория», а потом, опираясь на выявленные позиции и на появившийся дискуссионный «запал», «перенести» ее в аудиторию, т.е. перестроить по схеме «студент(ы) — студент(ы)»;

· • учитывать варианты схем общения: педагог — студент, педагог — группа студентов, педагог — весь коллектив, студент — группа, студент — коллектив, группа — группа; возможно общение педагога через отдельных студентов с коллективом в целом и через коллектив с отдельными студентами и т.д.;

· • направлять общение по схемам с оптимальным педагогическим эффектом и стремиться к максимальной «многослойности» общения, к комплексности педагогического воздействия наличность студента.

Прием позиционно-ролевого влияния педагога, в том числе на профессионально-личностное становление студентов, включает применение:

· • трех основных позиций по содержанию общения:

o 1) открытой, когда он объявляет себя сторонником (противником) излагаемой идеи, что особо важно для профессионально-личностного влияния;

o 2) закрытой, если он умалчивает о своей точке зрения;

o 3) отстраненной, когда подчеркивается нейтральность педагога, что полезно на границах его компетентности;

· • трех основных пристроек к позиции другой стороны: «сверху», «рядом» и «снизу», по-разному влияющих в профессионально- личностном смысле;

· • многообразия профессионально-личностных ролей, ибо нет роли без роли, ей противостоящей, принимая на себя ту или иную роль в общении, педагог всегда влияет на студентов.

Ценностные ориентиры отношений и психотехника общения интегрируются в стилях общения и взаимоотношений педагога со студентами. доминантный (авторитарный), мягкий (демократический), пассивный (либеральный), гибкий (гармоничный, обладающий наибольшим профессионально-личностным влиянием). Негативно сказываются в профессонально-личностном плане деформированные стили педагога: манипулятивный (отношение к студентам как к объектам скрытых воздействий в интересах субъекта), формальный (отчужденность от партнеров по общению как людей), примитивный (игнорирование культурных норм общения, эгоистическое построение общения от себя). Стиль общения профессионального педагога должен быть индивидуализирован, иметь неповторимые уникальные черты, связанные с особенностями личности и характера.

Итак, владение педагогом психологией педагогического общения и отношений со студентами — важнейшее условие развития современного профессионально-личностно ориентированного высшего образования в России.

 

 



2019-11-13 191 Обсуждений (0)
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА СО СТУДЕНТАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА СО СТУДЕНТАМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)